Понятие правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"1.1.1. По вопросу о толковании понятия "иной правовой акт", применяемого в целях оспаривания сделки, которая нарушает требования закона или иного правового акта, есть две позиции высших судов (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: К понятию "иной правовой акт", применяемому в целях оспаривания сделки, которая нарушает требования закона или иного правового акта, не относятся акты органов местного самоуправления и органов субъектов РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 2142/10 по делу N А51-10815/2009 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 3, 168 ГК РФПозиция ВС РФ, ВАС РФ: К понятию "иной правовой акт", применяемому в целях оспаривания сделки, которая нарушает требования закона или иного правового акта, не относятся акты органов местного самоуправления и органов субъектов РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 2142/10 по делу N А51-10815/2009 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 3, 168 ГК РФПозиция ВС РФ, ВАС РФ: К понятию "иной правовой акт", применяемому в целях оспаривания сделки, которая нарушает требования закона или иного правового акта, не относятся акты органов местного самоуправления и органов субъектов РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Теория государства и права: Учебник"
(Цечоев В.К., Швандерова А.Р.)
("Прометей", 2017)Виды нормативных правовых актов Российской Федерации:
(Цечоев В.К., Швандерова А.Р.)
("Прометей", 2017)Виды нормативных правовых актов Российской Федерации:
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Глава 6. Муниципальные правовые акты
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Глава 6. Муниципальные правовые акты
Статья: Судебная доктрина в налоговом праве Российской Федерации
(Бондарь А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Теория разделения властей относит правотворчество исключительно к прерогативе законодательной власти, однако, учитывая многогранность налоговых отношений, нельзя полностью изолировать другие ветви власти, имея в виду, в частности, судебную. Судебная власть выполняет правотворческие функции, формируя судебные прецедентные начала <8>. Для налогового права особенно важно признание судебной практики неотъемлемой частью правовой системы, имея в виду сложность, многообразие налоговых отношений и, соответственно, налоговых споров. Налоговое право, как и большинство других отраслей российского права, стремительно развивается; но законодатель объективно не может предусмотреть все возможные спорные ситуации. В связи с этим со временем возникают коллизии и пробелы, разрешение которых возможно в процессе правоприменительной судебной практики. Говоря о том, что законодатель объективно не в состоянии напрямую и конкретно урегулировать все многообразие налоговых отношений и споров, можно сослаться на конкретный пример, связанный с одним из решений КС РФ. Речь идет о конституционно-судебной оценке таких актов, как письма ФНС; теперь им придается значение актов с нормативными свойствами и, стало быть, возможность их судебного обжалования, что прямо было сформулировано в виде правовой позиции КС РФ в его Постановлении <9>. Тем самым КС РФ, по сути, существенно развил само понятие правового акта, обладающего нормативными свойствами, выработал фактически новую правовую доктрину подзаконного акта с нормативными свойствами, который может быть предметом судебного обжалования. И эта правовая доктрина, вытекающая из правовой позиции КС РФ, является обязательной для всех судов как своеобразный, нетрадиционный источник права.
(Бондарь А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Теория разделения властей относит правотворчество исключительно к прерогативе законодательной власти, однако, учитывая многогранность налоговых отношений, нельзя полностью изолировать другие ветви власти, имея в виду, в частности, судебную. Судебная власть выполняет правотворческие функции, формируя судебные прецедентные начала <8>. Для налогового права особенно важно признание судебной практики неотъемлемой частью правовой системы, имея в виду сложность, многообразие налоговых отношений и, соответственно, налоговых споров. Налоговое право, как и большинство других отраслей российского права, стремительно развивается; но законодатель объективно не может предусмотреть все возможные спорные ситуации. В связи с этим со временем возникают коллизии и пробелы, разрешение которых возможно в процессе правоприменительной судебной практики. Говоря о том, что законодатель объективно не в состоянии напрямую и конкретно урегулировать все многообразие налоговых отношений и споров, можно сослаться на конкретный пример, связанный с одним из решений КС РФ. Речь идет о конституционно-судебной оценке таких актов, как письма ФНС; теперь им придается значение актов с нормативными свойствами и, стало быть, возможность их судебного обжалования, что прямо было сформулировано в виде правовой позиции КС РФ в его Постановлении <9>. Тем самым КС РФ, по сути, существенно развил само понятие правового акта, обладающего нормативными свойствами, выработал фактически новую правовую доктрину подзаконного акта с нормативными свойствами, который может быть предметом судебного обжалования. И эта правовая доктрина, вытекающая из правовой позиции КС РФ, является обязательной для всех судов как своеобразный, нетрадиционный источник права.
Статья: Культура правотворчества как фактор эффективности реализации нормативных правовых актов
(Степанов П.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Бурное развитие социальной жизни порождает динамическую нестабильность эмпирического описания явлений и процессов, что, в свою очередь, приводит к необходимости постоянной доработки легальных определений. Так называемая открытая структура (или открытая текстура) юридических понятий, концепция которой была разработана Ф. Вайсманом и Г.Л.А. Хартом <30>, еще больше повышает значение культуры участников правотворческого процесса при разработке понятийного аппарата правовых актов.
(Степанов П.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Бурное развитие социальной жизни порождает динамическую нестабильность эмпирического описания явлений и процессов, что, в свою очередь, приводит к необходимости постоянной доработки легальных определений. Так называемая открытая структура (или открытая текстура) юридических понятий, концепция которой была разработана Ф. Вайсманом и Г.Л.А. Хартом <30>, еще больше повышает значение культуры участников правотворческого процесса при разработке понятийного аппарата правовых актов.
Статья: Предмет иска и определение вида судопроизводства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичной администрации
(Нечаев А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)В статье рассматривается вопрос о предмете административного иска в делах об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичных субъектов в административном судопроизводстве, исследуются понятия ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия, обсуждается вопрос о требованиях, которые не могут быть предметом рассмотрения в рамках этого вида производства, обосновывается широкий подход к пониманию ненормативного правового акта как атрибута материально-правового требования по административным искам, а также дискутируются правила определения вида судопроизводства в зависимости от предмета иска.
(Нечаев А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)В статье рассматривается вопрос о предмете административного иска в делах об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичных субъектов в административном судопроизводстве, исследуются понятия ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия, обсуждается вопрос о требованиях, которые не могут быть предметом рассмотрения в рамках этого вида производства, обосновывается широкий подход к пониманию ненормативного правового акта как атрибута материально-правового требования по административным искам, а также дискутируются правила определения вида судопроизводства в зависимости от предмета иска.
Статья: Локальные правовые акты как предмет судебного нормоконтроля
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В статье анализируются понятие и признаки локальных нормативных правовых актов, проводится сопоставление с корпоративными и муниципальными правовыми актами, в целях всестороннего исследования приводится анализ различных научных точек зрения на правовую природу локального нормативного правового акта как предмета судебного нормоконтроля. Автор приходит к выводу, что локальный нормативный правовой акт, как вид нормативного акта, имеет соответствующие общие черты с нормативными правовыми актами, но при этом обладает своеобразием определенных черт и признаков. Особое внимание в статье уделяется признакам локальных нормативных правовых актов - общеобязательности и нормативности. Но их проявление отличается определенным своеобразием, связанным с относительно ограниченной сферой действия данных актов. Автор статьи полагает, что необходимо последовательно осуществлять судебный контроль за законностью локальных нормативных правовых актов в соответствии с гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В статье анализируются понятие и признаки локальных нормативных правовых актов, проводится сопоставление с корпоративными и муниципальными правовыми актами, в целях всестороннего исследования приводится анализ различных научных точек зрения на правовую природу локального нормативного правового акта как предмета судебного нормоконтроля. Автор приходит к выводу, что локальный нормативный правовой акт, как вид нормативного акта, имеет соответствующие общие черты с нормативными правовыми актами, но при этом обладает своеобразием определенных черт и признаков. Особое внимание в статье уделяется признакам локальных нормативных правовых актов - общеобязательности и нормативности. Но их проявление отличается определенным своеобразием, связанным с относительно ограниченной сферой действия данных актов. Автор статьи полагает, что необходимо последовательно осуществлять судебный контроль за законностью локальных нормативных правовых актов в соответствии с гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Статья: Духовно-нравственные ценности в правовых документах России: отражение в информационном пространстве
(Митин А.Н., Лебедев Д.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Следует отметить, на наш взгляд, что понятие "правовой документ" шире по своему объему по сравнению с понятием "правовой акт" и позволяет охватить не только нормативные правовые акты, содержащие конкретные нормы права, но и иные юридические тексты. Последние, несмотря на свою вторичную правовую природу, не устанавливая напрямую права и обязанности для субъектов права, содержат определенную правовую информацию, которая может использоваться при создании, применении и толковании права. Примером подобного правового документа, который объективирует правовое взаимодействие Президента РФ и Федерального Собрания РФ является Послание Президента РФ Федеральному Собранию, где "правовое взаимодействие субъектов права само объективируется в виде вторичного правового текста..." [13, с. 75 - 76].
(Митин А.Н., Лебедев Д.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Следует отметить, на наш взгляд, что понятие "правовой документ" шире по своему объему по сравнению с понятием "правовой акт" и позволяет охватить не только нормативные правовые акты, содержащие конкретные нормы права, но и иные юридические тексты. Последние, несмотря на свою вторичную правовую природу, не устанавливая напрямую права и обязанности для субъектов права, содержат определенную правовую информацию, которая может использоваться при создании, применении и толковании права. Примером подобного правового документа, который объективирует правовое взаимодействие Президента РФ и Федерального Собрания РФ является Послание Президента РФ Федеральному Собранию, где "правовое взаимодействие субъектов права само объективируется в виде вторичного правового текста..." [13, с. 75 - 76].
Статья: Сущностные характеристики понятия "правовой акт управления органов внутренних дел"
(Волков К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)"Административное право и процесс", 2023, N 9
(Волков К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)"Административное право и процесс", 2023, N 9
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)В статье анализируются взгляды на внутриведомственные нормативные документы в аспекте соотношения понятий "нормативный правовой акт" и "локальный нормативный акт" в законодательстве, деятельности Минюста России, практике судебного нормоконтроля и юридической литературе. Обращаясь к проводимому в науке делению ведомственных нормативных актов на общеобязательные и внутриведомственные, автор исходит из синонимичности понятий "нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина", "нормативный правовой акт, обязательный для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц" и "общеобязательный нормативный акт". Обосновывается, что внутриведомственные нормативные документы нельзя считать нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку они распространяются на определенный круг лиц и их действие не выходит за пределы соответствующего ведомства. Рассматривая конкретные ведомственные нормативные акты, зарегистрированные Минюстом России или оспоренные в Верховном Суде Российской Федерации, автор показывает невозможность отнесения их к общеобязательным нормативным актам, в том числе приводя в пример аналогичные документы, изданные субъектами, не уполномоченными осуществлять нормативно-правовое регулирование. Предлагается отказаться от практики государственной регистрации внутриведомственных нормативных документов, отмечается выгодность данной меры с практической точки зрения.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)В статье анализируются взгляды на внутриведомственные нормативные документы в аспекте соотношения понятий "нормативный правовой акт" и "локальный нормативный акт" в законодательстве, деятельности Минюста России, практике судебного нормоконтроля и юридической литературе. Обращаясь к проводимому в науке делению ведомственных нормативных актов на общеобязательные и внутриведомственные, автор исходит из синонимичности понятий "нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина", "нормативный правовой акт, обязательный для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц" и "общеобязательный нормативный акт". Обосновывается, что внутриведомственные нормативные документы нельзя считать нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку они распространяются на определенный круг лиц и их действие не выходит за пределы соответствующего ведомства. Рассматривая конкретные ведомственные нормативные акты, зарегистрированные Минюстом России или оспоренные в Верховном Суде Российской Федерации, автор показывает невозможность отнесения их к общеобязательным нормативным актам, в том числе приводя в пример аналогичные документы, изданные субъектами, не уполномоченными осуществлять нормативно-правовое регулирование. Предлагается отказаться от практики государственной регистрации внутриведомственных нормативных документов, отмечается выгодность данной меры с практической точки зрения.
Статья: Процессуальная форма судебного контроля за законностью локальных нормативных правовых актов
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
Готовое решение: Как провести массовое сокращение в организации
(КонсультантПлюс, 2025)В действующих нормативных правовых актах понятие "высвобождение работников" не закреплено. Но в ТК РФ оно встречается.
(КонсультантПлюс, 2025)В действующих нормативных правовых актах понятие "высвобождение работников" не закреплено. Но в ТК РФ оно встречается.
Статья: Идентификация и трансформация правового статуса оператора комплексного развития территорий
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Верховный Суд РФ дал развернутое толкование понятию "нормативный правовой акт" в Постановлении Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50). В п. 9 Постановления были названы следующие признаки нормативного правового акта:
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Верховный Суд РФ дал развернутое толкование понятию "нормативный правовой акт" в Постановлении Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50). В п. 9 Постановления были названы следующие признаки нормативного правового акта: