Порядок предоставления субвенций местным бюджетам
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления субвенций местным бюджетам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Амурского областного суда от 27.03.2023 по делу N 33АП-1220/2023 (УИД 28RS0017-01-2022-002790-21)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Об обязании ввести дополнительно в штатное расписание ставки педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, ассистента (помощника), обязании произвести финансирование на оплату труда педагогических работников.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об образовании в учреждении установлено недостаточное количество педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов, что нарушает права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования.
Решение: Удовлетворено в части.В связи с чем доводы жалобы о том, что Министерство финансов не является исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным определять потребность, производить расчет и предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования, о том, что судом неверно определен порядок и лицо, на которое может быть возложена обязанность по финансированию оплаты труда ставок педагогических работников на 2022-2023 учебный год, Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по данному делу, являются необоснованными и не свидетельствует о незаконности выводов, изложенных в оспариваемом судебном акте.
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Об обязании ввести дополнительно в штатное расписание ставки педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, ассистента (помощника), обязании произвести финансирование на оплату труда педагогических работников.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об образовании в учреждении установлено недостаточное количество педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов, что нарушает права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования.
Решение: Удовлетворено в части.В связи с чем доводы жалобы о том, что Министерство финансов не является исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным определять потребность, производить расчет и предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования, о том, что судом неверно определен порядок и лицо, на которое может быть возложена обязанность по финансированию оплаты труда ставок педагогических работников на 2022-2023 учебный год, Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по данному делу, являются необоснованными и не свидетельствует о незаконности выводов, изложенных в оспариваемом судебном акте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ. Субъекты РФ вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ. Субъекты РФ вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.
Статья: Особенности правового регулирования организации местного самоуправления на текущем этапе
(Юркова С.Н.)
("Местное право", 2025, N 1)Вместе с этим внесено дополнение в порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, состоящее в том, что при расчете общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимо учитывать затраты на организацию осуществления переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации. Это дополнение существенно, т.к. ранее "по умолчанию" считалось, что организационные расходы несущественны и ими можно пренебречь.
(Юркова С.Н.)
("Местное право", 2025, N 1)Вместе с этим внесено дополнение в порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, состоящее в том, что при расчете общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимо учитывать затраты на организацию осуществления переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации. Это дополнение существенно, т.к. ранее "по умолчанию" считалось, что организационные расходы несущественны и ими можно пренебречь.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации""Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.";
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации""Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.";
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Расходные обязательства, возникающие в связи с исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и местными бюджетами, указанные расходные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Расходные обязательства, возникающие в связи с исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и местными бюджетами, указанные расходные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья: Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Формально-юридически этот подход может быть обоснован тем, что аналогичный механизм применяется в рамках взаимодействия федеральных и региональных органов власти в сфере образования. Федеральный орган исполнительной власти в сфере общего образования согласовывает назначение на должность руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Содержательно данный подход можно обосновать механизмом реализации полномочий в сфере образования, которые при отсутствии эффективных способов взаимодействия не могут быть реализованы. Субъекты Российской Федерации (далее - субъекты РФ) обеспечивают путем предоставления субвенций местным бюджетам гарантии реализации права на получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования детей.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Формально-юридически этот подход может быть обоснован тем, что аналогичный механизм применяется в рамках взаимодействия федеральных и региональных органов власти в сфере образования. Федеральный орган исполнительной власти в сфере общего образования согласовывает назначение на должность руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Содержательно данный подход можно обосновать механизмом реализации полномочий в сфере образования, которые при отсутствии эффективных способов взаимодействия не могут быть реализованы. Субъекты Российской Федерации (далее - субъекты РФ) обеспечивают путем предоставления субвенций местным бюджетам гарантии реализации права на получение дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования детей.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Органы государственной власти субъектов РФ могут передавать на неограниченный или определенный срок в порядке, установленном ст. 19 комментируемого Закона, отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления, которые устанавливаются исключительно федеральными законами и законами субъектов РФ и финансируются за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а также при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципалитетов.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Органы государственной власти субъектов РФ могут передавать на неограниченный или определенный срок в порядке, установленном ст. 19 комментируемого Закона, отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления, которые устанавливаются исключительно федеральными законами и законами субъектов РФ и финансируются за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а также при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципалитетов.
Статья: Нецелевое расходование субвенции на диспансеризацию служащих
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 4)Средства единой субвенции предоставляются для реализации государственных полномочий на оплату расходов, предусмотренных ст. 70 БК РФ. Кроме того, постановлением субъекта РФ утвержден порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований области на осуществление государственных полномочий области в сфере охраны труда. Пункт 2 данного порядка также гласит, что средства субвенций предоставляются на оплату расходов, предусмотренных ст. 70 БК РФ:
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 4)Средства единой субвенции предоставляются для реализации государственных полномочий на оплату расходов, предусмотренных ст. 70 БК РФ. Кроме того, постановлением субъекта РФ утвержден порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований области на осуществление государственных полномочий области в сфере охраны труда. Пункт 2 данного порядка также гласит, что средства субвенций предоставляются на оплату расходов, предусмотренных ст. 70 БК РФ:
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Продолжающееся реформирование системы Федерального казначейства РФ в целях создания современной системы управления публичными финансами обеспечивается расширением полномочий Федерального казначейства РФ. Так, в целях реализации своих новых правоприменительных функций Федеральное казначейство РФ наделено правом осуществления нормотворчества, в рамках которого казначейство разрабатывает правила организации и функционирования системы казначейских платежей по согласованию с Центральным банком РФ <20>; порядок казначейского обслуживания <21>; общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов <22>; порядок открытия казначейских счетов <23>; порядок открытия и ведения лицевых счетов <24>; порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей; порядок прогнозирования движения средств на едином казначейском счете <25>; порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение <26>; порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах по согласованию с Центральным банком Российской Федерации <27>, а также целый ряд нормативных документов, связанных с осуществлением контроля за аудиторскими организациями, выполняющими проверку финансовой деятельности субъектов бюджетных правоотношений.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Продолжающееся реформирование системы Федерального казначейства РФ в целях создания современной системы управления публичными финансами обеспечивается расширением полномочий Федерального казначейства РФ. Так, в целях реализации своих новых правоприменительных функций Федеральное казначейство РФ наделено правом осуществления нормотворчества, в рамках которого казначейство разрабатывает правила организации и функционирования системы казначейских платежей по согласованию с Центральным банком РФ <20>; порядок казначейского обслуживания <21>; общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов <22>; порядок открытия казначейских счетов <23>; порядок открытия и ведения лицевых счетов <24>; порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей; порядок прогнозирования движения средств на едином казначейском счете <25>; порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение <26>; порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах по согласованию с Центральным банком Российской Федерации <27>, а также целый ряд нормативных документов, связанных с осуществлением контроля за аудиторскими организациями, выполняющими проверку финансовой деятельности субъектов бюджетных правоотношений.
Вопрос: О предоставлении юрлицам субсидии из местного бюджета, в том числе на погашение задолженности по налогам.
(Письмо Минфина России от 18.06.2025 N 02-12-12/59170)Принимая во внимание положения статьи 31 Бюджетного кодекса о принципе самостоятельности бюджетов, органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
(Письмо Минфина России от 18.06.2025 N 02-12-12/59170)Принимая во внимание положения статьи 31 Бюджетного кодекса о принципе самостоятельности бюджетов, органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).