Порядок предоставления отчета опекуна
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления отчета опекуна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как опекуну заполнить отчет о хранении, использовании и управлении имуществом совершеннолетнего недееспособного подопечного?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекун должен ежегодно отчитываться перед органом опеки и попечительства о хранении, использовании и управлении имуществом своего подопечного. Письменный отчет за истекший год, по общему правилу, представляется не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки (ч. 1 ст. 25 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекун должен ежегодно отчитываться перед органом опеки и попечительства о хранении, использовании и управлении имуществом своего подопечного. Письменный отчет за истекший год, по общему правилу, представляется не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки (ч. 1 ст. 25 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)законопроектом впервые детально урегулированы важные вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определены порядок и сроки выдачи ООиП разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных. Определены порядок и сроки представления отчета опекуна (попечителя) о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)законопроектом впервые детально урегулированы важные вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определены порядок и сроки выдачи ООиП разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных. Определены порядок и сроки представления отчета опекуна (попечителя) о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного;
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 25. Отчет опекуна или попечителя
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 25. Отчет опекуна или попечителя
Готовое решение: Как отразить декрет и отпуск по уходу за ребенком в подразделе 1.2 "Сведения о страховом стаже" формы ЕФС-1
(КонсультантПлюс, 2025)графу "Период работы" заполните двумя строками. В первой укажите даты в пределах от даты начала отчетного периода по дату, предшествующую дате начала отпуска по уходу за ребенком. Во второй строке отразите один день такого отпуска (в виде даты фактического его начала) с указанием в графе 7 кода "ДЕТИ" (когда отпуск дается родителю) или "ДЕТИПРЛ" (когда отпуск дается не родителю, а бабушке, дедушке, другому родственнику или опекуну).
(КонсультантПлюс, 2025)графу "Период работы" заполните двумя строками. В первой укажите даты в пределах от даты начала отчетного периода по дату, предшествующую дате начала отпуска по уходу за ребенком. Во второй строке отразите один день такого отпуска (в виде даты фактического его начала) с указанием в графе 7 кода "ДЕТИ" (когда отпуск дается родителю) или "ДЕТИПРЛ" (когда отпуск дается не родителю, а бабушке, дедушке, другому родственнику или опекуну).
Статья: Учет денежных средств, поступивших на номинальные счета
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 4)Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ учреждение, являющееся опекуном или попечителем недееспособного или частично дееспособного гражданина, проживающего в нем, вправе распоряжаться доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель представляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Законом N 48-ФЗ. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения (п. 2 ст. 25 Закона N 48-ФЗ):
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 4)Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ учреждение, являющееся опекуном или попечителем недееспособного или частично дееспособного гражданина, проживающего в нем, вправе распоряжаться доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель представляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Законом N 48-ФЗ. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения (п. 2 ст. 25 Закона N 48-ФЗ):
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)В ходе проверки прокурору следует выяснять, реализуется ли последующий контроль за условиями жизни, воспитания и содержания опекаемых, соблюдением опекунами (попечителями) прав подопечных, обеспечением сохранности их имущества, использованием закрепленного за опекаемыми жилья, выполнением требований к осуществлению опекунами своих прав и исполнению обязанностей. Так, прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) выявлено, что более двух лет органами опеки не осуществлялся контроль за сохранностью жилья, закрепленного за тремя несовершеннолетними детьми, оставшимися без родительского попечения. Прокуратура внесла представление в администрацию муниципального района "Нижнеколымский район", которое не было удовлетворено, в связи с чем прокурор направил в суд административное исковое заявление с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непринятию мер по проведению плановых осмотров квартиры, закрепленной за детьми, и устранении нарушений закона. Требования прокурора суд удовлетворил <17>. Полагаем, что в этом случае у прокурора были основания и для возбуждения административного производства за умышленное неисполнение законных требований прокурора в отношении должностных лиц муниципального образования. При отсутствии надлежащего контроля опекуны (попечители) не всегда исполняют обязанности о предоставлении органам опеки ежегодных отчетов о хранении, об использовании имущества подопечных, о расходах за счет имущества, тратах опекунских выплат. Например, судом удовлетворен иск прокурора Веденского района Чеченской Республики, заявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетней, о предоставлении опекуном в орган опеки администрации Веденского муниципального района отчета о хранении, об использовании имущества подопечной, управлении имуществом, о расходовании денежных средств на содержание опекаемого ребенка <18>.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)В ходе проверки прокурору следует выяснять, реализуется ли последующий контроль за условиями жизни, воспитания и содержания опекаемых, соблюдением опекунами (попечителями) прав подопечных, обеспечением сохранности их имущества, использованием закрепленного за опекаемыми жилья, выполнением требований к осуществлению опекунами своих прав и исполнению обязанностей. Так, прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) выявлено, что более двух лет органами опеки не осуществлялся контроль за сохранностью жилья, закрепленного за тремя несовершеннолетними детьми, оставшимися без родительского попечения. Прокуратура внесла представление в администрацию муниципального района "Нижнеколымский район", которое не было удовлетворено, в связи с чем прокурор направил в суд административное исковое заявление с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непринятию мер по проведению плановых осмотров квартиры, закрепленной за детьми, и устранении нарушений закона. Требования прокурора суд удовлетворил <17>. Полагаем, что в этом случае у прокурора были основания и для возбуждения административного производства за умышленное неисполнение законных требований прокурора в отношении должностных лиц муниципального образования. При отсутствии надлежащего контроля опекуны (попечители) не всегда исполняют обязанности о предоставлении органам опеки ежегодных отчетов о хранении, об использовании имущества подопечных, о расходах за счет имущества, тратах опекунских выплат. Например, судом удовлетворен иск прокурора Веденского района Чеченской Республики, заявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетней, о предоставлении опекуном в орган опеки администрации Веденского муниципального района отчета о хранении, об использовании имущества подопечной, управлении имуществом, о расходовании денежных средств на содержание опекаемого ребенка <18>.
Статья: Подача подраздела 1.2 формы ЕФС-1 в межотчетный период: есть изменения
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 3)Цель подачи таких сведений, как следует из Порядка заполнения формы ЕФС-1, - учет периода работы в календарном году, срок представления отчетности за который не наступил. Причем форму с типом сведений "Назначение выплат по ОСС" надо представлять и в случае отсутствия за период работы в текущем календарном году сведений, которые указывают в графах 4 - 12.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 3)Цель подачи таких сведений, как следует из Порядка заполнения формы ЕФС-1, - учет периода работы в календарном году, срок представления отчетности за который не наступил. Причем форму с типом сведений "Назначение выплат по ОСС" надо представлять и в случае отсутствия за период работы в текущем календарном году сведений, которые указывают в графах 4 - 12.
Статья: ЕФС-1 о стаже уходящих в декрет или детский отпуск: СФР дает ответы
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 6)Но на такую работницу надо будет обязательно подать подраздел 1.2 формы ЕФС-1 с типом сведений "Исходная" по окончании календарного года <10>. При этом период отпуска по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, если он предоставлен родителю, надо будет показать в отчете с проставлением кода "ДЛДЕТИ". Если же такой детский отпуск взяли бабушка, дедушка, другой родственник ребенка или опекун, то при заполнении сведений о стаже надо будет использовать код "ДЕТИПРЛ" <11>.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 6)Но на такую работницу надо будет обязательно подать подраздел 1.2 формы ЕФС-1 с типом сведений "Исходная" по окончании календарного года <10>. При этом период отпуска по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, если он предоставлен родителю, надо будет показать в отчете с проставлением кода "ДЛДЕТИ". Если же такой детский отпуск взяли бабушка, дедушка, другой родственник ребенка или опекун, то при заполнении сведений о стаже надо будет использовать код "ДЕТИПРЛ" <11>.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, номинальный счет может открываться при установлении над несовершеннолетним попечительства при назначении ему попечителя, в том числе при передаче его на воспитание в приемную или патронатную семью (ст. 37 ГК РФ). Денежные средства, предназначенные для его содержания, за исключением тех, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в банке в соответствии с гл. 45 ГК РФ, ст. ст. 860.1, 860.6 ГК РФ. Эти средства опекун или попечитель вправе расходовать без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, но обязан предоставлять отчет об их расходовании в порядке, установленном ФЗ "Об опеке и попечительстве". Владельцем отдельного номинального счета в данном случае является опекун или попечитель несовершеннолетнего, а сам несовершеннолетний выступает в качестве бенефициара.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, номинальный счет может открываться при установлении над несовершеннолетним попечительства при назначении ему попечителя, в том числе при передаче его на воспитание в приемную или патронатную семью (ст. 37 ГК РФ). Денежные средства, предназначенные для его содержания, за исключением тех, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в банке в соответствии с гл. 45 ГК РФ, ст. ст. 860.1, 860.6 ГК РФ. Эти средства опекун или попечитель вправе расходовать без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, но обязан предоставлять отчет об их расходовании в порядке, установленном ФЗ "Об опеке и попечительстве". Владельцем отдельного номинального счета в данном случае является опекун или попечитель несовершеннолетнего, а сам несовершеннолетний выступает в качестве бенефициара.
Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Согласно законодательству детям, находящимся в сиротских учреждениях, опекуны или попечители не назначаются. Поскольку органы опеки являются основным органом защиты прав несовершеннолетних, они обязаны осуществлять и контрольные мероприятия по соблюдению прав несовершеннолетних детей-сирот, находящихся в вышеуказанных учреждениях. Так, опекуны - физические лица обязаны систематически представлять отчеты о жизни и финансовых расходах на своих опекаемых в органы опеки. К опекунам-учреждениям применение данной нормы затруднительно. Если проверка о состоянии опекаемых детей в подведомственном органу опеки детском доме вполне возможна, то для проверки дома малютки могут возникнуть проблемы.
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Согласно законодательству детям, находящимся в сиротских учреждениях, опекуны или попечители не назначаются. Поскольку органы опеки являются основным органом защиты прав несовершеннолетних, они обязаны осуществлять и контрольные мероприятия по соблюдению прав несовершеннолетних детей-сирот, находящихся в вышеуказанных учреждениях. Так, опекуны - физические лица обязаны систематически представлять отчеты о жизни и финансовых расходах на своих опекаемых в органы опеки. К опекунам-учреждениям применение данной нормы затруднительно. Если проверка о состоянии опекаемых детей в подведомственном органу опеки детском доме вполне возможна, то для проверки дома малютки могут возникнуть проблемы.
Ситуация: Как опекуну заполнить отчет о хранении, использовании и управлении имуществом несовершеннолетнего подопечного?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекун или попечитель несовершеннолетнего должен ежегодно отчитываться перед органом опеки и попечительства о хранении, использовании и управлении имуществом своего подопечного. Письменный отчет за истекший год, по общему правилу, представляется не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об опеке (ч. 1 ст. 25 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекун или попечитель несовершеннолетнего должен ежегодно отчитываться перед органом опеки и попечительства о хранении, использовании и управлении имуществом своего подопечного. Письменный отчет за истекший год, по общему правилу, представляется не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об опеке (ч. 1 ст. 25 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ).
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Семейным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (статья 3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", статьи 31 - 34 ГК РФ, статьи 3, 4 СК РФ). Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 36 ГК РФ, часть 1 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Вместе с тем на основании части 1 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Пунктом 3 статьи 148 СК РФ также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондирует с установленной пунктом 3 статьи 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного. Государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, создавая тем самым необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями). При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами. Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Указанные правила вытекают из части 1 статьи 17 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", согласно которой подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Статьей 37 ГК РФ установлен порядок распоряжения имуществом подопечного опекунами и попечителями, в том числе денежными средствами, составляющими доходы подопечного. Так, согласно пункту 1 статьи 37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель представляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Большинство видов государственной поддержки подопечных детей, а также опекунов и попечителей установлено федеральным законодательством. Так, право на получение ряда государственных пособий опекунами и попечителями предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", установившим единую систему государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Федеральным законом N 81-ФЗ определены виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, перечень получателей конкретного пособия, продолжительность его выплаты, а также его размер. На основании статьи 12.1 Федерального закона N 81-ФЗ опекуны и попечители, в частности, имеют право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, размер которого установлен статьей 12.2 данного Федерального закона. Выплата указанного государственного пособия производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (статьи 4, 4.1 Федерального закона N 81-ФЗ). К числу государственных пособий, предоставляемых опекунам и попечителям детей, относится также ежемесячное пособие на ребенка (статья 3 Федерального закона N 81-ФЗ). При этом за субъектами Российской Федерации закреплено право самостоятельно устанавливать размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия (статья 16 Федерального закона N 81-ФЗ). В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата этого пособия производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Целый ряд социальных льгот и гарантий находящимся под опекой (попечительством) детям предоставляет Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные, дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этой же нормой закреплено, что предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, - расходными обязательствами Российской Федерации. Право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры поддержки опеки и попечительства закреплено также и в ряде других федеральных законов. Так, пунктом 4 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона N 81-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. На основании статьи 17.3 Федерального закона N 81-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации вправе увеличивать установленные данным Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Все вышеизложенные законные требования государства и субъектов РФ позволяют улучшить качество жизни рассматриваемой в данной статье категории граждан.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Семейным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (статья 3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", статьи 31 - 34 ГК РФ, статьи 3, 4 СК РФ). Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 36 ГК РФ, часть 1 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Вместе с тем на основании части 1 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Пунктом 3 статьи 148 СК РФ также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондирует с установленной пунктом 3 статьи 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного. Государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, создавая тем самым необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями). При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами. Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Указанные правила вытекают из части 1 статьи 17 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", согласно которой подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Статьей 37 ГК РФ установлен порядок распоряжения имуществом подопечного опекунами и попечителями, в том числе денежными средствами, составляющими доходы подопечного. Так, согласно пункту 1 статьи 37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель представляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Большинство видов государственной поддержки подопечных детей, а также опекунов и попечителей установлено федеральным законодательством. Так, право на получение ряда государственных пособий опекунами и попечителями предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", установившим единую систему государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Федеральным законом N 81-ФЗ определены виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, перечень получателей конкретного пособия, продолжительность его выплаты, а также его размер. На основании статьи 12.1 Федерального закона N 81-ФЗ опекуны и попечители, в частности, имеют право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, размер которого установлен статьей 12.2 данного Федерального закона. Выплата указанного государственного пособия производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (статьи 4, 4.1 Федерального закона N 81-ФЗ). К числу государственных пособий, предоставляемых опекунам и попечителям детей, относится также ежемесячное пособие на ребенка (статья 3 Федерального закона N 81-ФЗ). При этом за субъектами Российской Федерации закреплено право самостоятельно устанавливать размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия (статья 16 Федерального закона N 81-ФЗ). В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата этого пособия производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Целый ряд социальных льгот и гарантий находящимся под опекой (попечительством) детям предоставляет Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные, дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этой же нормой закреплено, что предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, - расходными обязательствами Российской Федерации. Право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры поддержки опеки и попечительства закреплено также и в ряде других федеральных законов. Так, пунктом 4 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона N 81-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. На основании статьи 17.3 Федерального закона N 81-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации вправе увеличивать установленные данным Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Все вышеизложенные законные требования государства и субъектов РФ позволяют улучшить качество жизни рассматриваемой в данной статье категории граждан.