Порядок предоставления субсидии военнослужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления субсидии военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)9. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительством РФ устанавливается порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Указанный порядок определяется в разд. IX "Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий" вышеуказанных Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которым финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом субсидии гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, предоставляются федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, а гражданам, проживающим в закрытых военных городках, - органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)9. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительством РФ устанавливается порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Указанный порядок определяется в разд. IX "Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий" вышеуказанных Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которым финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом субсидии гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, предоставляются федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, а гражданам, проживающим в закрытых военных городках, - органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и порядок представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и порядок представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья: Военная ипотека сегодня
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2022, N 11)Следует также учесть, что участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения не позволяет второму супругу-военнослужащему получить жилое помещение по договору социального найма на члена семьи - участника накопительно-ипотечной системе, а также то, что, если военнослужащий является участником накопительно-ипотечной системы, он не может быть обеспечен жильем как член семьи военнослужащего в порядке реализации положений п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих". Участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе не позволяет другому супругу реализовать право на жилищную субсидию с учетом права этого супруга как члена семьи военнослужащего.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2022, N 11)Следует также учесть, что участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения не позволяет второму супругу-военнослужащему получить жилое помещение по договору социального найма на члена семьи - участника накопительно-ипотечной системе, а также то, что, если военнослужащий является участником накопительно-ипотечной системы, он не может быть обеспечен жильем как член семьи военнослужащего в порядке реализации положений п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих". Участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе не позволяет другому супругу реализовать право на жилищную субсидию с учетом права этого супруга как члена семьи военнослужащего.
Статья: О жилищном обеспечении военнослужащих при увольнении с военной службы (по материалам судебной практики)
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6)Вместе с тем, удовлетворяя требования П., суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 указанного Закона, которым предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по возрасту и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Гарнизонный военный суд правильно указал, что данная норма Закона, запрещающая увольнять военнослужащих до предоставления им жилых помещений, применяется к указанной категории военнослужащих, в установленном порядке признанных нуждающимися в жилых помещениях, в зависимости от их обеспеченности жильем по последнему месту военной службы.
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6)Вместе с тем, удовлетворяя требования П., суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 указанного Закона, которым предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по возрасту и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Гарнизонный военный суд правильно указал, что данная норма Закона, запрещающая увольнять военнослужащих до предоставления им жилых помещений, применяется к указанной категории военнослужащих, в установленном порядке признанных нуждающимися в жилых помещениях, в зависимости от их обеспеченности жильем по последнему месту военной службы.
Статья: О правах супруга (супруги) военнослужащего на жилье, приобретенное в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(Шмарева Т.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 5)Следует отметить, что НИС по общему правилу не предполагает участия в ней членов семьи военнослужащего. При формировании накоплений учитывается только сам военнослужащий. Поэтому можно говорить о том, что в плане реализации права на жилище положение членов семьи военнослужащего, подпадающего под действие этой программы, хуже, чем, например, членов семьи военнослужащего, который может рассчитывать на получение жилья в собственность или жилищной субсидии по п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как при определении размера жилья или жилищной субсидии учитываются и члены семьи военнослужащего. Не будем вдаваться в вопросы справедливости и правильности таких изменений порядка обеспечения военнослужащих жильем, поскольку все это может служить отдельной темой научного исследования.
(Шмарева Т.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 5)Следует отметить, что НИС по общему правилу не предполагает участия в ней членов семьи военнослужащего. При формировании накоплений учитывается только сам военнослужащий. Поэтому можно говорить о том, что в плане реализации права на жилище положение членов семьи военнослужащего, подпадающего под действие этой программы, хуже, чем, например, членов семьи военнослужащего, который может рассчитывать на получение жилья в собственность или жилищной субсидии по п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как при определении размера жилья или жилищной субсидии учитываются и члены семьи военнослужащего. Не будем вдаваться в вопросы справедливости и правильности таких изменений порядка обеспечения военнослужащих жильем, поскольку все это может служить отдельной темой научного исследования.
Статья: Предоставление жилищной субсидии военнослужащим МЧС
(Фурагина О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ СУБСИДИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ МЧС
(Фурагина О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ СУБСИДИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ МЧС
Статья: К системе норм о жилищном обеспечении военнослужащих: взгляд через военно-судебные решения
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)А., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых жилым помещением в форме жилищной субсидии, в собственность бесплатно или по договору социального найма, в период прохождения военной службы по месту ее прохождения и при увольнении с военной службы по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих". При этом, как следует из материалов дела, в форме жилищной субсидии, в собственность бесплатно или на условиях социального найма в период прохождения военной службы А. жилым помещением не обеспечивался. А. предоставлялось служебное жилье, порядок обеспечения и сдачи которого определяется жилищным законодательством.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)А., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых жилым помещением в форме жилищной субсидии, в собственность бесплатно или по договору социального найма, в период прохождения военной службы по месту ее прохождения и при увольнении с военной службы по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих". При этом, как следует из материалов дела, в форме жилищной субсидии, в собственность бесплатно или на условиях социального найма в период прохождения военной службы А. жилым помещением не обеспечивался. А. предоставлялось служебное жилье, порядок обеспечения и сдачи которого определяется жилищным законодательством.
Статья: Жилье военнослужащим, сотрудникам полиции, Росгвардии. Анализ споров (на примерах обеспечения субсидиями)
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями как в форме предоставления жилых помещений, так и в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия). Порядок расчета жилищной субсидии утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 76.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями как в форме предоставления жилых помещений, так и в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия). Порядок расчета жилищной субсидии утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 76.