Порядок определения прилегающих территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок определения прилегающих территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, действующим законодательством предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Доводы апелляционной жалобы о том, что, физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области, противоречит действующему законодательству, в частности, положениям ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)В другом деле было установлено, что в Самарской области общество с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" было привлечено к административной ответственности (штраф) за неисполнение обязанностей, установленных Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области", в частности за непроведение мероприятий по очистке прилегающей к многоквартирному дому территории от мусора и иных отходов производства и потребления.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)В другом деле было установлено, что в Самарской области общество с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" было привлечено к административной ответственности (штраф) за неисполнение обязанностей, установленных Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области", в частности за непроведение мероприятий по очистке прилегающей к многоквартирному дому территории от мусора и иных отходов производства и потребления.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Чрезвычайно широкая дифференциация границ (пределов) прилегающих территорий и форм участия в благоустройстве в региональном и муниципальном нормотворчестве свидетельствует о необходимости унификации на федеральном уровне единых требований, касающихся участия собственников в содержании прилегающих территорий. Для федерального законодательства эта идея не является новой. Так, еще в 2013 году в проекте Федерального закона N 268283-6 <25> предлагалось закрепить за уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти полномочия по установлению порядка определения границ прилегающих территорий. Принятым в первом чтении проектом Федерального закона N 155717-7 предусматривалось, что правила определения границ прилегающих территорий устанавливаются Правительством Российской Федерации. В пояснительной записке к этой редакции законопроекта указывалось, что это необходимо в целях обеспечения единообразия правил благоустройства. При рассмотрении указанных законопроектов во втором чтении названные положения были исключены. Аналогичной позиции придерживается и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, в разъяснениях которого указано, что целесообразно ставить вопрос об установлении непосредственно в положениях Закона N 131-ФЗ и иных федеральных законах (подзаконных актах) конкретных случаев и условий участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий <26>.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Чрезвычайно широкая дифференциация границ (пределов) прилегающих территорий и форм участия в благоустройстве в региональном и муниципальном нормотворчестве свидетельствует о необходимости унификации на федеральном уровне единых требований, касающихся участия собственников в содержании прилегающих территорий. Для федерального законодательства эта идея не является новой. Так, еще в 2013 году в проекте Федерального закона N 268283-6 <25> предлагалось закрепить за уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти полномочия по установлению порядка определения границ прилегающих территорий. Принятым в первом чтении проектом Федерального закона N 155717-7 предусматривалось, что правила определения границ прилегающих территорий устанавливаются Правительством Российской Федерации. В пояснительной записке к этой редакции законопроекта указывалось, что это необходимо в целях обеспечения единообразия правил благоустройства. При рассмотрении указанных законопроектов во втором чтении названные положения были исключены. Аналогичной позиции придерживается и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, в разъяснениях которого указано, что целесообразно ставить вопрос об установлении непосредственно в положениях Закона N 131-ФЗ и иных федеральных законах (подзаконных актах) конкретных случаев и условий участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий <26>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.2023 N 266-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях"Статья 19.1. Порядок определения Правительством Российской Федерации прилегающих территорий
(ред. от 23.07.2025)
"О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях"Статья 19.1. Порядок определения Правительством Российской Федерации прилегающих территорий
Ситуация: Каковы правила продажи алкогольной продукции?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке, а также на прилегающей к ним территории, на которой разрешена только розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке, а также на прилегающей к ним территории, на которой разрешена только розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Ситуация, однако, решительно изменилась в июне 2018 года, когда вступили в действие новые положения, внесенные в Федеральный закон N 131 и Градостроительный кодекс РФ <8>. Первый был дополнен ст. 45.1, предусматривающей, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в частности, вопросы "участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий" (п. 13 ч. 2), "определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации" (п. 14 ч. 2), "порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования" (п. 16 ч. 2).
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Ситуация, однако, решительно изменилась в июне 2018 года, когда вступили в действие новые положения, внесенные в Федеральный закон N 131 и Градостроительный кодекс РФ <8>. Первый был дополнен ст. 45.1, предусматривающей, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в частности, вопросы "участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий" (п. 13 ч. 2), "определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации" (п. 14 ч. 2), "порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования" (п. 16 ч. 2).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;