Понятие нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Бросовые работы
(КонсультантПлюс, 2025)Бросовые работы - это понятие, отсутствующее в нормативном правовом акте, но к ним обычно относят задачи, которые не были выполнены полностью.
(КонсультантПлюс, 2025)Бросовые работы - это понятие, отсутствующее в нормативном правовом акте, но к ним обычно относят задачи, которые не были выполнены полностью.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Понятие и структура правовой информации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме <**> правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме <**> правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"2. Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"2. Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Статья: Цифровое право: истоки, понятие и место в правовой системе
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2024, N 1)Тем не менее использование технологического метода не означает подмену норм права техническими нормами или программным кодом. Нередко в литературе и судебной практике не проводится различий между техническими и правовыми нормами, между понятиями "нормативный акт", "нормативный правовой акт", "нормативно-технический акт", что приводит к путанице.
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2024, N 1)Тем не менее использование технологического метода не означает подмену норм права техническими нормами или программным кодом. Нередко в литературе и судебной практике не проводится различий между техническими и правовыми нормами, между понятиями "нормативный акт", "нормативный правовой акт", "нормативно-технический акт", что приводит к путанице.
Статья: Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие оценки регулирующего воздействия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие оценки регулирующего воздействия
Статья: Решение о комплексном развитии территории как нормативный правовой акт
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.03.2015 N 6-П писал, что и понятие правовой нормы, и понятие нормативного правового акта являются доктринальными и не обнаруживают себя в законодательстве <12>.
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.03.2015 N 6-П писал, что и понятие правовой нормы, и понятие нормативного правового акта являются доктринальными и не обнаруживают себя в законодательстве <12>.
Статья: Локальные правовые акты как предмет судебного нормоконтроля
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В статье анализируются понятие и признаки локальных нормативных правовых актов, проводится сопоставление с корпоративными и муниципальными правовыми актами, в целях всестороннего исследования приводится анализ различных научных точек зрения на правовую природу локального нормативного правового акта как предмета судебного нормоконтроля. Автор приходит к выводу, что локальный нормативный правовой акт, как вид нормативного акта, имеет соответствующие общие черты с нормативными правовыми актами, но при этом обладает своеобразием определенных черт и признаков. Особое внимание в статье уделяется признакам локальных нормативных правовых актов - общеобязательности и нормативности. Но их проявление отличается определенным своеобразием, связанным с относительно ограниченной сферой действия данных актов. Автор статьи полагает, что необходимо последовательно осуществлять судебный контроль за законностью локальных нормативных правовых актов в соответствии с гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В статье анализируются понятие и признаки локальных нормативных правовых актов, проводится сопоставление с корпоративными и муниципальными правовыми актами, в целях всестороннего исследования приводится анализ различных научных точек зрения на правовую природу локального нормативного правового акта как предмета судебного нормоконтроля. Автор приходит к выводу, что локальный нормативный правовой акт, как вид нормативного акта, имеет соответствующие общие черты с нормативными правовыми актами, но при этом обладает своеобразием определенных черт и признаков. Особое внимание в статье уделяется признакам локальных нормативных правовых актов - общеобязательности и нормативности. Но их проявление отличается определенным своеобразием, связанным с относительно ограниченной сферой действия данных актов. Автор статьи полагает, что необходимо последовательно осуществлять судебный контроль за законностью локальных нормативных правовых актов в соответствии с гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Статья: Работа с документами, входящими в систему нормативных правовых актов
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Под нормативным правовым актом понимается "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм" <2>. Таким образом, с понятием "нормативный правовой акт" можно соотнести и понятие "вид документа", поскольку "нормативный правовой акт" представляет собой "классификационное понятие, обозначающее принадлежность документа к определенной группе документов по признаку общности функционального назначения" <3>.
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Под нормативным правовым актом понимается "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм" <2>. Таким образом, с понятием "нормативный правовой акт" можно соотнести и понятие "вид документа", поскольку "нормативный правовой акт" представляет собой "классификационное понятие, обозначающее принадлежность документа к определенной группе документов по признаку общности функционального назначения" <3>.
Статья: Обжалование локальных нормативных актов в судебном порядке
(Ермаков Э.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Исследуя первый вопрос, необходимо оговориться, что в современной юридической литературе нет единого подхода к его разрешению. Более того, соотношение локального нормативного акта и собственно нормативного правового акта является одной из проблем юриспруденции, имеющей практическое значение. Например, Т.В. Маленко указывает, что локальные нормативные акты являются разновидностью нормативных правовых актов подзаконного характера низшего уровня и содержат в себе все элементы нормативного юридического акта, сформулированные в общей теории права <3>. И.В. Малышева, изучая природу локальных нормативных актов, также характеризует их как разновидность подзаконных нормативных правовых актов <4>. Ю.А. Тихомиров, анализируя термин "локальный нормативный акт", выделяет целый ряд признаков, отражающих его сходство с нормативным правовым актом <5>. В то же время О.Н. Ордина определяет локальный нормативный акт как принятый в организации письменный документ, содержащий правила и предписания, предназначенные для определенного круга лиц и регулирующие определенные сферы деятельности данной организации <6>. Схожей точки зрения придерживается А.А. Папуша, отмечая, что локальные нормативные акты имеют существенные отличия от нормативных правовых актов по действию в пространстве и по кругу лиц, а также по характеру регулируемых отношений <7>. Представляется, что именно последний подход наиболее соответствует действительности по ряду причин. Прежде всего действующее законодательство хотя зачастую и упоминает термин "локальный нормативный акт" (например, Трудовой кодекс Российской Федерации <8>, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9> и др.), но не дает ему какого-либо официального определения. Что же касается понятия нормативного правового акта, то здесь исчерпывающей представляется позиция Верховного Суда Российской Федерации, который в Постановлении N 50 сформулировал перечень признаков, позволяющих отнести акт к нормативным. В частности, в п. 2 Постановления закреплено, что акт является нормативным, если:
(Ермаков Э.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Исследуя первый вопрос, необходимо оговориться, что в современной юридической литературе нет единого подхода к его разрешению. Более того, соотношение локального нормативного акта и собственно нормативного правового акта является одной из проблем юриспруденции, имеющей практическое значение. Например, Т.В. Маленко указывает, что локальные нормативные акты являются разновидностью нормативных правовых актов подзаконного характера низшего уровня и содержат в себе все элементы нормативного юридического акта, сформулированные в общей теории права <3>. И.В. Малышева, изучая природу локальных нормативных актов, также характеризует их как разновидность подзаконных нормативных правовых актов <4>. Ю.А. Тихомиров, анализируя термин "локальный нормативный акт", выделяет целый ряд признаков, отражающих его сходство с нормативным правовым актом <5>. В то же время О.Н. Ордина определяет локальный нормативный акт как принятый в организации письменный документ, содержащий правила и предписания, предназначенные для определенного круга лиц и регулирующие определенные сферы деятельности данной организации <6>. Схожей точки зрения придерживается А.А. Папуша, отмечая, что локальные нормативные акты имеют существенные отличия от нормативных правовых актов по действию в пространстве и по кругу лиц, а также по характеру регулируемых отношений <7>. Представляется, что именно последний подход наиболее соответствует действительности по ряду причин. Прежде всего действующее законодательство хотя зачастую и упоминает термин "локальный нормативный акт" (например, Трудовой кодекс Российской Федерации <8>, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9> и др.), но не дает ему какого-либо официального определения. Что же касается понятия нормативного правового акта, то здесь исчерпывающей представляется позиция Верховного Суда Российской Федерации, который в Постановлении N 50 сформулировал перечень признаков, позволяющих отнести акт к нормативным. В частности, в п. 2 Постановления закреплено, что акт является нормативным, если:
Готовое решение: Что такое "закрывающие документы" и какие из них нужно представлять в бухгалтерию
(КонсультантПлюс, 2025)В нормативных правовых актах такое понятие, как "закрывающие документы" отсутствует. Под "закрывающими" обычно понимают любые первичные учетные документы, которые подтверждают факт оказания услуг, выполнения работ, поставки материальных ценностей, исполнения обязательств по прочим сделкам. Формы и состав первичных учетных документов, применяемых организацией, утверждают в учетной политике. Документы могут быть составлены:
(КонсультантПлюс, 2025)В нормативных правовых актах такое понятие, как "закрывающие документы" отсутствует. Под "закрывающими" обычно понимают любые первичные учетные документы, которые подтверждают факт оказания услуг, выполнения работ, поставки материальных ценностей, исполнения обязательств по прочим сделкам. Формы и состав первичных учетных документов, применяемых организацией, утверждают в учетной политике. Документы могут быть составлены:
Статья: Правовые проблемы определения компетенции Банка России в "антисанкционных" нормативных актах
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Исчерпывающее описание всего объема компетенции Банка России, определенного приведенными выше и иными "антисанкционными" Указами Президента РФ, связанными с осуществлением расчетов и хозяйственной деятельности, не является предметом настоящего исследования, в связи с чем необходимо выделить следующие общие черты: 1) Указы самостоятельно определяют компетенцию Банка России, в том числе и компетенцию Совета директоров Банка России; 2) основаниями издания Указов являются положения Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" <44> (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ), Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <45> (далее - Федеральный закон N 390-ФЗ) и Федерального закона N 127-ФЗ. Следует также отметить, что, например, установление режима специальных счетов осуществляется решениями Совета директоров Банка России, которые по своей правовой природе, как представляется, не являются однозначно подпадающими под понятие нормативного акта Банка России, хотя определенная нормативность отдельным видам таких решений может быть свойственна. Более подробный анализ обозначенной проблемы заслуживает отдельного исследования, в связи с чем в рамках данной статьи представляется возможным ограничиться ее указанием.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Исчерпывающее описание всего объема компетенции Банка России, определенного приведенными выше и иными "антисанкционными" Указами Президента РФ, связанными с осуществлением расчетов и хозяйственной деятельности, не является предметом настоящего исследования, в связи с чем необходимо выделить следующие общие черты: 1) Указы самостоятельно определяют компетенцию Банка России, в том числе и компетенцию Совета директоров Банка России; 2) основаниями издания Указов являются положения Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" <44> (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ), Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <45> (далее - Федеральный закон N 390-ФЗ) и Федерального закона N 127-ФЗ. Следует также отметить, что, например, установление режима специальных счетов осуществляется решениями Совета директоров Банка России, которые по своей правовой природе, как представляется, не являются однозначно подпадающими под понятие нормативного акта Банка России, хотя определенная нормативность отдельным видам таких решений может быть свойственна. Более подробный анализ обозначенной проблемы заслуживает отдельного исследования, в связи с чем в рамках данной статьи представляется возможным ограничиться ее указанием.
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)В статье анализируются взгляды на внутриведомственные нормативные документы в аспекте соотношения понятий "нормативный правовой акт" и "локальный нормативный акт" в законодательстве, деятельности Минюста России, практике судебного нормоконтроля и юридической литературе. Обращаясь к проводимому в науке делению ведомственных нормативных актов на общеобязательные и внутриведомственные, автор исходит из синонимичности понятий "нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина", "нормативный правовой акт, обязательный для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц" и "общеобязательный нормативный акт". Обосновывается, что внутриведомственные нормативные документы нельзя считать нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку они распространяются на определенный круг лиц и их действие не выходит за пределы соответствующего ведомства. Рассматривая конкретные ведомственные нормативные акты, зарегистрированные Минюстом России или оспоренные в Верховном Суде Российской Федерации, автор показывает невозможность отнесения их к общеобязательным нормативным актам, в том числе приводя в пример аналогичные документы, изданные субъектами, не уполномоченными осуществлять нормативно-правовое регулирование. Предлагается отказаться от практики государственной регистрации внутриведомственных нормативных документов, отмечается выгодность данной меры с практической точки зрения.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)В статье анализируются взгляды на внутриведомственные нормативные документы в аспекте соотношения понятий "нормативный правовой акт" и "локальный нормативный акт" в законодательстве, деятельности Минюста России, практике судебного нормоконтроля и юридической литературе. Обращаясь к проводимому в науке делению ведомственных нормативных актов на общеобязательные и внутриведомственные, автор исходит из синонимичности понятий "нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина", "нормативный правовой акт, обязательный для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц" и "общеобязательный нормативный акт". Обосновывается, что внутриведомственные нормативные документы нельзя считать нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку они распространяются на определенный круг лиц и их действие не выходит за пределы соответствующего ведомства. Рассматривая конкретные ведомственные нормативные акты, зарегистрированные Минюстом России или оспоренные в Верховном Суде Российской Федерации, автор показывает невозможность отнесения их к общеобязательным нормативным актам, в том числе приводя в пример аналогичные документы, изданные субъектами, не уполномоченными осуществлять нормативно-правовое регулирование. Предлагается отказаться от практики государственной регистрации внутриведомственных нормативных документов, отмечается выгодность данной меры с практической точки зрения.