Порядок оказания туберкулез
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок оказания туберкулез (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 37 "Организация оказания медицинской помощи" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""Действительно, п. 26 Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденный в соответствии со ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 932н, предусмотрено, что при выявлении у больного симптомов туберкулеза в ходе оказания ему медицинской помощи в медицинских организациях нетуберкулезного профиля осуществляется осмотр врачом-фтизиатром, а затем направление больного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по профилю "фтизиатрия", для определения тактики ведения и применения дополнительно специальных методов оказания медицинской помощи.
Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2024 N 33-46223/2024 по делу N 2-5647/2024 (УИД 77RS0020-02-2024-009009-41)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О выселении из жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указывает, что право пользования спорным помещением прекращено, в связи с чем ответчик подлежит выселению.
Решение: Удовлетворено.Ссылку ответчика на то, что он имеет заболевание и проходит лечение в ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" по месту регистрации, суд первой инстанции также отклонил, поскольку К.Д. проходит лечение в дневном стационаре N 7 с диагнозом А16.0 и не представляет эпидемиологической опасности, что следует из справки ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ", при этом как следует из ст. 41 Конституции РФ, ст. 80 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 932н, зарег. в Минюсте России 07.03.2013 N 27557, отсутствие регистрации по месту жительства лица, нуждающегося в лечении, не является препятствием в получении лечения.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О выселении из жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указывает, что право пользования спорным помещением прекращено, в связи с чем ответчик подлежит выселению.
Решение: Удовлетворено.Ссылку ответчика на то, что он имеет заболевание и проходит лечение в ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" по месту регистрации, суд первой инстанции также отклонил, поскольку К.Д. проходит лечение в дневном стационаре N 7 с диагнозом А16.0 и не представляет эпидемиологической опасности, что следует из справки ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ", при этом как следует из ст. 41 Конституции РФ, ст. 80 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 932н, зарег. в Минюсте России 07.03.2013 N 27557, отсутствие регистрации по месту жительства лица, нуждающегося в лечении, не является препятствием в получении лечения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Косметологические услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае выявления (или при подозрении) злокачественных новообразований кожи, состояний, требующих оказания медицинской помощи с использованием методов пластической и челюстно-лицевой хирургии, клинических проявлений кожных болезней, инфекций, передаваемых половым путем, инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза пациент направляется в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь соответствующего профиля (п. п. 8 - 10 Порядка оказания помощи по профилю "косметология").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае выявления (или при подозрении) злокачественных новообразований кожи, состояний, требующих оказания медицинской помощи с использованием методов пластической и челюстно-лицевой хирургии, клинических проявлений кожных болезней, инфекций, передаваемых половым путем, инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза пациент направляется в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь соответствующего профиля (п. п. 8 - 10 Порядка оказания помощи по профилю "косметология").
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Применительно к гражданам - вирусоносителям заразных заболеваний и гражданам, обладающим неординарными опасными свойствами, можно поставить вопрос об учете таких граждан. В настоящее время Правительством РФ утвержден порядок ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом <1>, что объясняется необходимостью организации оказания медицинской помощи (ч. 2.1 ст. 43 Закона об основах охраны здоровья граждан). В частности, в регистре лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, собираются персональные данные об имени человека, дате рождения, адресе места жительства, реквизиты паспорта и пр.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Применительно к гражданам - вирусоносителям заразных заболеваний и гражданам, обладающим неординарными опасными свойствами, можно поставить вопрос об учете таких граждан. В настоящее время Правительством РФ утвержден порядок ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом <1>, что объясняется необходимостью организации оказания медицинской помощи (ч. 2.1 ст. 43 Закона об основах охраны здоровья граждан). В частности, в регистре лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, собираются персональные данные об имени человека, дате рождения, адресе места жительства, реквизиты паспорта и пр.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.06.2021 N 27-П
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 74, части второй статьи 101 и пункта "в" части первой статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Яковлева"Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы. Согласно его пункту 5 осужденные направляются в медицинские организации уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, в лечебные исправительные учреждения - для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях больным туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией, а в учреждения уголовно-исполнительной системы, при которых организованы дома ребенка, - для оказания медицинской помощи осужденным беременным женщинам и женщинам, совместно с которыми содержатся дети в возрасте до трех лет. В свою очередь, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений определяют особенности размещения осужденных в лечебно-профилактических учреждениях и условия отбывания наказания в период стационарного лечения (глава XX), а также особенности условий содержания осужденных в лечебных исправительных учреждениях (глава XXI).
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 74, части второй статьи 101 и пункта "в" части первой статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Яковлева"Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы. Согласно его пункту 5 осужденные направляются в медицинские организации уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, в лечебные исправительные учреждения - для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях больным туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией, а в учреждения уголовно-исполнительной системы, при которых организованы дома ребенка, - для оказания медицинской помощи осужденным беременным женщинам и женщинам, совместно с которыми содержатся дети в возрасте до трех лет. В свою очередь, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений определяют особенности размещения осужденных в лечебно-профилактических учреждениях и условия отбывания наказания в период стационарного лечения (глава XX), а также особенности условий содержания осужденных в лечебных исправительных учреждениях (глава XXI).
Справочная информация: "Стандарты и порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом
Статья: Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)<13> Приказ Минюста России от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (ред. от 31.01.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)<13> Приказ Минюста России от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (ред. от 31.01.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Статья: Система основных производств по защите публично-правовых интересов: какой ей быть
(Бурмистрова С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 6)Изложенное означает, что в административном судопроизводстве должно присутствовать административное особое производство, в порядке которого оказывается защита публично-правовым интересам путем признания фактов, в том числе:
(Бурмистрова С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 6)Изложенное означает, что в административном судопроизводстве должно присутствовать административное особое производство, в порядке которого оказывается защита публично-правовым интересам путем признания фактов, в том числе:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Постановление Правительства от 28.12.2012 N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы";
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Постановление Правительства от 28.12.2012 N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы";
Вопрос: В каких случаях на гражданина может быть возложена обязанность прохождения флюорографического обследования (вне рамок диспансеризации граждан)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 7 указанного Порядка предложения по установлению диспансерного наблюдения формируются врачом-фтизиатром (врачом-фтизиатром участковым) на основании проведенного в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 932н, обследования и оформляются в виде эпикриза в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 7 указанного Порядка предложения по установлению диспансерного наблюдения формируются врачом-фтизиатром (врачом-фтизиатром участковым) на основании проведенного в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 932н, обследования и оформляются в виде эпикриза в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у).
Статья: Некоторые проблемы внеочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан: анализ правоприменительной практики
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Однако получить решение суда - еще не значит получить жилое помещение. Вынесенные решения своевременно не исполняются потому, что реальной возможности предоставить жилье у муниципальных образований зачастую не имеется. Трудности с исполнением таких решений реально существуют по настоящее время. Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал свою позицию о том, что, хотя обязанности по обеспечению граждан отдельных категорий переданы муниципальным образованиям, финансирование этих обязательств должно осуществляться за счет бюджетов других уровней <6>. Недостаточное финансовое обеспечение этих полномочий влечет вынужденный отказ муниципального образования гражданам в предоставлении жилого помещения по договору социального найма <7>. В таких условиях муниципалитеты осмеливаются обращаться с исками как к федеральным, так и региональным властям. Практика рассмотрения требований муниципальных образований к вышестоящим бюджетам формируется сложно, с большим разнообразием вынесенных решений. В лучшем положении по сравнению с другими оказались лица, страдающие открытой (заразной) формой туберкулеза. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в п. 5 ст. 14 содержит прямое указание на обеспечение вышеуказанной категории лиц жилыми помещениями во внеочередном порядке (в Перечень они также включены). Однако четкого указания, за счет какого звена финансовой системы это должно осуществляться, в Законе не имеется, это дало основания Конституционному Суду РФ в Постановлении от 24 декабря 2013 г. N 30-П признать п. 5 ст. 14 указанного Закона не соответствующим Конституции РФ, а затем Определением от 15 января 2015 г. N 2-О-Р дать дополнительное разъяснение своей позиции о том, что финансирование расходов по выделению жилых помещений лицам, страдающим заразными формами, должно производиться за счет федерального бюджета. Никаких изменений в действующее законодательство внесено не было, но текущая судебная практика стала учитывать разъяснения Конституционного Суда РФ.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Однако получить решение суда - еще не значит получить жилое помещение. Вынесенные решения своевременно не исполняются потому, что реальной возможности предоставить жилье у муниципальных образований зачастую не имеется. Трудности с исполнением таких решений реально существуют по настоящее время. Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал свою позицию о том, что, хотя обязанности по обеспечению граждан отдельных категорий переданы муниципальным образованиям, финансирование этих обязательств должно осуществляться за счет бюджетов других уровней <6>. Недостаточное финансовое обеспечение этих полномочий влечет вынужденный отказ муниципального образования гражданам в предоставлении жилого помещения по договору социального найма <7>. В таких условиях муниципалитеты осмеливаются обращаться с исками как к федеральным, так и региональным властям. Практика рассмотрения требований муниципальных образований к вышестоящим бюджетам формируется сложно, с большим разнообразием вынесенных решений. В лучшем положении по сравнению с другими оказались лица, страдающие открытой (заразной) формой туберкулеза. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в п. 5 ст. 14 содержит прямое указание на обеспечение вышеуказанной категории лиц жилыми помещениями во внеочередном порядке (в Перечень они также включены). Однако четкого указания, за счет какого звена финансовой системы это должно осуществляться, в Законе не имеется, это дало основания Конституционному Суду РФ в Постановлении от 24 декабря 2013 г. N 30-П признать п. 5 ст. 14 указанного Закона не соответствующим Конституции РФ, а затем Определением от 15 января 2015 г. N 2-О-Р дать дополнительное разъяснение своей позиции о том, что финансирование расходов по выделению жилых помещений лицам, страдающим заразными формами, должно производиться за счет федерального бюджета. Никаких изменений в действующее законодательство внесено не было, но текущая судебная практика стала учитывать разъяснения Конституционного Суда РФ.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См. Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия".
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См. Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия".
Вопрос: Как оплатить листок нетрудоспособности при лечении в санатории после стационарного лечения в связи с заболеванием (не профессиональным) работника?
(Консультация эксперта, 2025)При направлении гражданина на лечение в санаторно-курортную организацию на территории РФ непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях листок нетрудоспособности продлевается по решению врачебной комиссии санаторно-курортной организации на весь период лечения, но не более чем на 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом) (п. 40 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н (далее - Порядок N 1089н)).
(Консультация эксперта, 2025)При направлении гражданина на лечение в санаторно-курортную организацию на территории РФ непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях листок нетрудоспособности продлевается по решению врачебной комиссии санаторно-курортной организации на весь период лечения, но не более чем на 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом) (п. 40 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н (далее - Порядок N 1089н)).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Несмотря на то что Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" действует с 2001 г., процедура госпитализации указанных выше лиц в недобровольном порядке до принятия настоящего Кодекса не была законодательно урегулирована. В связи с этим исходя из положений ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, устанавливающих возможность применения судами норм процессуального права по аналогии закона, такие заявления рассматривались судами по аналогии с порядком рассмотрения дел о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в недобровольном порядке (гл. 35 ГПК РФ). В настоящем Кодексе порядок рассмотрения данной категории дел урегулирован отдельной главой. Данная категория дел обладает особой социальной значимостью, поскольку основания для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке свидетельствуют о том, что административным ответчиком совершены действия, влекущие за собой нарушение конституционных прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Несмотря на то что Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" действует с 2001 г., процедура госпитализации указанных выше лиц в недобровольном порядке до принятия настоящего Кодекса не была законодательно урегулирована. В связи с этим исходя из положений ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, устанавливающих возможность применения судами норм процессуального права по аналогии закона, такие заявления рассматривались судами по аналогии с порядком рассмотрения дел о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в недобровольном порядке (гл. 35 ГПК РФ). В настоящем Кодексе порядок рассмотрения данной категории дел урегулирован отдельной главой. Данная категория дел обладает особой социальной значимостью, поскольку основания для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке свидетельствуют о том, что административным ответчиком совершены действия, влекущие за собой нарушение конституционных прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статья: Судебная защита личных прав в административном судопроизводстве: сравнительно-правовые аспекты (опыт стран постсоветского пространства)
(Бурашникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Дела, связанные с судебным санкционированием мер принуждения, ограничивающих личные права граждан, в соответствии с положениями ст. 302 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан <17> подлежат рассмотрению судами в порядке особого гражданского производства. К этой категории законодательством Республики Казахстан отнесены дела о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации образования с особым режимом содержания; о принудительной госпитализации лица с психическим, поведенческим расстройством (заболеванием), в том числе связанным с употреблением психоактивных веществ, в стационар организации, оказывающей медицинскую помощь в области психического здоровья; о направлении гражданина на принудительное лечение от туберкулеза; а также дела по заявлениям о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан и др. Здесь примечательным является то обстоятельство, что меры публичного принуждения, связанные с ограничением права на свободу передвижения (выдворение иностранных граждан за пределы Республики), также проходят обязательную процедуру предварительного судебного контроля. И несмотря на то что процедуры административного выдворения (в качестве наказания за совершение административного правонарушения) и выдворения в порядке гражданского судопроизводства различны <18>, они обе могут быть применены только на основании судебного решения.
(Бурашникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Дела, связанные с судебным санкционированием мер принуждения, ограничивающих личные права граждан, в соответствии с положениями ст. 302 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан <17> подлежат рассмотрению судами в порядке особого гражданского производства. К этой категории законодательством Республики Казахстан отнесены дела о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации образования с особым режимом содержания; о принудительной госпитализации лица с психическим, поведенческим расстройством (заболеванием), в том числе связанным с употреблением психоактивных веществ, в стационар организации, оказывающей медицинскую помощь в области психического здоровья; о направлении гражданина на принудительное лечение от туберкулеза; а также дела по заявлениям о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан и др. Здесь примечательным является то обстоятельство, что меры публичного принуждения, связанные с ограничением права на свободу передвижения (выдворение иностранных граждан за пределы Республики), также проходят обязательную процедуру предварительного судебного контроля. И несмотря на то что процедуры административного выдворения (в качестве наказания за совершение административного правонарушения) и выдворения в порядке гражданского судопроизводства различны <18>, они обе могут быть применены только на основании судебного решения.