Понятие прожиточного минимума
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие прожиточного минимума (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отметим, что 29 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Определение понятия прожиточного минимума претерпело значительные изменения и рассматривается теперь как минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина. Введено новое правило исчисления величины прожиточного минимума и порядка его установления - как 44,2 процента от величины медианного среднедушевого дохода, относительно которого половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины.
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отметим, что 29 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Определение понятия прожиточного минимума претерпело значительные изменения и рассматривается теперь как минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина. Введено новое правило исчисления величины прожиточного минимума и порядка его установления - как 44,2 процента от величины медианного среднедушевого дохода, относительно которого половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины.
Статья: Право граждан на справедливое социальное обеспечение
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Понятие и содержание прожиточного минимума как основного стандарта, определяющего сегодня уровень оплаты труда и социального обеспечения, оцениваются исследователями критически. В мировой практике есть два подхода к объективному его определению - абсолютный, в основе которого конкретный потребительский стандарт, и относительный - в процентах от медианного дохода <48>. Ученые долго призывали к его использованию в России, но в дополнение к абсолютному, а не вместо него. В 2021 г. предполагался пересмотр потребительской корзины, с учетом стоимости которой определялся прожиточный минимум. Однако с 2021 г. был применен относительный подход. Прожиточный минимум составил 44,2% от медианного дохода <49>, а МРОТ - 42% от медианной заработной платы. Такие цифры, отмечает Е.Ш. Гонтмахер, были установлены, чтобы не допустить увеличения числа бедных. Если бы установили, как в Европе, - 60% от медианной заработной платы, половина россиян оказалась бы за "чертой" <50>. В денежном выражении по сравнению с предыдущей величиной прожиточного минимума практически ничего не изменилось (было 11,3 тыс. руб., стало 11,6 тыс.), но при отказе от потребительской корзины был разрушен механизм прозрачного определения прожиточного минимума. Заведующий лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН В. Бобков назвал это очередным шагом в сторону от социального государства. Еще в 2018 г. названной лабораторией был рассчитан социально приемлемый прожиточный минимум, составивший не 11, а 32 тыс. руб. Реальный прожиточный минимум превысил официальный: для трудоспособного населения - в 3,5 раза, для пенсионеров - в 3 раза, для детей - в 2,7 раза <51>. К сожалению, "социологи и юристы признают, что по таким принятым в международной практике показателям уровня жизни, как прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и индекс развития человеческого потенциала, налицо разрыв между правовыми предписаниями, характеризующими те или иные аспекты социальной справедливости, и фактическими показателями" <52>.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Понятие и содержание прожиточного минимума как основного стандарта, определяющего сегодня уровень оплаты труда и социального обеспечения, оцениваются исследователями критически. В мировой практике есть два подхода к объективному его определению - абсолютный, в основе которого конкретный потребительский стандарт, и относительный - в процентах от медианного дохода <48>. Ученые долго призывали к его использованию в России, но в дополнение к абсолютному, а не вместо него. В 2021 г. предполагался пересмотр потребительской корзины, с учетом стоимости которой определялся прожиточный минимум. Однако с 2021 г. был применен относительный подход. Прожиточный минимум составил 44,2% от медианного дохода <49>, а МРОТ - 42% от медианной заработной платы. Такие цифры, отмечает Е.Ш. Гонтмахер, были установлены, чтобы не допустить увеличения числа бедных. Если бы установили, как в Европе, - 60% от медианной заработной платы, половина россиян оказалась бы за "чертой" <50>. В денежном выражении по сравнению с предыдущей величиной прожиточного минимума практически ничего не изменилось (было 11,3 тыс. руб., стало 11,6 тыс.), но при отказе от потребительской корзины был разрушен механизм прозрачного определения прожиточного минимума. Заведующий лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН В. Бобков назвал это очередным шагом в сторону от социального государства. Еще в 2018 г. названной лабораторией был рассчитан социально приемлемый прожиточный минимум, составивший не 11, а 32 тыс. руб. Реальный прожиточный минимум превысил официальный: для трудоспособного населения - в 3,5 раза, для пенсионеров - в 3 раза, для детей - в 2,7 раза <51>. К сожалению, "социологи и юристы признают, что по таким принятым в международной практике показателям уровня жизни, как прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и индекс развития человеческого потенциала, налицо разрыв между правовыми предписаниями, характеризующими те или иные аспекты социальной справедливости, и фактическими показателями" <52>.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Пенсии, прожиточный минимум, пособия и другое: проект бюджета на 2026 год прошел первое чтение (24.10.2025)
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Завершается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах РФ, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах РФ, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации (31.12.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Завершается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах РФ, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах РФ, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации (31.12.2025)
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Понятие прожиточного минимума раскрыто в Законе о прожиточном минимуме в РФ применительно к целям названного Закона как минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина (абзац третий ст. 1 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ, действующей с 1 января 2021 г.). Именно в таком значении данное понятие используется в ст. 446 ГПК РФ и Законе об исполнительном производстве.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Понятие прожиточного минимума раскрыто в Законе о прожиточном минимуме в РФ применительно к целям названного Закона как минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина (абзац третий ст. 1 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ, действующей с 1 января 2021 г.). Именно в таком значении данное понятие используется в ст. 446 ГПК РФ и Законе об исполнительном производстве.
Статья: Оценочные понятия как часть понятийного аппарата права социального обеспечения и их влияние на эффективность норм законодательства о социальном обеспечении
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Ю.В. Воронин справедливо отмечает, что неправильно отождествлять между собой понятия "минимальный потребительский бюджет" и "прожиточный минимум", поскольку последний не учитывает воспроизводственную функцию и функцию исполнения семейных обязанностей (по содержанию нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении), которые должны закладываться при определении показателя "минимальный потребительский бюджет" и во всех случаях для показателя "рациональный потребительский бюджет" <10>. Более того, нормативный показатель "прожиточный минимум", согласно Указу Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации", появился в законодательстве временно - на период преодоления кризисного состояния экономики. Однако отсутствие в законодательстве четких установок относительно определения и содержательного наполнения социальных ориентиров и стандартов (нормативов) по институтам права социального обеспечения, их соотношения между собой, что нередко приводит к их подмене, позволяет законодателю при определении объема прав граждан на социальное обеспечение, а также объема социальных гарантий применять оценочные понятия и руководствоваться иными целями в области социальной политики, нередко двигаясь по пути оптимизации бюджетных расходов.
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Ю.В. Воронин справедливо отмечает, что неправильно отождествлять между собой понятия "минимальный потребительский бюджет" и "прожиточный минимум", поскольку последний не учитывает воспроизводственную функцию и функцию исполнения семейных обязанностей (по содержанию нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении), которые должны закладываться при определении показателя "минимальный потребительский бюджет" и во всех случаях для показателя "рациональный потребительский бюджет" <10>. Более того, нормативный показатель "прожиточный минимум", согласно Указу Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации", появился в законодательстве временно - на период преодоления кризисного состояния экономики. Однако отсутствие в законодательстве четких установок относительно определения и содержательного наполнения социальных ориентиров и стандартов (нормативов) по институтам права социального обеспечения, их соотношения между собой, что нередко приводит к их подмене, позволяет законодателю при определении объема прав граждан на социальное обеспечение, а также объема социальных гарантий применять оценочные понятия и руководствоваться иными целями в области социальной политики, нередко двигаясь по пути оптимизации бюджетных расходов.