Порядок обращения с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок обращения с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"С учетом установленных обстоятельств по делу суды, руководствуясь положениями статей 16.2 и 16.3 Закона N 7-ФЗ, части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 5 и 11 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1028, подпункта "в" пункта 3 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 10.12.2020 N 1043, пункта 18(2) Правил N 255, пришли к обоснованному выводу о законности пункта 4 оспариваемого предписания.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7.23 "Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами" КоАП РФПри этом по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к публичной обязанности по соблюдению установленного порядка оказания коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом, следует учесть, что совершение данного административного правонарушения повлекло нарушение прав непосредственного потребителя коммунальной услуги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обращение с отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обращение с отходами
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок присвоения статуса регионального оператора
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок присвоения статуса регионального оператора
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Организационно-правовые меры в сфере утилизации твердых бытовых отходов в Российской Федерации
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В связи с этим Государственной Думой РФ были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <7> (далее - Федеральный закон N 89), установивший новый порядок обращения с ТБО.
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В связи с этим Государственной Думой РФ были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <7> (далее - Федеральный закон N 89), установивший новый порядок обращения с ТБО.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Так называемая "мусорная реформа", стартовавшая 1 января 2019 года, целью которой было изменение в правовом регулировании порядка обращения с отходами, направленное на перераспределение ответственности публично-правовых образований в данной сфере с учетом масштаба нуждающихся в решении задач и наличия организационных и финансовых источников для их решения, тем не менее не устранила дисбаланса в этой области правового регулирования и в практике его применения. При этом наибольшие сложности в судебной и правоприменительной практике вызывают вопросы, связанные с разграничением полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, входящих в их состав, а также между органами местного самоуправления и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Особняком стоит проблема ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок ТКО). В статье представлены конкретные предложения по решению вышеуказанных проблем и совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Так, в Определении Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 2-АПА19-8 было указано, что требования к уборке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов относятся к требованиям по благоустройству территории и являются нормами, регулирующими порядок благоустройства, а не нормами, регламентирующими порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом, как было отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 г. N 56-АПА19-23, правила благоустройства не могут определять перечень способов осуществления сбора либо накопления твердых коммунальных отходов (если при этом не воспроизводятся дословно положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу), поскольку правовое регулирование данных вопросов осуществляется Правительством РФ на основании Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Так, в Определении Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 2-АПА19-8 было указано, что требования к уборке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов относятся к требованиям по благоустройству территории и являются нормами, регулирующими порядок благоустройства, а не нормами, регламентирующими порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом, как было отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 г. N 56-АПА19-23, правила благоустройства не могут определять перечень способов осуществления сбора либо накопления твердых коммунальных отходов (если при этом не воспроизводятся дословно положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу), поскольку правовое регулирование данных вопросов осуществляется Правительством РФ на основании Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Статья: Гражданско-правовое регулирование права собственности на медицинские отходы
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)В работе автором проведено исследование гражданско-правового регулирования права собственности на медицинские отходы, понятия медицинских отходов как объекта гражданских правоотношений, а также специфики их оборота ввиду опасных свойств, которые представляют угрозу для окружающей среды, здоровья лиц, обращающихся с ними, и населения в целом. Анализ проводится с точки зрения нормативно-правового регулирования. В этом контексте особое внимание уделяется порядку обращения с отходами субъектами экологического предпринимательства, которые несут ответственность за обеспечение безопасности такого обращения, а также вопросу распределения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)В работе автором проведено исследование гражданско-правового регулирования права собственности на медицинские отходы, понятия медицинских отходов как объекта гражданских правоотношений, а также специфики их оборота ввиду опасных свойств, которые представляют угрозу для окружающей среды, здоровья лиц, обращающихся с ними, и населения в целом. Анализ проводится с точки зрения нормативно-правового регулирования. В этом контексте особое внимание уделяется порядку обращения с отходами субъектами экологического предпринимательства, которые несут ответственность за обеспечение безопасности такого обращения, а также вопросу распределения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование указанных видов отходов для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель допускается при условии подтверждения отнесения соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование указанных видов отходов для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель допускается при условии подтверждения отнесения соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)7.1. Часть 7.1 ст. 157.2, введенная Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 593-ФЗ "О внесении изменений в статьи 44 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установила общее правило, согласно которому изменение и (или) расторжение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Это значит, что к данному договору могут применяться положения ст. 782 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг, разновидностью которого и является данный договор. Согласно указанной статье допускается односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг по инициативе как заказчика, так и исполнителя без обращения в суд при соблюдении определенных условий. Однако эта норма носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено нормами ЖК РФ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)7.1. Часть 7.1 ст. 157.2, введенная Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 593-ФЗ "О внесении изменений в статьи 44 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установила общее правило, согласно которому изменение и (или) расторжение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Это значит, что к данному договору могут применяться положения ст. 782 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг, разновидностью которого и является данный договор. Согласно указанной статье допускается односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг по инициативе как заказчика, так и исполнителя без обращения в суд при соблюдении определенных условий. Однако эта норма носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено нормами ЖК РФ.
Ситуация: Как оплачивать коммунальные услуги при временном отсутствии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о применении дополнительного порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, в части формирования корректирующего расчета по итогам отчетного года в течение I квартала следующего за ним года, с учетом объема вывезенных контейнеров и временного отсутствия потребителя (п. 148(30) Правил). Данная ситуация не рассматривается в материале.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о применении дополнительного порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, в части формирования корректирующего расчета по итогам отчетного года в течение I квартала следующего за ним года, с учетом объема вывезенных контейнеров и временного отсутствия потребителя (п. 148(30) Правил). Данная ситуация не рассматривается в материале.
Статья: Осторожно, тонкая грань между неосторожностью менеджмента и внешними факторами, не поддающимися контролю
(Глотов М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Обвинение полагает, что директор, являясь лицом, ответственным за обеспечение безопасной и эффективной работы завода и соблюдение законности в его деятельности, имея все возможности для надлежащего исполнения своих обязанностей, в том числе путем распоряжения имуществом и средствами завода, в целях выполнения требований законодательства в сфере защиты окружающей среды и обращения с химическими веществами и отходами в силу занимаемой должности, допустил бездействие, выразившееся в несоблюдении им норм действующего законодательства по охране окружающей среды и регламентирующего порядок обращения с химическими веществами и отходами, достоверно зная о необходимости соблюдения правил безопасной эксплуатации кислотонакопителя завода.
(Глотов М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Обвинение полагает, что директор, являясь лицом, ответственным за обеспечение безопасной и эффективной работы завода и соблюдение законности в его деятельности, имея все возможности для надлежащего исполнения своих обязанностей, в том числе путем распоряжения имуществом и средствами завода, в целях выполнения требований законодательства в сфере защиты окружающей среды и обращения с химическими веществами и отходами в силу занимаемой должности, допустил бездействие, выразившееся в несоблюдении им норм действующего законодательства по охране окружающей среды и регламентирующего порядок обращения с химическими веществами и отходами, достоверно зная о необходимости соблюдения правил безопасной эксплуатации кислотонакопителя завода.