Понятие прокурОрского надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие прокурОрского надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)4. Понятие и основные направления прокурорского надзора
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)4. Понятие и основные направления прокурорского надзора
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Раздел III. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Раздел III. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Статья: Вопросы участия прокурора в судебном заседании при избрании и продлении меры пресечения в виде содержания под стражей
(Сергеев К.А.)
("Администратор суда", 2022, N 4)Говоря о роли прокурора, мы не можем не затронуть понятия прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие (Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"). Так, ряд авторов отмечают, что надзор в уголовном судопроизводстве - это особая, без вмешательства в процесс расследования (собирание, проверка и оценка доказательств) обстоятельств преступления функция, осуществляемая только прокурором и заключающаяся в оценке действий поднадзорного органа (следователя, руководителя следственного органа) с позиции законности его процессуальной деятельности <2>.
(Сергеев К.А.)
("Администратор суда", 2022, N 4)Говоря о роли прокурора, мы не можем не затронуть понятия прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие (Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"). Так, ряд авторов отмечают, что надзор в уголовном судопроизводстве - это особая, без вмешательства в процесс расследования (собирание, проверка и оценка доказательств) обстоятельств преступления функция, осуществляемая только прокурором и заключающаяся в оценке действий поднадзорного органа (следователя, руководителя следственного органа) с позиции законности его процессуальной деятельности <2>.
Статья: Разграничение ведомственного процессуального контроля и прокурорского надзора при производстве дознания в уголовном судопроизводстве
(Коротаева Ю.А.)
("Российский судья", 2023, N 4)<11> Баранова В.А. Понятие, признаки, значение прокурорского надзора // Colloquium-Journal. 2019. N 16-7(40). С. 15 - 16.
(Коротаева Ю.А.)
("Российский судья", 2023, N 4)<11> Баранова В.А. Понятие, признаки, значение прокурорского надзора // Colloquium-Journal. 2019. N 16-7(40). С. 15 - 16.
Статья: К вопросу о понятии работодательского контроля
(Садеков И.Р.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)<18> Осичкина Н.Е. Некоторые вопросы разграничения понятий прокурорского надзора, судебного контроля за деятельностью органов внутренних дел. М., 2000.
(Садеков И.Р.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)<18> Осичкина Н.Е. Некоторые вопросы разграничения понятий прокурорского надзора, судебного контроля за деятельностью органов внутренних дел. М., 2000.
Статья: О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл
(Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Если пойти по пути повышения статуса отраслей прокурорского надзора до самостоятельных надзорных функций, то логически отпадает необходимость в самом понятии "прокурорский надзор", поскольку его можно будет рассматривать лишь как не имеющую ни смыслового, ни практического значения абстракцию, которая, возможно, будет представлять определенный интерес разве что для исследователей, с чем, полагаем, едва ли согласится большинство ученых и практиков.
(Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Если пойти по пути повышения статуса отраслей прокурорского надзора до самостоятельных надзорных функций, то логически отпадает необходимость в самом понятии "прокурорский надзор", поскольку его можно будет рассматривать лишь как не имеющую ни смыслового, ни практического значения абстракцию, которая, возможно, будет представлять определенный интерес разве что для исследователей, с чем, полагаем, едва ли согласится большинство ученых и практиков.
Статья: Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора
(Тушев А.А.)
("Законность", 2021, N 4)В учебной и научной литературе авторы продолжают использовать это понятие, и мы считаем это вполне правомерным. Необходимо только четко отграничить его от понятий функций, отраслей прокурорского надзора и полномочий прокуратуры и других, которые появились сравнительно недавно - "участки работы", "деятельность по содействию реализации задач определенного законодательства" <6>, "направления прокурорского надзора", "поднаправления прокурорского надзора", "участки деятельности прокуратуры" <7>. Такая перегрузка различными понятиями, характеризующими деятельность прокуратуры, как представляется, только усложнит ее понимание.
(Тушев А.А.)
("Законность", 2021, N 4)В учебной и научной литературе авторы продолжают использовать это понятие, и мы считаем это вполне правомерным. Необходимо только четко отграничить его от понятий функций, отраслей прокурорского надзора и полномочий прокуратуры и других, которые появились сравнительно недавно - "участки работы", "деятельность по содействию реализации задач определенного законодательства" <6>, "направления прокурорского надзора", "поднаправления прокурорского надзора", "участки деятельности прокуратуры" <7>. Такая перегрузка различными понятиями, характеризующими деятельность прокуратуры, как представляется, только усложнит ее понимание.
Статья: О классификации надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации
(Артеменков В.К.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В статье рассматривается проблема определения федеральным законом конституционно-правовых понятий "надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов" и "надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина", появившихся в ч. 1 ст. 129 Конституции РФ в результате конституционной реформы 2020 г. По мнению автора, указанная конституционная новелла не ограничивает предмет надзорной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации конкретными субъектами, которые обязаны соблюдать Конституцию РФ и исполнять законы, а также соблюдать права и свободы человека и гражданина. В то же время Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" такое ограничение содержит. Делается вывод, что федеральный законодатель находится в процессе определения упомянутых конституционно-правовых понятий, объем и содержание которых не исчерпываются объемом и содержанием понятия "прокурорский надзор" (разд. III названного Федерального закона). Основываясь на данном тезисе, автор предлагает два подхода к классификации надзорной прокурорской деятельности. В рамках первого акцент делается на самодостаточности Конституции РФ, ее прямом действии, что позволяет делить конституционно-правовое понятие "надзор, осуществляемый органами прокуратуры" исходя из того, что его объем и содержание охватывают деятельность всех субъектов, обязанных соблюдать Конституцию РФ, права и свободы человека и гражданина, а также исполнять законы. В рамках второго подхода внимание сосредоточивается на Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации", закрепляющем родовое понятие "прокурорский надзор" (разд. III), содержание которого раскрывается в видовых понятиях, отраженных в названиях гл. 1 - 4 разд. III, и соответствующих им предметах надзора.
(Артеменков В.К.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В статье рассматривается проблема определения федеральным законом конституционно-правовых понятий "надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов" и "надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина", появившихся в ч. 1 ст. 129 Конституции РФ в результате конституционной реформы 2020 г. По мнению автора, указанная конституционная новелла не ограничивает предмет надзорной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации конкретными субъектами, которые обязаны соблюдать Конституцию РФ и исполнять законы, а также соблюдать права и свободы человека и гражданина. В то же время Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" такое ограничение содержит. Делается вывод, что федеральный законодатель находится в процессе определения упомянутых конституционно-правовых понятий, объем и содержание которых не исчерпываются объемом и содержанием понятия "прокурорский надзор" (разд. III названного Федерального закона). Основываясь на данном тезисе, автор предлагает два подхода к классификации надзорной прокурорской деятельности. В рамках первого акцент делается на самодостаточности Конституции РФ, ее прямом действии, что позволяет делить конституционно-правовое понятие "надзор, осуществляемый органами прокуратуры" исходя из того, что его объем и содержание охватывают деятельность всех субъектов, обязанных соблюдать Конституцию РФ, права и свободы человека и гражданина, а также исполнять законы. В рамках второго подхода внимание сосредоточивается на Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации", закрепляющем родовое понятие "прокурорский надзор" (разд. III), содержание которого раскрывается в видовых понятиях, отраженных в названиях гл. 1 - 4 разд. III, и соответствующих им предметах надзора.
Статья: Об организации прокурорского надзора за исполнением законов (на примере войск национальной гвардии Российской Федерации)
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Для того чтобы определиться с понятием прокурорского надзора, необходимо выявить значение прокуратуры в системе государственного управления.
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Для того чтобы определиться с понятием прокурорского надзора, необходимо выявить значение прокуратуры в системе государственного управления.
Статья: Тактическое мышление прокурора: понятие, содержание и влияние на состояние законности
(Махьянова Р.М.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)На наш взгляд, тактика прокурорского надзора включает два основных компонента: объективный и субъективный. Объективный охватывает принципы и основные понятия прокурорского надзора, особенности информационной структуры надзорной ситуации (объект, субъект и предмет надзора). Субъективный компонент связан со знаниями, умениями, навыками, профессиональным и жизненным опытом прокурора, разрабатывающего тактику, основным средством реализации которой, по нашему мнению, является логическое мышление. Именно логически выстроенные решения, переходящие в конкретные действия, позволяют достичь поставленной цели.
(Махьянова Р.М.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)На наш взгляд, тактика прокурорского надзора включает два основных компонента: объективный и субъективный. Объективный охватывает принципы и основные понятия прокурорского надзора, особенности информационной структуры надзорной ситуации (объект, субъект и предмет надзора). Субъективный компонент связан со знаниями, умениями, навыками, профессиональным и жизненным опытом прокурора, разрабатывающего тактику, основным средством реализации которой, по нашему мнению, является логическое мышление. Именно логически выстроенные решения, переходящие в конкретные действия, позволяют достичь поставленной цели.
Статья: Сущность и основные характеристики правовых отношений в сфере прокурорского надзора
(Березовская С.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)Для лучшего уяснения объема правоотношений в сфере прокурорского надзора целесообразно остановиться на некоторых сторонах понятия "нормы прокурорского надзора", применение которых образует рассматриваемые правоотношения.
(Березовская С.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)Для лучшего уяснения объема правоотношений в сфере прокурорского надзора целесообразно остановиться на некоторых сторонах понятия "нормы прокурорского надзора", применение которых образует рассматриваемые правоотношения.