Порядок помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование производства по административным делам в отношении несовершеннолетних: проблемы и пути оптимизации
(Тенькаев А.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Бурашникова Н.А. Порядок рассмотрения дел о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2019. N 1. С. 47 - 55.
(Тенькаев А.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Бурашникова Н.А. Порядок рассмотрения дел о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2019. N 1. С. 47 - 55.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"При этом заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием причин его пропуска и приложенными документами, подтверждающими уважительность этих причин, должно быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. В случае отсутствия такого заявления административное исковое заявление подлежит возвращению в порядке, предусмотренном статьей 129 КАС РФ.
"О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"При этом заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием причин его пропуска и приложенными документами, подтверждающими уважительность этих причин, должно быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. В случае отсутствия такого заявления административное исковое заявление подлежит возвращению в порядке, предусмотренном статьей 129 КАС РФ.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009)
(ред. от 06.07.2016)
(Извлечение)Ответ: Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В целях соблюдения прав детей, не достигших совершеннолетия, материалы о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП) рассматриваются судом. Наряду с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, прокурором, представителями центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в судебной процедуре обязательно участвует адвокат (ст. 31.2 вышеназванного Федерального закона).
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009)
(ред. от 06.07.2016)
(Извлечение)Ответ: Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В целях соблюдения прав детей, не достигших совершеннолетия, материалы о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП) рассматриваются судом. Наряду с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, прокурором, представителями центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в судебной процедуре обязательно участвует адвокат (ст. 31.2 вышеназванного Федерального закона).
Статья: Актуальные проблемы совершенствования административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел в условиях развития цифровых технологий
(Хисматуллин Р.С.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Позвольте напомнить - в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации судами рассматриваются административные дела о помещении подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, о продлении срока пребывания подростка от четырнадцати до восемнадцати лет в центре временного содержания, о проведении медицинского освидетельствования подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в недобровольном порядке для определения возможностей помещения данного подростка в учебное учреждение закрытого типа и т.п. (см. ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
(Хисматуллин Р.С.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Позвольте напомнить - в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации судами рассматриваются административные дела о помещении подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, о продлении срока пребывания подростка от четырнадцати до восемнадцати лет в центре временного содержания, о проведении медицинского освидетельствования подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в недобровольном порядке для определения возможностей помещения данного подростка в учебное учреждение закрытого типа и т.п. (см. ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Таким образом, материально-бытовые условия содержания в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России, существенно различаются. Например, основные из них могут быть закреплены в федеральных законах (условия содержания в спецприемниках, дежурных частях), другие могут содержать бланкетные нормы (в ЦВСИГ, дежурных частях) или могут быть не закреплены вообще (в ЦВСНП). Положения федеральных законов устанавливают нормы санитарной площади 4 кв. м на человека (спецприемники, ИВС), постановления Правительства РФ могут устанавливать 2 и 4 кв. м (дежурные части), 6 кв. м на человека (ЦВСИГ) или не устанавливать ее (в ЦВСНП). Перечень разрешенных товаров (возможность их самостоятельного приобретения или получения от родственников) может быть закреплен в ведомственном приказе детально (спецприемники, ИВС) или в общем виде (дежурные части, ЦВСИГ), а также может не регламентироваться (ЦВСНП). Кроме того, предмет регулирования ведомственных нормативных актов, закрепляющих материально-бытовые условия содержания, также весьма различаются: это могут быть правила внутреннего распорядка, типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных помещений, нормы положенности, номенклатуры, сроков эксплуатации мебели и отдельных материально-технических средств, наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части, а также в самом общем виде - "О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей". Различные наименования нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, не способствуют единству правового регулирования и могут порождать проблемы правоприменения.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Таким образом, материально-бытовые условия содержания в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России, существенно различаются. Например, основные из них могут быть закреплены в федеральных законах (условия содержания в спецприемниках, дежурных частях), другие могут содержать бланкетные нормы (в ЦВСИГ, дежурных частях) или могут быть не закреплены вообще (в ЦВСНП). Положения федеральных законов устанавливают нормы санитарной площади 4 кв. м на человека (спецприемники, ИВС), постановления Правительства РФ могут устанавливать 2 и 4 кв. м (дежурные части), 6 кв. м на человека (ЦВСИГ) или не устанавливать ее (в ЦВСНП). Перечень разрешенных товаров (возможность их самостоятельного приобретения или получения от родственников) может быть закреплен в ведомственном приказе детально (спецприемники, ИВС) или в общем виде (дежурные части, ЦВСИГ), а также может не регламентироваться (ЦВСНП). Кроме того, предмет регулирования ведомственных нормативных актов, закрепляющих материально-бытовые условия содержания, также весьма различаются: это могут быть правила внутреннего распорядка, типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных помещений, нормы положенности, номенклатуры, сроков эксплуатации мебели и отдельных материально-технических средств, наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части, а также в самом общем виде - "О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей". Различные наименования нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, не способствуют единству правового регулирования и могут порождать проблемы правоприменения.
Статья: О классификации административных деликтов, выявляемых в правовой системе Российской Федерации
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Административный деликт несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, - правонарушение, совершенное несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, установленного для привлечения к административной ответственности, исключающее административную ответственность, а именно противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия, влекущее применение специальных судебных мер административно-правового принуждения в виде принудительного помещения в центры временной изоляции для содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также нарушение несовершеннолетним установленного порядка содержания в данных специальных учреждениях, влекущее применение специальных внесудебных мер административно-дисциплинарного правового принуждения в виде предупреждения, выговора и строгого выговора, а также сопутствующих им дополнительных мер административно-процессуального принуждения по обеспечению специального административного судопроизводства и специального административно-дисциплинарного производства, в специальном внесудебном и судебном административно-процессуальном порядке <25>. Специальные административные деликты несовершеннолетних частично унифицированы, но не имеют единого общепризнанного названия и не систематизированы (административное правонарушение несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, установленного для привлечения к административной ответственности; нарушение несовершеннолетним установленного порядка содержания в специальных учреждениях). В обобщенном виде меры административно-правового принуждения, применяемые в установленном специальном судебном и внесудебном порядке за совершение административного деликта несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, предлагается называть специальными судебными и внесудебными мерами административно-правового принуждения.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Административный деликт несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, - правонарушение, совершенное несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, установленного для привлечения к административной ответственности, исключающее административную ответственность, а именно противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия, влекущее применение специальных судебных мер административно-правового принуждения в виде принудительного помещения в центры временной изоляции для содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также нарушение несовершеннолетним установленного порядка содержания в данных специальных учреждениях, влекущее применение специальных внесудебных мер административно-дисциплинарного правового принуждения в виде предупреждения, выговора и строгого выговора, а также сопутствующих им дополнительных мер административно-процессуального принуждения по обеспечению специального административного судопроизводства и специального административно-дисциплинарного производства, в специальном внесудебном и судебном административно-процессуальном порядке <25>. Специальные административные деликты несовершеннолетних частично унифицированы, но не имеют единого общепризнанного названия и не систематизированы (административное правонарушение несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, установленного для привлечения к административной ответственности; нарушение несовершеннолетним установленного порядка содержания в специальных учреждениях). В обобщенном виде меры административно-правового принуждения, применяемые в установленном специальном судебном и внесудебном порядке за совершение административного деликта несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, предлагается называть специальными судебными и внесудебными мерами административно-правового принуждения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме того, к основаниям для помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания по решению суда, принятому в порядке административного судопроизводства, законом отнесены:
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме того, к основаниям для помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания по решению суда, принятому в порядке административного судопроизводства, законом отнесены: