Порядок обращения в конституционный суд
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок обращения в конституционный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Права гражданина при рассмотрении обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Из совокупного анализа правовых норм Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с учетом их толкования Конституционным Судом Российской Федерации следует, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на который ссылался административный ответчик в обоснование отказа предоставить Ч. возможность ознакомления с материалами проверки по ранее рассмотренным его обращениям, подлежит применению в системной взаимосвязи с иными требованиями федерального законодательства, в том числе Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нравственное невежество как основа государственной девиантной деятельности
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Заключение. Относительно противодействия неправовой цели или неправовому способу в качестве барьера можно было бы назвать установленный законом порядок обращения в Конституционный Суд РФ и международные органы, если закон противоречит Конституции РФ либо нормам международного права соответственно. Однако в соответствии с Законом о поправке в Конституцию РФ <21> численность судей Конституционного Суда РФ предполагается уменьшить с 19 до 11 (ст. 1 указанного Закона), что создаст трудности в рассмотрении дел граждан. Кроме того, обращение граждан за защитой ограничено обязательностью прохождения обжалования по всем имеющимся в вертикали инстанциям и узостью положений Конституции РФ, на которую заявитель вынужден опираться.
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Заключение. Относительно противодействия неправовой цели или неправовому способу в качестве барьера можно было бы назвать установленный законом порядок обращения в Конституционный Суд РФ и международные органы, если закон противоречит Конституции РФ либо нормам международного права соответственно. Однако в соответствии с Законом о поправке в Конституцию РФ <21> численность судей Конституционного Суда РФ предполагается уменьшить с 19 до 11 (ст. 1 указанного Закона), что создаст трудности в рассмотрении дел граждан. Кроме того, обращение граждан за защитой ограничено обязательностью прохождения обжалования по всем имеющимся в вертикали инстанциям и узостью положений Конституции РФ, на которую заявитель вынужден опираться.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава V. ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава V. ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя <*>.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя <*>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<468> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 27-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Литвинец Елены Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 16 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1750-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Морозова Валерия Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 16 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс: Версия Проф" (дата обращения: 24.12.2024).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<468> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 27-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Литвинец Елены Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 16 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1750-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Морозова Валерия Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 16 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс: Версия Проф" (дата обращения: 24.12.2024).
Статья: Конституционное судопроизводство - процессуальная форма защиты нарушенных прав
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 1)<8> Кудрявцев М. Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации // Законодательство и практика масс-медиа. 2003. N 9.
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 1)<8> Кудрявцев М. Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации // Законодательство и практика масс-медиа. 2003. N 9.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Данный вопрос стал уже предметом последующего рассмотрения Конституционного Суда РФ. Получив отказ Верховного Суда РФ в пересмотре судебных актов в порядке надзора, Мамичев обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой признать неконституционными положения п. 3 ст. 1260 ГК РФ, поскольку их толкование, использованное судами общей юрисдикции при рассмотрении его иска, "позволяет отказывать автору в защите прав на созданную его творческим трудом часть произведения и допускает отказ в защите прав на это произведение как таковое в связи с использованием этих объектов, притом что такие лица о нарушении своих прав не заявляли. Кроме того... оспариваемая норма позволяет освобождать участников гражданского оборота от ответственности за нарушение, совершение которого доказано" <1>. Конституционный Суд РФ согласился с тем, что "отказ суда в защите авторских прав создателя программы для ЭВМ как составного произведения не может быть оправдан одной только целью пресечения нарушений прав авторов (правообладателей) объектов (программ для ЭВМ), использованных при создании указанной программы для ЭВМ, тем более если при этом оставляется без внимания возможное нарушение прав на такие использованные объекты (программы для ЭВМ) ответчиком". Иной подход означал бы постановку защиты прав авторов составных произведений в зависимость от волеизъявления третьих лиц, что нарушало бы баланс интересов всех участников соответствующих отношений.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Данный вопрос стал уже предметом последующего рассмотрения Конституционного Суда РФ. Получив отказ Верховного Суда РФ в пересмотре судебных актов в порядке надзора, Мамичев обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой признать неконституционными положения п. 3 ст. 1260 ГК РФ, поскольку их толкование, использованное судами общей юрисдикции при рассмотрении его иска, "позволяет отказывать автору в защите прав на созданную его творческим трудом часть произведения и допускает отказ в защите прав на это произведение как таковое в связи с использованием этих объектов, притом что такие лица о нарушении своих прав не заявляли. Кроме того... оспариваемая норма позволяет освобождать участников гражданского оборота от ответственности за нарушение, совершение которого доказано" <1>. Конституционный Суд РФ согласился с тем, что "отказ суда в защите авторских прав создателя программы для ЭВМ как составного произведения не может быть оправдан одной только целью пресечения нарушений прав авторов (правообладателей) объектов (программ для ЭВМ), использованных при создании указанной программы для ЭВМ, тем более если при этом оставляется без внимания возможное нарушение прав на такие использованные объекты (программы для ЭВМ) ответчиком". Иной подход означал бы постановку защиты прав авторов составных произведений в зависимость от волеизъявления третьих лиц, что нарушало бы баланс интересов всех участников соответствующих отношений.
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В то же время там закреплялось, что граждане выступают с инициативой проверки конституционности международного договора или нормативного акта "перед государственными или общественными органами, должностными лицами и народными депутатами, обладающими таким правом. Инициатива рассматривается, и о результатах ее рассмотрения уведомляется в установленном порядке инициатор обращения в Конституционный Суд РСФСР" (часть 3 статьи 59 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР").
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В то же время там закреплялось, что граждане выступают с инициативой проверки конституционности международного договора или нормативного акта "перед государственными или общественными органами, должностными лицами и народными депутатами, обладающими таким правом. Инициатива рассматривается, и о результатах ее рассмотрения уведомляется в установленном порядке инициатор обращения в Конституционный Суд РСФСР" (часть 3 статьи 59 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР").