Попутные полезные ископаемые
Подборка наиболее важных документов по запросу Попутные полезные ископаемые (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По мнению налогового органа, налогоплательщик одновременно с добычей основного полезного ископаемого (руды товарной железной и многокомпонентной комплексной руды) добывает щебень, который является попутно добытым полезным ископаемым и также подлежит обложению НДПИ. Суд направил дело на новое рассмотрение, поскольку щебень возникает из разубоживающей породы, которая не является самостоятельным полезным ископаемым. Кроме того, при определении расчетной стоимости железной руды налогоплательщик учитывал сумму затрат, приходящихся на извлечение разубоживающих пород. В связи с этим начисление НДПИ в отношении щебня является повторным налогообложением.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По мнению налогового органа, налогоплательщик одновременно с добычей основного полезного ископаемого (руды товарной железной и многокомпонентной комплексной руды) добывает щебень, который является попутно добытым полезным ископаемым и также подлежит обложению НДПИ. Суд направил дело на новое рассмотрение, поскольку щебень возникает из разубоживающей породы, которая не является самостоятельным полезным ископаемым. Кроме того, при определении расчетной стоимости железной руды налогоплательщик учитывал сумму затрат, приходящихся на извлечение разубоживающих пород. В связи с этим начисление НДПИ в отношении щебня является повторным налогообложением.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, согласно проекту разработки месторождения полезным ископаемым месторождения является рудное золото, попутным полезным ископаемым выявлено серебро. Из договора поставки с целью последующего аффинажа следует, что фактически налогоплательщик в составе золотосодержащей руды произвел отчуждение драгоценного металла, получив выгоду исходя из непосредственного количества химически чистого металла, которое находилось в реализованной партии руды.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, согласно проекту разработки месторождения полезным ископаемым месторождения является рудное золото, попутным полезным ископаемым выявлено серебро. Из договора поставки с целью последующего аффинажа следует, что фактически налогоплательщик в составе золотосодержащей руды произвел отчуждение драгоценного металла, получив выгоду исходя из непосредственного количества химически чистого металла, которое находилось в реализованной партии руды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предложении по определению в целях налогообложения НДПИ количества строительного камня и щебня, добываемых попутно при добыче иных полезных ископаемых, в зависимости от факта их реализации.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-06-06-01/120854)Вопрос: О предложении по определению в целях налогообложения НДПИ количества строительного камня и щебня, добываемых попутно при добыче иных полезных ископаемых, в зависимости от факта их реализации.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-06-06-01/120854)Вопрос: О предложении по определению в целях налогообложения НДПИ количества строительного камня и щебня, добываемых попутно при добыче иных полезных ископаемых, в зависимости от факта их реализации.
Статья: Определение момента приобретения права собственности на полезные ископаемые, добытые из отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Между тем вызывает сомнение правомерность совершения подобной сделки, а также момент возникновения права собственности на конкретные виды полезных ископаемых, если в полупродукте помимо, например, золота как основного полезного ископаемого, на добычу которого пользователь недр имеет лицензию, содержатся попутные полезные ископаемые, например металлы платиновой группы, не указанные в лицензии. В таком случае возникает вопрос относительно правомерности вывода о возможности возникновения права собственности у хозяйствующего субъекта на полупродукт в целом, а не на отдельные конкретные виды полезных ископаемых, содержащиеся в нем, как это указано в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах. В связи с этим представляется, что анализируемые правовые предписания налогового законодательства идут вразрез с данной правовой нормой Закона о недрах, не позволяя в полной мере определить момент возникновения права собственности в отношении конкретных видов полезных ископаемых, добываемых хозяйствующим субъектом из отходов недропользования. Это обусловлено тем, что соответствующие нормы призваны установить порядок налогообложения, который в настоящее время наиболее удобен для взимания соответствующей платы за пользование недрами. "Такая ситуация, - как верно отмечает М.В. Дудиков, - возникла из-за того, что законодательство РФ о налогах и сборах не учитывает особенностей процесса извлечения полезных ископаемых и момента возникновения правоотношения собственности" <13>. Для большинства пользователей недр существенное значение имеют конкретные виды полезных ископаемых в чистом виде, так как лишь последние могут быть вовлечены в гражданский товарооборот в полной мере и становятся самостоятельным объектом права собственности, исходя из указанных правовых предписаний законодательства о недрах. В частности, Верховный Суд РФ отмечает, что для хозяйствующего субъекта юридическое значение имеет не только факт получения полупродуктов, но и стоимостная оценка драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых <14>. Полупродукт, содержащий в своем составе несколько драгоценных металлов, является минеральным сырьем, подвергшимся первичной переработке, и в силу сложного технологического процесса добычи полезных ископаемых должен рассматриваться как промежуточный результат на этапе формирования самостоятельного объекта права собственности - конкретного вида полезного ископаемого, указанного в лицензии.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Между тем вызывает сомнение правомерность совершения подобной сделки, а также момент возникновения права собственности на конкретные виды полезных ископаемых, если в полупродукте помимо, например, золота как основного полезного ископаемого, на добычу которого пользователь недр имеет лицензию, содержатся попутные полезные ископаемые, например металлы платиновой группы, не указанные в лицензии. В таком случае возникает вопрос относительно правомерности вывода о возможности возникновения права собственности у хозяйствующего субъекта на полупродукт в целом, а не на отдельные конкретные виды полезных ископаемых, содержащиеся в нем, как это указано в п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах. В связи с этим представляется, что анализируемые правовые предписания налогового законодательства идут вразрез с данной правовой нормой Закона о недрах, не позволяя в полной мере определить момент возникновения права собственности в отношении конкретных видов полезных ископаемых, добываемых хозяйствующим субъектом из отходов недропользования. Это обусловлено тем, что соответствующие нормы призваны установить порядок налогообложения, который в настоящее время наиболее удобен для взимания соответствующей платы за пользование недрами. "Такая ситуация, - как верно отмечает М.В. Дудиков, - возникла из-за того, что законодательство РФ о налогах и сборах не учитывает особенностей процесса извлечения полезных ископаемых и момента возникновения правоотношения собственности" <13>. Для большинства пользователей недр существенное значение имеют конкретные виды полезных ископаемых в чистом виде, так как лишь последние могут быть вовлечены в гражданский товарооборот в полной мере и становятся самостоятельным объектом права собственности, исходя из указанных правовых предписаний законодательства о недрах. В частности, Верховный Суд РФ отмечает, что для хозяйствующего субъекта юридическое значение имеет не только факт получения полупродуктов, но и стоимостная оценка драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых <14>. Полупродукт, содержащий в своем составе несколько драгоценных металлов, является минеральным сырьем, подвергшимся первичной переработке, и в силу сложного технологического процесса добычи полезных ископаемых должен рассматриваться как промежуточный результат на этапе формирования самостоятельного объекта права собственности - конкретного вида полезного ископаемого, указанного в лицензии.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 19.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод при разведке и добыче иных видов полезных ископаемых, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, а также подземных вод после извлечения из них полезных компонентов
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 19.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод при разведке и добыче иных видов полезных ископаемых, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, а также подземных вод после извлечения из них полезных компонентов
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Факт открытия месторождения полезных ископаемых теперь устанавливается также в отношении тех видов полезных ископаемых, которые были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых по результатам проведенного геологического изучения недр, в качестве попутных полезных ископаемых при условии их соответствия критериям отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), установленным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2017 N 963.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Факт открытия месторождения полезных ископаемых теперь устанавливается также в отношении тех видов полезных ископаемых, которые были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых по результатам проведенного геологического изучения недр, в качестве попутных полезных ископаемых при условии их соответствия критериям отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), установленным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2017 N 963.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В свою очередь, Правилами охраны подземных водных объектов предусмотрен следующий перечень мероприятий по предупреждению их загрязнения, засорения, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды и по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и за уровенным режимом подземных вод; определение объемов добычи (извлечения) подземных вод в соответствии с утвержденной проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной проектной документацией, а также объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В свою очередь, Правилами охраны подземных водных объектов предусмотрен следующий перечень мероприятий по предупреждению их загрязнения, засорения, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды и по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и за уровенным режимом подземных вод; определение объемов добычи (извлечения) подземных вод в соответствии с утвержденной проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной проектной документацией, а также объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1>.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Наличие противоречий в анализируемых правовых предписаниях законодательства о недрах может быть обусловлено тем обстоятельством, что отсутствует четкий правовой механизм определения правового режима отходов недропользования и их соотношения с отходами производства и потребления. Конечно, на практике недропользователю проблематично сразу определить правовой режим отходов недропользования. В связи с чем думается возможным применение следующего алгоритма юридически значимых действий хозяйствующего субъекта. На первоначальном этапе разведки полезных ископаемых в рамках технико-экономической оценки (далее - ТЭО) недропользователь должен указывать наличие в разведанном месторождении основного планируемого добываемого ресурса, а также попутных полезных ископаемых, в том числе определить во вскрышных и вмещающих породах наличие общераспространенных полезных ископаемых. Сведения о выявленных полезных ископаемых должны быть отражены в техническом проекте разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О недрах". Однако на практике некоторые недобросовестные недропользователи этого не делают, так как отражение в ТЭО попутных полезных ископаемых влечет за собой увеличение налоговой нагрузки в рамках уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, как верно отмечает Т.А. Блошенко, государству нужно дифференцированно подходить к взысканию соответствующего налога <10>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Наличие противоречий в анализируемых правовых предписаниях законодательства о недрах может быть обусловлено тем обстоятельством, что отсутствует четкий правовой механизм определения правового режима отходов недропользования и их соотношения с отходами производства и потребления. Конечно, на практике недропользователю проблематично сразу определить правовой режим отходов недропользования. В связи с чем думается возможным применение следующего алгоритма юридически значимых действий хозяйствующего субъекта. На первоначальном этапе разведки полезных ископаемых в рамках технико-экономической оценки (далее - ТЭО) недропользователь должен указывать наличие в разведанном месторождении основного планируемого добываемого ресурса, а также попутных полезных ископаемых, в том числе определить во вскрышных и вмещающих породах наличие общераспространенных полезных ископаемых. Сведения о выявленных полезных ископаемых должны быть отражены в техническом проекте разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О недрах". Однако на практике некоторые недобросовестные недропользователи этого не делают, так как отражение в ТЭО попутных полезных ископаемых влечет за собой увеличение налоговой нагрузки в рамках уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, как верно отмечает Т.А. Блошенко, государству нужно дифференцированно подходить к взысканию соответствующего налога <10>.
Статья: Многокомпонентные комплексные руды: особенности применения адвалорных и специфических ставок НДПИ
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)- извлекаемые полезные компоненты (за исключением редких металлов), являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых (подп. 17 п. 2 ст. 337 НК РФ).
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)- извлекаемые полезные компоненты (за исключением редких металлов), являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых (подп. 17 п. 2 ст. 337 НК РФ).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В консультации представителя Минфина Ю.В. Емельянова (номер в ИБ "Консультант" - 124749) указывается, что в предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В консультации представителя Минфина Ю.В. Емельянова (номер в ИБ "Консультант" - 124749) указывается, что в предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
Статья: Проблема определения правовой природы права пользования отходами недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Указанные отходы недропользования представляют собой часть недр, подвергнувшихся первичной переработке, вынутые на поверхность участка и включающие в себя ресурсы недр. Учитывая, что недра, содержащие в себе полезные ископаемые, являются государственной собственностью, их извлечение на поверхность и придание правового режима отходов недропользования не меняют вещно-правового титула государства. Отходы недропользования, содержащие полезные ископаемые, остаются в собственности государства (субъекта РФ) как часть недр. Это подтверждается необходимостью указания в лицензии на вид пользования недрами исходя из п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), в качестве которого выступает возможность добычи полезных ископаемых из отходов недропользования на основании п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона "О недрах". Помимо этого, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 12.1 Закона "О недрах" предусмотрена необходимость внесения изменений в лицензию на добычу ранее не указанных попутных полезных ископаемых из отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Указанные отходы недропользования представляют собой часть недр, подвергнувшихся первичной переработке, вынутые на поверхность участка и включающие в себя ресурсы недр. Учитывая, что недра, содержащие в себе полезные ископаемые, являются государственной собственностью, их извлечение на поверхность и придание правового режима отходов недропользования не меняют вещно-правового титула государства. Отходы недропользования, содержащие полезные ископаемые, остаются в собственности государства (субъекта РФ) как часть недр. Это подтверждается необходимостью указания в лицензии на вид пользования недрами исходя из п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), в качестве которого выступает возможность добычи полезных ископаемых из отходов недропользования на основании п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона "О недрах". Помимо этого, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 12.1 Закона "О недрах" предусмотрена необходимость внесения изменений в лицензию на добычу ранее не указанных попутных полезных ископаемых из отходов недропользования.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговая база НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, некоторых видов углеводородного сырья и многокомпонентных комплексных руд, добываемых на определенных месторождениях (стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 НК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговая база НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, некоторых видов углеводородного сырья и многокомпонентных комплексных руд, добываемых на определенных месторождениях (стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 НК РФ).
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Положительный результат для пользователя недр, осуществляющего разработку основного месторождения, проявляется в следующем. Вместо необходимости отнесения неиспользуемых вскрышных и вмещающих горных пород к числу отходов производства следует установить для пользователя недр императивную обязанность проведения комплексной геолого-экономической оценки (далее - ГЭО) данных объектов. При наличии ОПИ, которые возможно добывать и использовать по результатам ГЭО, пользователь недр должен быть освобожден от внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данный вывод обусловлен тем, что после проведения ГЭО и получения положительного заключения, по сути, начинает формироваться участок недр антропогенного происхождения, содержащий ОПИ. В случае если ОПИ являются попутными полезными ископаемыми (забалансовыми), по результатам ГЭО они рассматриваются как прогнозные ресурсы, в связи с чем в дальнейшем требуется государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в целях их постановки на государственный баланс <12>. Предложенный вариант в полной мере соответствует исполнению одной из обязанностей пользователя недр по обеспечению сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, закрепленной в п. 13 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах. При этом с точки зрения справедливости и добросовестности участников хозяйственного оборота инициировать процедуру проведения государственной экспертизы должен заинтересованный субъект отношений по недропользованию, которым, как представляется, выступает соответствующее публично-правовое образование. Данное обстоятельство обусловлено следующим:
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Положительный результат для пользователя недр, осуществляющего разработку основного месторождения, проявляется в следующем. Вместо необходимости отнесения неиспользуемых вскрышных и вмещающих горных пород к числу отходов производства следует установить для пользователя недр императивную обязанность проведения комплексной геолого-экономической оценки (далее - ГЭО) данных объектов. При наличии ОПИ, которые возможно добывать и использовать по результатам ГЭО, пользователь недр должен быть освобожден от внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данный вывод обусловлен тем, что после проведения ГЭО и получения положительного заключения, по сути, начинает формироваться участок недр антропогенного происхождения, содержащий ОПИ. В случае если ОПИ являются попутными полезными ископаемыми (забалансовыми), по результатам ГЭО они рассматриваются как прогнозные ресурсы, в связи с чем в дальнейшем требуется государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в целях их постановки на государственный баланс <12>. Предложенный вариант в полной мере соответствует исполнению одной из обязанностей пользователя недр по обеспечению сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, закрепленной в п. 13 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах. При этом с точки зрения справедливости и добросовестности участников хозяйственного оборота инициировать процедуру проведения государственной экспертизы должен заинтересованный субъект отношений по недропользованию, которым, как представляется, выступает соответствующее публично-правовое образование. Данное обстоятельство обусловлено следующим:
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 18.09.2025 N СД-4-3/8514@ <Как облагаются НДПИ "ненормируемые" потери полезных ископаемых?>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Объект налогообложения НДПИ - это добытые полезные ископаемые. Добытыми считаются полезные ископаемые, поименованные в п. 1 ст. 336 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 337 НК РФ). Также налоговую базу по НДПИ формируют полезные компоненты, извлекаемые из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого (п. 1 ст. 338 НК РФ).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Объект налогообложения НДПИ - это добытые полезные ископаемые. Добытыми считаются полезные ископаемые, поименованные в п. 1 ст. 336 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 337 НК РФ). Также налоговую базу по НДПИ формируют полезные компоненты, извлекаемые из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого (п. 1 ст. 338 НК РФ).