Порядок осуществления оценки налоговых расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок осуществления оценки налоговых расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 N 15АП-1671/2023 по делу N А32-34397/2022
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольной службы.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции, проанализировав аукционную документацию, пришел к выводу, что ее положения не свидетельствуют о неравных условиях для участников закупки, а являются предпринимательскими расходами и рисками лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и выбравших определенную систему налогообложения, а вывод в решении УФАС о противоречии принципам справедливости и информационной открытости документации в части установления порядка оценки заявок за минусом НДС и по критерию "Оценка Презентации" посчитал необоснованным.
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольной службы.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции, проанализировав аукционную документацию, пришел к выводу, что ее положения не свидетельствуют о неравных условиях для участников закупки, а являются предпринимательскими расходами и рисками лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и выбравших определенную систему налогообложения, а вывод в решении УФАС о противоречии принципам справедливости и информационной открытости документации в части установления порядка оценки заявок за минусом НДС и по критерию "Оценка Презентации" посчитал необоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ".
Вопрос: Об оценке экономической обоснованности расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 15.10.2024 N 03-03-06/1/99855)При этом, учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности или полученного результата.
(Письмо Минфина России от 15.10.2024 N 03-03-06/1/99855)При этом, учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности или полученного результата.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- нормативное закрепление порядка признания налоговых расходов Российской Федерации эффективными (неэффективными) и подготовка предложений об отмене (донастройки) налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы, не соответствующие критериям эффективности;
(разработаны Минфином России)- нормативное закрепление порядка признания налоговых расходов Российской Федерации эффективными (неэффективными) и подготовка предложений об отмене (донастройки) налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы, не соответствующие критериям эффективности;
Федеральный закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ
(ред. от 28.12.2016)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации"а) абзац восьмой пункта 1 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "В случае, если налогоплательщик получает право пользования участком недр, на котором расположено новое морское месторождение углеводородного сырья или в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку, разведку и (или) разработку нового морского месторождения углеводородного сырья, суммы указанной амортизации либо указанных понесенных расходов учитываются при исчислении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса.";
(ред. от 28.12.2016)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации"а) абзац восьмой пункта 1 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "В случае, если налогоплательщик получает право пользования участком недр, на котором расположено новое морское месторождение углеводородного сырья или в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку, разведку и (или) разработку нового морского месторождения углеводородного сырья, суммы указанной амортизации либо указанных понесенных расходов учитываются при исчислении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса.";
Вопрос: Об оценке экономической обоснованности расходов в целях налога на прибыль, в частности расходов, осуществленных в целях компенсации (возмещения) расходов, произведенных другим налогоплательщиком.
(Письмо Минфина России от 11.11.2024 N 03-03-06/1/110795)Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
(Письмо Минфина России от 11.11.2024 N 03-03-06/1/110795)Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Вопрос: О порядке признания доходов и расходов при методе начисления в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-03-06/2/63483)В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется рассмотрение по существу обращений по оценке хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-03-06/2/63483)В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется рассмотрение по существу обращений по оценке хозяйственных ситуаций.
Статья: К вопросу определения экономической целесообразности в корпоративных спорах
(Суслин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 11)В свою очередь, в абзаце 5 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П указано, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно, на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
(Суслин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 11)В свою очередь, в абзаце 5 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П указано, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно, на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов и расходов в виде процентов по долговым обязательствам.
(Письмо Минфина России от 05.12.2024 N 03-03-06/1/122691)При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
(Письмо Минфина России от 05.12.2024 N 03-03-06/1/122691)При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вопрос: Об определении в целях налога на прибыль расходов на производство и реализацию.
(Письмо Минфина России от 31.08.2023 N 03-03-06/1/83148)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 04.07.2023 и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 31.08.2023 N 03-03-06/1/83148)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 04.07.2023 и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вопрос: Об учете субсидий на возмещение затрат в целях налога на прибыль, определении понятия "выручка" для целей законодательства о защите конкуренции и формировании в бухучете информации о госпомощи.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-03-05/116437)Департамент налоговой политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности рассмотрел обращение (письмо от 10.10.2024) по вопросу об отнесении субсидии на возмещение затрат, связанных с обслуживанием гидротехнических сооружений, к выручке унитарного предприятия и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-03-05/116437)Департамент налоговой политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности рассмотрел обращение (письмо от 10.10.2024) по вопросу об отнесении субсидии на возмещение затрат, связанных с обслуживанием гидротехнических сооружений, к выручке унитарного предприятия и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вопрос: Об учете застройщиком в целях налога на прибыль доходов и расходов, полученных и понесенных за счет средств участников долевого строительства.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-03-06/1/82795)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 04.07.2024 и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-03-06/1/82795)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 04.07.2024 и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов и расходов застройщика в рамках долевого строительства, а также определении им финансового результата от использования целевых средств.
(Письмо Минфина России от 14.10.2024 N 03-03-06/1/99294)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 14.10.2024 N 03-03-06/1/99294)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вопрос: Об оценке экономической обоснованности расходов в целях налога на прибыль, а также об НДС в отношении товаров, безвозмездно переданных организацией работникам в качестве подарков.
(Письмо Минфина России от 20.01.2025 N 03-03-06/1/3748)При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
(Письмо Минфина России от 20.01.2025 N 03-03-06/1/3748)При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вопрос: Как в налоговом учете учесть расходы на демонтаж двух котлов в котельной, не участвующих в производственном процессе, но входящих в состав арендованного имущества?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)При этом Минфин России в Письме от 01.06.2021 N 03-03-07/42417 указывает на то, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)При этом Минфин России в Письме от 01.06.2021 N 03-03-07/42417 указывает на то, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.