Понятие субвенция
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие субвенция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Основное отличие субвенций от субсидий состоит в том, что в то время как субсидиями финансируются расходные обязательства, возникающие по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расходные обязательства по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; субвенциями финансируются расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Основное отличие субвенций от субсидий состоит в том, что в то время как субсидиями финансируются расходные обязательства, возникающие по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расходные обязательства по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; субвенциями финансируются расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 45 и 46 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, за исключением случаев, указанных в части 7 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 45 и 46 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, за исключением случаев, указанных в части 7 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 71. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 71. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий
Статья: Конституционная модель бюджетного федерализма России: особенности, проблематика и перспектива конституционной настройки (модернизации)
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)В доктрине понятие "бюджетный федерализм" интерпретируют по-разному. Так, Н.М. Добрынин определяет бюджетный федерализм как совокупность способов и методов организации налоговых и бюджетных потоков по уровням территориальной соподчиненности, базирующихся на децентрализации управления финансовыми потоками государства, в которую входит распределение бюджетных ресурсов и полномочий между уровнями власти и управления <2>. О.М. Рой в качестве составляющих бюджетного федерализма выделяет бюджетные и межбюджетные потоки; налоговый федерализм; блок бюджетно-финансовых трансфертов (дотации, субвенции) <3>. Стремясь уйти от метафоричности понятия "поток", бюджетный федерализм характеризуют через категорию бюджетно-налоговых отношений между различными уровнями государственной власти и управления <4>. Развивая эту научную мысль, другие исследователи <5> отмечают, что бюджетный федерализм представляет собой комплекс налогово-бюджетных правоотношений на протяжении бюджетного процесса, в котором вне зависимости от уровня задействованы все органы власти и управления.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)В доктрине понятие "бюджетный федерализм" интерпретируют по-разному. Так, Н.М. Добрынин определяет бюджетный федерализм как совокупность способов и методов организации налоговых и бюджетных потоков по уровням территориальной соподчиненности, базирующихся на децентрализации управления финансовыми потоками государства, в которую входит распределение бюджетных ресурсов и полномочий между уровнями власти и управления <2>. О.М. Рой в качестве составляющих бюджетного федерализма выделяет бюджетные и межбюджетные потоки; налоговый федерализм; блок бюджетно-финансовых трансфертов (дотации, субвенции) <3>. Стремясь уйти от метафоричности понятия "поток", бюджетный федерализм характеризуют через категорию бюджетно-налоговых отношений между различными уровнями государственной власти и управления <4>. Развивая эту научную мысль, другие исследователи <5> отмечают, что бюджетный федерализм представляет собой комплекс налогово-бюджетных правоотношений на протяжении бюджетного процесса, в котором вне зависимости от уровня задействованы все органы власти и управления.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Следует отметить, что ст. 6 БК РФ претерпела существенные изменения в соответствии с Законом о внесении изменений в БК РФ. Были исключены понятия "субвенция", "субсидия". Изменены понятия "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "бюджетный процесс" и ряд других.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Следует отметить, что ст. 6 БК РФ претерпела существенные изменения в соответствии с Законом о внесении изменений в БК РФ. Были исключены понятия "субвенция", "субсидия". Изменены понятия "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "бюджетный процесс" и ряд других.
Статья: Финансово-правовой статус наукоградов и особенности его реализации
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В 2004 году ст. 8 Закона о наукоградах была изменена <31> и был установлен конкретный вид межбюджетного трансферта, а именно субвенции дополнительных расходов наукоградов. Порядок предоставления таких субвенций был установлен Постановлением Правительства РФ N 682. Наряду с понятием субвенций дополнительных расходов наукоградов Постановлением такие субвенции обозначались как "субвенции из федерального бюджета для финансирования мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов (далее - мероприятия)" <32>.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)В 2004 году ст. 8 Закона о наукоградах была изменена <31> и был установлен конкретный вид межбюджетного трансферта, а именно субвенции дополнительных расходов наукоградов. Порядок предоставления таких субвенций был установлен Постановлением Правительства РФ N 682. Наряду с понятием субвенций дополнительных расходов наукоградов Постановлением такие субвенции обозначались как "субвенции из федерального бюджета для финансирования мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов (далее - мероприятия)" <32>.
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Определенная неясность в характеристике субсидий содержится в законодательстве Таджикистана. Так, в ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 723 "О государственных финансах Республики Таджикистан" (далее - Закон РТ) наряду с понятием "субвенция" содержится следующее определение субсидий: "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов" <13>. В остальных статьях Закона РТ субсидии упоминаются только при перечислении, например, текущих расходов, а в главе 7 "Межбюджетные отношения" вообще не упомянуты, в отличие от субвенций. Более того, исходя из положений Закона представляется довольно сложным разграничить характеристику субсидий и субвенций. Под последними в законодательстве Таджикистана понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов. В ст. 24 Закона РТ закреплено, что финансовая помощь местным бюджетам в форме субвенций предоставляется на финансирование отдельных целевых расходов. Таким образом, основные признаки данных форм расходов бюджета фактически идентичны.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Определенная неясность в характеристике субсидий содержится в законодательстве Таджикистана. Так, в ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 723 "О государственных финансах Республики Таджикистан" (далее - Закон РТ) наряду с понятием "субвенция" содержится следующее определение субсидий: "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов" <13>. В остальных статьях Закона РТ субсидии упоминаются только при перечислении, например, текущих расходов, а в главе 7 "Межбюджетные отношения" вообще не упомянуты, в отличие от субвенций. Более того, исходя из положений Закона представляется довольно сложным разграничить характеристику субсидий и субвенций. Под последними в законодательстве Таджикистана понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов. В ст. 24 Закона РТ закреплено, что финансовая помощь местным бюджетам в форме субвенций предоставляется на финансирование отдельных целевых расходов. Таким образом, основные признаки данных форм расходов бюджета фактически идентичны.