Поручение органу дознания
Подборка наиболее важных документов по запросу Поручение органу дознания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Качество законодательной регламентации правового положения органов дознания в ст. 40 УПК Российской Федерации
(Фадеев И.А.)
("Мировой судья", 2021, N 12)Как видим, в процитированной норме акцент сделан на том, что полиция как орган дознания уполномочена выполнять поручения органа дознания, под каковым, надо полагать, здесь подразумеваются органы внутренних дел. При этом ей не возбраняется смешение уголовно-процессуальных и оперативно-разыскных функций, с чем не очень агрессивно и не очень убедительно стремятся бороться ревностные представители российской научной общественности (и мысли).
(Фадеев И.А.)
("Мировой судья", 2021, N 12)Как видим, в процитированной норме акцент сделан на том, что полиция как орган дознания уполномочена выполнять поручения органа дознания, под каковым, надо полагать, здесь подразумеваются органы внутренних дел. При этом ей не возбраняется смешение уголовно-процессуальных и оперативно-разыскных функций, с чем не очень агрессивно и не очень убедительно стремятся бороться ревностные представители российской научной общественности (и мысли).
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
(ред. от 27.10.2025)2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"Начальник органа военной полиции организует в пределах своих полномочий исполнение решений суда, письменных поручений следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий и оказывает содействие в их осуществлении.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"Начальник органа военной полиции организует в пределах своих полномочий исполнение решений суда, письменных поручений следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий и оказывает содействие в их осуществлении.
Статья: Применение специальных знаний и экспертиз по убийствам, где огонь используется как орудие (способ) сокрытия преступления
(Драпезо Р.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 11)В таблице 1 мы определили направления применения специальных знаний в зависимости от места возгорания, трупа погибшего, его останков или ситуации, связанной с отсутствием трупа. Таблица может дать сведущим лицам знания: 1) о характере расположения следов, где и что искать; 2) разграничении обстоятельств попадания тела погибшего в атмосферу огня; 3) назначаемых экспертизах; 4) составлении перечня вопросов, выносимых на разрешение эксперта; 5) достаточности данных для принятия процессуального решения. В конечном итоге это позволит следователю обоснованно давать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ). Эта важная позиция, так как конкретное поручение должно стимулировать оперативников заниматься не "формализмом", а сбором и документированием результатов ОРД. Добытые образцы для сравнительного исследования и производства экспертиз могут служить как основанием к возбуждению уголовного дела (ВУД), так и быть приобщенными в качестве вещественных доказательств.
(Драпезо Р.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 11)В таблице 1 мы определили направления применения специальных знаний в зависимости от места возгорания, трупа погибшего, его останков или ситуации, связанной с отсутствием трупа. Таблица может дать сведущим лицам знания: 1) о характере расположения следов, где и что искать; 2) разграничении обстоятельств попадания тела погибшего в атмосферу огня; 3) назначаемых экспертизах; 4) составлении перечня вопросов, выносимых на разрешение эксперта; 5) достаточности данных для принятия процессуального решения. В конечном итоге это позволит следователю обоснованно давать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ). Эта важная позиция, так как конкретное поручение должно стимулировать оперативников заниматься не "формализмом", а сбором и документированием результатов ОРД. Добытые образцы для сравнительного исследования и производства экспертиз могут служить как основанием к возбуждению уголовного дела (ВУД), так и быть приобщенными в качестве вещественных доказательств.
Статья: Нарушение норм процессуального права на стадии доследственной проверки при рассмотрении сообщений о преступлениях экономической направленности, их влияние на законность уголовного преследования
(Николаева М.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, согласно имеющимся полномочиям, на стадии доследственной проверки возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании письменного поручения органу дознания, обязательного для исполнения. Решение о необходимости проведения таких мероприятий является одним из оснований для продления срока проверки до 30 суток.
(Николаева М.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, согласно имеющимся полномочиям, на стадии доследственной проверки возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании письменного поручения органу дознания, обязательного для исполнения. Решение о необходимости проведения таких мероприятий является одним из оснований для продления срока проверки до 30 суток.
Статья: Проблемы обеспечения прав и законных интересов подозреваемого, объявленного в розыск
(Архипов А.С.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Постановление о розыске подозреваемого с точки зрения процессуального значения нельзя рассматривать исключительно как поручение органу дознания установить местонахождение подозреваемого. Данный акт подчеркивает наличие уголовного преследования, когда оно уже начато, и может выполнять роль решения следователя о продолжении уголовного преследования, когда иные меры (решения), указывающие на его осуществление, должны быть прекращены (утратить силу).
(Архипов А.С.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Постановление о розыске подозреваемого с точки зрения процессуального значения нельзя рассматривать исключительно как поручение органу дознания установить местонахождение подозреваемого. Данный акт подчеркивает наличие уголовного преследования, когда оно уже начато, и может выполнять роль решения следователя о продолжении уголовного преследования, когда иные меры (решения), указывающие на его осуществление, должны быть прекращены (утратить силу).
Статья: Взаимодействие следователя с различными органами и организациями на первоначальном этапе расследования доведения до самоубийства несовершеннолетних с помощью сети Интернет
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 8)Так, в ходе расследования следователем было дано поручение органам дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий. Согласно ответу органа дознания в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками БСТМ были установлены IP-адреса и их принадлежность к конкретным интернет-провайдерам, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет со страниц социальной сети "ВКонтакте", находившихся в пользовании Б. <6>.
(Ильин Н.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 8)Так, в ходе расследования следователем было дано поручение органам дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий. Согласно ответу органа дознания в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками БСТМ были установлены IP-адреса и их принадлежность к конкретным интернет-провайдерам, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет со страниц социальной сети "ВКонтакте", находившихся в пользовании Б. <6>.
Статья: Взаимодействие дознавателя и оперативного сотрудника при проверке сообщения о преступлении
(Комаров С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)<2> Супрун С.В. Поручение органу дознания МВД России производства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 2 (28). С. 98.
(Комаров С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)<2> Супрун С.В. Поручение органу дознания МВД России производства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 2 (28). С. 98.
Статья: Федеральная служба войск национальной гвардии РФ - самостоятельный орган дознания?
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<4> Малин П.М. Должностные лица органа дознания, исполняющие поручения начальника органа дознания, как участники уголовного процесса // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. N 134. С. 1152 - 1165.
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<4> Малин П.М. Должностные лица органа дознания, исполняющие поручения начальника органа дознания, как участники уголовного процесса // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. N 134. С. 1152 - 1165.
Статья: Основания и порядок производства дознания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из п. 7 ст. 5 УПК РФ, дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания по поручению начальника органа дознания, не проводившее по данному уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из п. 7 ст. 5 УПК РФ, дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания по поручению начальника органа дознания, не проводившее по данному уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий.
Статья: Правовые и информационно-технические процедуры производства допроса посредством систем видео-конференц-связи (анализ отдельных положений ст. 189.1 УПК РФ)
(Шурухнов Н.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 7)2. Следователь, дознаватель, у которого в производстве находится уголовное дело, путем направления письменного поручения органу дознания, дознавателю, следователю по месту нахождения свидетеля возлагает на него обязанность по организации участия такого лица в следственном действии.
(Шурухнов Н.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 7)2. Следователь, дознаватель, у которого в производстве находится уголовное дело, путем направления письменного поручения органу дознания, дознавателю, следователю по месту нахождения свидетеля возлагает на него обязанность по организации участия такого лица в следственном действии.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Порядок проверки сообщений о преступлении, распространенных средствами массовой информации, регламентирован ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Этот порядок предусматривает, что проверку сообщения, распространенного в средствах массовой информации, проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Таким образом, инициатором проверки выступает прокурор или руководитель следственного органа.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Порядок проверки сообщений о преступлении, распространенных средствами массовой информации, регламентирован ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Этот порядок предусматривает, что проверку сообщения, распространенного в средствах массовой информации, проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Таким образом, инициатором проверки выступает прокурор или руководитель следственного органа.
Статья: Институты уголовно-процессуального права: понятие, признаки, методология исследования
(Мядзелец О.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Отличается от института прекращения уголовного дела или уголовного преследования институт поручений следователя органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Сторонники восприятия указанных норм в качестве нормативного образования, соответствующего признакам уголовно-процессуального института, отмечают дефицит правового регулирования общественных отношений, возникающих при выполнении поручений следователя органом дознания <5>.
(Мядзелец О.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Отличается от института прекращения уголовного дела или уголовного преследования институт поручений следователя органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Сторонники восприятия указанных норм в качестве нормативного образования, соответствующего признакам уголовно-процессуального института, отмечают дефицит правового регулирования общественных отношений, возникающих при выполнении поручений следователя органом дознания <5>.