Порядки и стандарты оказания медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядки и стандарты оказания медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за производство, хранение, перевозку, сбыт товаров либо выполнение работ, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)работник медицинской организации при исполнении своих трудовых обязанностей нарушил установленный законом порядок и стандарт оказания медицинской помощи, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшего
(КонсультантПлюс, 2025)работник медицинской организации при исполнении своих трудовых обязанностей нарушил установленный законом порядок и стандарт оказания медицинской помощи, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшего
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Доступность и качество медицинской помощи" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"Таким образом, сам по себе факт установления в ходе МЭЭ ненадлежащего ведения медицинской организацией учетно-отчетной документации, что послужило основанием для применения штрафа по данному виду выявленного нарушения, не является доказательством нарушения медицинским учреждением сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам, допущения им дефектов медицинской помощи, которые могли явиться результатом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица, невыполнения и (или) неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи или стандартов медицинской помощи, медицинских технологий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 274. Вопросы применения правил производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 274. Вопросы применения правил производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 84 Закона об охране здоровья при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи. Аналогичное требование предусмотрено п. 10 Правил.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 84 Закона об охране здоровья при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи. Аналогичное требование предусмотрено п. 10 Правил.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В Определении Судебной коллегии отмечается, что необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности медицинской организации за причиненный при оказании медицинской помощи вред являются: причинение вреда пациенту; противоправность поведения причинителя вреда - нарушение требований законодательства (порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов) действиями (бездействием) медицинской организации (его работников)); наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда; вина причинителя вреда - медицинской организации или его работников.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В Определении Судебной коллегии отмечается, что необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности медицинской организации за причиненный при оказании медицинской помощи вред являются: причинение вреда пациенту; противоправность поведения причинителя вреда - нарушение требований законодательства (порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов) действиями (бездействием) медицинской организации (его работников)); наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда; вина причинителя вреда - медицинской организации или его работников.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Обезличенные сведения могут применяться для организации и проведения научных исследований, разработки инновационных методик лечения и диагностики, а также для корректировки содержания клинических рекомендаций, порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Обезличенные сведения могут применяться для организации и проведения научных исследований, разработки инновационных методик лечения и диагностики, а также для корректировки содержания клинических рекомендаций, порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Статья: К вопросу о понятии, характеристике и правовой сути клинических рекомендаций с позиции ретроспективного, нормативного, социологического исследования
(Свередюк М.Г., Якушин С.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Ретроспективный анализ, проведенный авторами, показывает, что клинические рекомендации были уже в исходной версии Федерального закона N 323-ФЗ (от 21.11.2011). Закон разрешил медицинским профессиональным некоммерческим организациям разрабатывать и утверждать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (ч. 2 ст. 76). Это все, что на тот момент содержалось в ФЗ N 323-ФЗ относительно клинических рекомендаций. Закон не регламентировал, что делать с ними, как их применять. Можно было предположить, что положения принятых профессиональной организацией клинических рекомендаций (протоколов) распространялись на членов соответствующей некоммерческой организации или должны были служить основой для разработки локальных актов в медицинских организациях. На тот момент признаков нормативности (общеобязательности) в клинических рекомендациях (протоколах лечения) не просматривалось. Учитывая законодательные реалии, разрабатывать и утверждать клинические рекомендации взялись многие ассоциации по разным нозологиям. Число клинических рекомендаций множилось, хотя зачастую об их наличии широкая профессиональная общественность не знала. В сети Интернет ходили документы с узнаваемым названием, относительно которых было совершенно не понятно, кто их принял и издал. Естественно, что разные документы содержали разную и зачастую противоречивую информацию. Если бы данные документы использовались исключительно в профессиональной среде разработчиков (по типу кафедральных методичек), такой проблематики, которую видим в настоящее время, думается, могло не быть. Однако с 1 января 2015 г. в ФЗ N 323-ФЗ изменили формулировку ст. 64, посвященной экспертизе качества медицинской помощи (далее - ЭКМП). С этого времени ЭКМП уже нужно было проводить на основании не только порядков и стандартов медицинской помощи, но и клинических рекомендаций.
(Свередюк М.Г., Якушин С.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Ретроспективный анализ, проведенный авторами, показывает, что клинические рекомендации были уже в исходной версии Федерального закона N 323-ФЗ (от 21.11.2011). Закон разрешил медицинским профессиональным некоммерческим организациям разрабатывать и утверждать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (ч. 2 ст. 76). Это все, что на тот момент содержалось в ФЗ N 323-ФЗ относительно клинических рекомендаций. Закон не регламентировал, что делать с ними, как их применять. Можно было предположить, что положения принятых профессиональной организацией клинических рекомендаций (протоколов) распространялись на членов соответствующей некоммерческой организации или должны были служить основой для разработки локальных актов в медицинских организациях. На тот момент признаков нормативности (общеобязательности) в клинических рекомендациях (протоколах лечения) не просматривалось. Учитывая законодательные реалии, разрабатывать и утверждать клинические рекомендации взялись многие ассоциации по разным нозологиям. Число клинических рекомендаций множилось, хотя зачастую об их наличии широкая профессиональная общественность не знала. В сети Интернет ходили документы с узнаваемым названием, относительно которых было совершенно не понятно, кто их принял и издал. Естественно, что разные документы содержали разную и зачастую противоречивую информацию. Если бы данные документы использовались исключительно в профессиональной среде разработчиков (по типу кафедральных методичек), такой проблематики, которую видим в настоящее время, думается, могло не быть. Однако с 1 января 2015 г. в ФЗ N 323-ФЗ изменили формулировку ст. 64, посвященной экспертизе качества медицинской помощи (далее - ЭКМП). С этого времени ЭКМП уже нужно было проводить на основании не только порядков и стандартов медицинской помощи, но и клинических рекомендаций.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)"Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)"Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Военнослужащие ВС РФ, которые находятся в отпуске, в том числе по болезни, могут получать первичную медико-санитарную помощь в медорганизациях, подведомственных исполнительным органам субъектов РФ, органам МСУ, по месту обращения. Это касается медико-санитарной помощи при заболеваниях и состояниях, включенных в программу госгарантий бесплатной медпомощи. Такой порядок действует в период проведения СВО. Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, в отношении указанных лиц в части оказания им такой медпомощи в плановой форме не применяются (п. п. 1 - 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2024 N 1423).
(КонсультантПлюс, 2025)Военнослужащие ВС РФ, которые находятся в отпуске, в том числе по болезни, могут получать первичную медико-санитарную помощь в медорганизациях, подведомственных исполнительным органам субъектов РФ, органам МСУ, по месту обращения. Это касается медико-санитарной помощи при заболеваниях и состояниях, включенных в программу госгарантий бесплатной медпомощи. Такой порядок действует в период проведения СВО. Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, в отношении указанных лиц в части оказания им такой медпомощи в плановой форме не применяются (п. п. 1 - 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2024 N 1423).
Ситуация: Каковы особенности договора на оказание платных медицинских услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)порядок оказания медицинской помощи и применяемые стандарты медицинской помощи (при наличии), информация о возможности осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)порядок оказания медицинской помощи и применяемые стандарты медицинской помощи (при наличии), информация о возможности осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи;
Статья: Два ответа СФР о льготном пенсионном стаже медработников (комментарий к Письмам СФР от 12.09.2024 N МС-25-20/43351, от 12.09.2024 N МС-25-20/43368)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 22)- в соответствии с установленными порядками и стандартами оказания медицинской помощи, которые обязательны для всех медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 22)- в соответствии с установленными порядками и стандартами оказания медицинской помощи, которые обязательны для всех медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы.
Статья: Правовое регулирование оказания медицинских услуг в Российской Федерации: проблемы совершенствования
(Ерошенко А.Ю., Исакова Ю.И., Старжинская О.Б.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Вместе с тем в юридической практике имеют место случаи причинения вреда здоровью юридическими лицами - медицинскими организациями (деликтные обязательства). Медицинская деятельность не только служит здоровью человека, но также может нанести ему определенный вред. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Из приведенного нормативного положения, регулирующего отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
(Ерошенко А.Ю., Исакова Ю.И., Старжинская О.Б.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Вместе с тем в юридической практике имеют место случаи причинения вреда здоровью юридическими лицами - медицинскими организациями (деликтные обязательства). Медицинская деятельность не только служит здоровью человека, но также может нанести ему определенный вред. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Из приведенного нормативного положения, регулирующего отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Поэтому считаем важным не создание стандартов второго уровня (наряду с общими стандартами, разработанными по критерию нозологий, создание стандартов по двум критериям: 1) нозология и 2) региональные особенности), а внесение изменений в Приказ Минздрава России от 22 февраля 2022 г. N 103н "Об утверждении порядка разработки стандартов медицинской помощи", в котором в качестве обязательного подраздела каждого стандарта медицинской помощи должен быть включен раздел об особенностях организации предоставления медицинских услуг в отдельных регионах и территориях. Считаем важным также согласовать положения стандартов, не учитывающих региональных особенностей, с актами Минздрава России, учитывающими данное обстоятельство <1>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Поэтому считаем важным не создание стандартов второго уровня (наряду с общими стандартами, разработанными по критерию нозологий, создание стандартов по двум критериям: 1) нозология и 2) региональные особенности), а внесение изменений в Приказ Минздрава России от 22 февраля 2022 г. N 103н "Об утверждении порядка разработки стандартов медицинской помощи", в котором в качестве обязательного подраздела каждого стандарта медицинской помощи должен быть включен раздел об особенностях организации предоставления медицинских услуг в отдельных регионах и территориях. Считаем важным также согласовать положения стандартов, не учитывающих региональных особенностей, с актами Минздрава России, учитывающими данное обстоятельство <1>.
Статья: Ятрогенные преступления: сложности доказывания
(Павлова Е.В.)
("Законность", 2025, N 7)Суд кассационной инстанции оставил оправдательный приговор суда первой инстанции и апелляционное постановление без изменения, а кассационное представление прокурора (как и кассационную жалобу потерпевшего) без удовлетворения. В Кассационном постановлении отмечено, что ни органом предварительного следствия, ни стороной обвинения не установлено, в чем конкретно выразилось несоответствие инкриминируемых А. действий (бездействия) требованиям, предъявляемым к этому специалисту при оказании медицинской помощи пациентке Н., а именно не указаны конкретные нарушения порядка и стандартов оказания медицинской помощи, подлежащих применению А. при оказании медицинской помощи потерпевшей, не определены и конкретные нарушения Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от 10 мая 2017 г. N 203н.
(Павлова Е.В.)
("Законность", 2025, N 7)Суд кассационной инстанции оставил оправдательный приговор суда первой инстанции и апелляционное постановление без изменения, а кассационное представление прокурора (как и кассационную жалобу потерпевшего) без удовлетворения. В Кассационном постановлении отмечено, что ни органом предварительного следствия, ни стороной обвинения не установлено, в чем конкретно выразилось несоответствие инкриминируемых А. действий (бездействия) требованиям, предъявляемым к этому специалисту при оказании медицинской помощи пациентке Н., а именно не указаны конкретные нарушения порядка и стандартов оказания медицинской помощи, подлежащих применению А. при оказании медицинской помощи потерпевшей, не определены и конкретные нарушения Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от 10 мая 2017 г. N 203н.