Порядок предоставления земельного участка в собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления земельного участка в собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"5.1.1. Нормы о порядке предоставления земельного участка под объектами недвижимости в частную собственность не применяются в случае, если право собственности на данный участок принадлежит Российской Федерации как собственнику объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.20 ЗК РФ "Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение"1.2.1. Нормы о порядке предоставления земельного участка под объектами недвижимости в частную собственность не применяются в случае, если право собственности на данный участок принадлежит Российской Федерации как собственнику объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Судами трех инстанций такой отказ признан правомерным ввиду того, что согласно региональному закону, принятому во исполнение подпункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ и устанавливающему случаи и порядок бесплатного предоставления публичного земельного участка в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, одним из критериев отнесения граждан к данной категории является проживание всех членов многодетной семьи на территории этого субъекта Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Судами трех инстанций такой отказ признан правомерным ввиду того, что согласно региональному закону, принятому во исполнение подпункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ и устанавливающему случаи и порядок бесплатного предоставления публичного земельного участка в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, одним из критериев отнесения граждан к данной категории является проживание всех членов многодетной семьи на территории этого субъекта Российской Федерации.
Ситуация: Как оформить в собственность (приватизировать) предоставленный гражданину земельный участок и расположенный на нем жилой дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок оформления права собственности на ранее предоставленный гражданину земельный участок
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок оформления права собственности на ранее предоставленный гражданину земельный участок
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)7. Согласно части 7 комментируемой статьи в обязанности Росреестра входит уведомление в порядке межведомственного информационного взаимодействия об изменениях, внесенных в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель, к которой отнесен земельный участок, правообладателя указанного земельного участка, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, если до внесения изменений указанный земельный участок относился к категории земель лесного фонда, а также орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном ч. 5 комментируемой статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)7. Согласно части 7 комментируемой статьи в обязанности Росреестра входит уведомление в порядке межведомственного информационного взаимодействия об изменениях, внесенных в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель, к которой отнесен земельный участок, правообладателя указанного земельного участка, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, если до внесения изменений указанный земельный участок относился к категории земель лесного фонда, а также орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном ч. 5 комментируемой статьи.
Статья: Волезамещающее решение суда по делам о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(Варнакова Л.А.)
("Гражданское право", 2024, N 3)В статье приведено поступательное исследование порядка получения во владение земельных участков, находящихся в публичной собственности, на которых расположены здание, сооружение. Приводятся существующие ограничения договорной свободы при оформлении указанного земельного участка в пользование посредством волезамещающего решения суда. На примере конкретных судебных актов автор показывает, как судебная практика фактически изменяет положения земельного законодательства, в связи с чем делается вывод о целесообразности внесения в него соответствующих изменений, в частности относительно закрепления обязанности, а не права правообладателя здания, сооружения или помещения оформить право аренды на земельный участок, собственником которого является публично-правовое образование, так как применение правовой формы "правообязанность" в большей степени соответствует существу искомых общественных отношений. Необходимо резюмировать, что волезамещающее решение направлено на удовлетворение законных интересов публично-правовых образований и должно соответствовать императивным предписаниям закона.
(Варнакова Л.А.)
("Гражданское право", 2024, N 3)В статье приведено поступательное исследование порядка получения во владение земельных участков, находящихся в публичной собственности, на которых расположены здание, сооружение. Приводятся существующие ограничения договорной свободы при оформлении указанного земельного участка в пользование посредством волезамещающего решения суда. На примере конкретных судебных актов автор показывает, как судебная практика фактически изменяет положения земельного законодательства, в связи с чем делается вывод о целесообразности внесения в него соответствующих изменений, в частности относительно закрепления обязанности, а не права правообладателя здания, сооружения или помещения оформить право аренды на земельный участок, собственником которого является публично-правовое образование, так как применение правовой формы "правообязанность" в большей степени соответствует существу искомых общественных отношений. Необходимо резюмировать, что волезамещающее решение направлено на удовлетворение законных интересов публично-правовых образований и должно соответствовать императивным предписаниям закона.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<55> За исключением подп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, которым закрепляется рассматриваемый безаукционный порядок предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, в аренду пользователям недр.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<55> За исключением подп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, которым закрепляется рассматриваемый безаукционный порядок предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, в аренду пользователям недр.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)4. Основания и порядок предоставления на праве постоянного землевладения земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, устанавливаются законом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)4. Основания и порядок предоставления на праве постоянного землевладения земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, устанавливаются законом.
Ситуация: В чем суть дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подробнее о необходимых документах и о порядке предоставления земельного участка в собственность бесплатно см., например, ситуацию "Каков порядок оформления права собственности на земельный участок под индивидуальным жилым домом?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подробнее о необходимых документах и о порядке предоставления земельного участка в собственность бесплатно см., например, ситуацию "Каков порядок оформления права собственности на земельный участок под индивидуальным жилым домом?".
Ситуация: Каков порядок предоставления и перераспределения земельных участков в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок предоставления таким гражданам земельных участков в собственность бесплатно по общему правилу устанавливается законами субъектов РФ (п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок предоставления таким гражданам земельных участков в собственность бесплатно по общему правилу устанавливается законами субъектов РФ (п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ).
Статья: Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для предпринимательских целей
(Аверьянова Н.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 11)Однако по факту субъектами-предпринимателями, которые могут рассчитывать на льготный (без торгов) порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может выступать только КФХ. Так, организации, осуществляющие комплексное освоение, развитие территории, к моменту предоставления земельного участка уже прошли конкурсные процедуры в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <7>, и их можно назвать "исключительными претендентами", автоматически получающими право на земельный участок, подлежащий комплексному освоению или развитию. В том же статусе находятся и юридические лица - землепользователи. Они обязаны переоформить полученное до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на собственность или аренду в соответствии с требованиями Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <8>. Однако они сегодня должны быть предварительно привлечены к административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ за нарушение сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку должны были завершить данный процесс к 1 января 2012 года.
(Аверьянова Н.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 11)Однако по факту субъектами-предпринимателями, которые могут рассчитывать на льготный (без торгов) порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может выступать только КФХ. Так, организации, осуществляющие комплексное освоение, развитие территории, к моменту предоставления земельного участка уже прошли конкурсные процедуры в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <7>, и их можно назвать "исключительными претендентами", автоматически получающими право на земельный участок, подлежащий комплексному освоению или развитию. В том же статусе находятся и юридические лица - землепользователи. Они обязаны переоформить полученное до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на собственность или аренду в соответствии с требованиями Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <8>. Однако они сегодня должны быть предварительно привлечены к административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ за нарушение сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку должны были завершить данный процесс к 1 января 2012 года.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Упомянутым Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ также излагалась полностью в новой редакции статья 28 "Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям" Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <407> (наименование статьи соответственно в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ), но названная статья признана утратившей силу Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ, принятым в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Сам Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан с 1 января 2019 г. утратившим силу Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым также из ч. 1 комментируемой статьи исключено указание на земельный участок, предоставленный для ведения дачного хозяйства. Данным Законом учтена новая редакция части первой ГК РФ (см. коммент. к ст. 24.1 Закона).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Упомянутым Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ также излагалась полностью в новой редакции статья 28 "Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям" Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <407> (наименование статьи соответственно в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ), но названная статья признана утратившей силу Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ, принятым в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Сам Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан с 1 января 2019 г. утратившим силу Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым также из ч. 1 комментируемой статьи исключено указание на земельный участок, предоставленный для ведения дачного хозяйства. Данным Законом учтена новая редакция части первой ГК РФ (см. коммент. к ст. 24.1 Закона).