Понятие субсидия и субвенция
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие субсидия и субвенция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Основное отличие субвенций от субсидий состоит в том, что в то время как субсидиями финансируются расходные обязательства, возникающие по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расходные обязательства по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; субвенциями финансируются расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Основное отличие субвенций от субсидий состоит в том, что в то время как субсидиями финансируются расходные обязательства, возникающие по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расходные обязательства по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; субвенциями финансируются расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления.
Статья: Финансово-правовой статус наукоградов и особенности его реализации
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Такая форма межбюджетного трансферта соответствовала понятию субвенции, закрепленному ст. 6 БК РФ, действовавшего в редакции до 1 января 2008 г. В литературе обращалось внимание на смешение понятий "субвенция" и "субсидия", поскольку БК РФ в качестве различия между ними устанавливал только долевое участие <33>.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Такая форма межбюджетного трансферта соответствовала понятию субвенции, закрепленному ст. 6 БК РФ, действовавшего в редакции до 1 января 2008 г. В литературе обращалось внимание на смешение понятий "субвенция" и "субсидия", поскольку БК РФ в качестве различия между ними устанавливал только долевое участие <33>.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Следует отметить, что ст. 6 БК РФ претерпела существенные изменения в соответствии с Законом о внесении изменений в БК РФ. Были исключены понятия "субвенция", "субсидия". Изменены понятия "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "бюджетный процесс" и ряд других.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Следует отметить, что ст. 6 БК РФ претерпела существенные изменения в соответствии с Законом о внесении изменений в БК РФ. Были исключены понятия "субвенция", "субсидия". Изменены понятия "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "бюджетный процесс" и ряд других.
Вопрос: О внесении изменений, установлении дополнительных оснований для их внесения в сводную бюджетную роспись регионального бюджета в случае получения уведомления о предоставлении межбюджетных трансфертов.
(Письмо Минфина России от 25.12.2024 N 02-16-06/131326)В соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон о бюджете в случае получения уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных средств.
(Письмо Минфина России от 25.12.2024 N 02-16-06/131326)В соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон о бюджете в случае получения уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных средств.
Статья: Идентификация дотационности территориальных бюджетов и их типологизация
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Ученый С.В. Шеремета в построении кластеризации регионов по уровню финансовой устойчивости относит к категории высокодотационных регионы с удельным весом трансфертов выше 40% доходов [16]. Аналогичный подход встречается в работе С.Р. Егорова и др. [12]. Понятие "высокодотационный" подразумевает значительную величину в доходах дотаций как формы межбюджетных трансфертов. Если рассматривать трансферты в качестве признака категории, то целесообразно такие регионы идентифицировать как имеющие высокую трансфертную зависимость, поскольку трансферты включают помимо дотаций еще субсидии и субвенции. Этот подход затрудняет определение дотационности региона, поскольку трансферты - более широкая группа доходов.
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Ученый С.В. Шеремета в построении кластеризации регионов по уровню финансовой устойчивости относит к категории высокодотационных регионы с удельным весом трансфертов выше 40% доходов [16]. Аналогичный подход встречается в работе С.Р. Егорова и др. [12]. Понятие "высокодотационный" подразумевает значительную величину в доходах дотаций как формы межбюджетных трансфертов. Если рассматривать трансферты в качестве признака категории, то целесообразно такие регионы идентифицировать как имеющие высокую трансфертную зависимость, поскольку трансферты включают помимо дотаций еще субсидии и субвенции. Этот подход затрудняет определение дотационности региона, поскольку трансферты - более широкая группа доходов.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С учетом положений федерального бюджетного законодательства ПФР функционирует на основе бюджета, действующего в период календарного года и двухгодичного планового периода, содержащего нормы о субсидиях и субвенциях в пользу ПФР (см., например, ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов").
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С учетом положений федерального бюджетного законодательства ПФР функционирует на основе бюджета, действующего в период календарного года и двухгодичного планового периода, содержащего нормы о субсидиях и субвенциях в пользу ПФР (см., например, ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов").
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)способностью грамотно оперировать в профессиональной речи такими понятиями, как доходы и расходы бюджетов, доходы и расходы государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, межбюджетные трансферты, субсидии, субвенции, дотации; навыком ведения научно-практической дискуссии по вопросам формирования и расходования средств бюджета.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)способностью грамотно оперировать в профессиональной речи такими понятиями, как доходы и расходы бюджетов, доходы и расходы государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, межбюджетные трансферты, субсидии, субвенции, дотации; навыком ведения научно-практической дискуссии по вопросам формирования и расходования средств бюджета.
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Определенная неясность в характеристике субсидий содержится в законодательстве Таджикистана. Так, в ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 723 "О государственных финансах Республики Таджикистан" (далее - Закон РТ) наряду с понятием "субвенция" содержится следующее определение субсидий: "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов" <13>. В остальных статьях Закона РТ субсидии упоминаются только при перечислении, например, текущих расходов, а в главе 7 "Межбюджетные отношения" вообще не упомянуты, в отличие от субвенций. Более того, исходя из положений Закона представляется довольно сложным разграничить характеристику субсидий и субвенций. Под последними в законодательстве Таджикистана понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов. В ст. 24 Закона РТ закреплено, что финансовая помощь местным бюджетам в форме субвенций предоставляется на финансирование отдельных целевых расходов. Таким образом, основные признаки данных форм расходов бюджета фактически идентичны.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Определенная неясность в характеристике субсидий содержится в законодательстве Таджикистана. Так, в ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 723 "О государственных финансах Республики Таджикистан" (далее - Закон РТ) наряду с понятием "субвенция" содержится следующее определение субсидий: "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов" <13>. В остальных статьях Закона РТ субсидии упоминаются только при перечислении, например, текущих расходов, а в главе 7 "Межбюджетные отношения" вообще не упомянуты, в отличие от субвенций. Более того, исходя из положений Закона представляется довольно сложным разграничить характеристику субсидий и субвенций. Под последними в законодательстве Таджикистана понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов. В ст. 24 Закона РТ закреплено, что финансовая помощь местным бюджетам в форме субвенций предоставляется на финансирование отдельных целевых расходов. Таким образом, основные признаки данных форм расходов бюджета фактически идентичны.