Понятие национальной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие национальной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разработка и регламентация правовых основ национальной безопасности Российской Федерации: хронология и преемственность
(Гирько С.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Исследование ретроспективы термина "безопасность", который лежит в основе понятия "национальная безопасность", различными авторами уводит их в далекую историю времен Французской революции и Наполеоновских войн - во Франции, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., английского Билля о правах 1689 г., американской Декларации о независимости 1776 г. <1>. На основании изложенного можно гипотетически предположить, что идеи безопасности, защиты прав и интересов человека зарождались в Европе и европейцами, которые впоследствии переселились на американский континент.
(Гирько С.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Исследование ретроспективы термина "безопасность", который лежит в основе понятия "национальная безопасность", различными авторами уводит их в далекую историю времен Французской революции и Наполеоновских войн - во Франции, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., английского Билля о правах 1689 г., американской Декларации о независимости 1776 г. <1>. На основании изложенного можно гипотетически предположить, что идеи безопасности, защиты прав и интересов человека зарождались в Европе и европейцами, которые впоследствии переселились на американский континент.
Статья: Роль и место духовно-культурной (цивилизационной) безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)На основании изложенного в процессе определения основных тенденций развития современного мира предлагается совершенствование административно-правового режима национальной безопасности: 1) расширение понятия национальной безопасности, которая должна включать духовно-культурную (цивилизационную) безопасность государства и общества; необходимо повысить значимость этой сферы в структуре безопасности; 2) введение термина "духовно-культурная (цивилизационная) безопасность" в административно-правовое законодательство; 3) внесение изменений в федеральное законодательство с учетом права человека быть представителем своей цивилизации: уточнение пределов и эффективности административно-правового регулирования духовно-культурной сферы, а также оценки ее регулирующего воздействия; 4) закрепление полномочий субъектов духовно-культурной безопасности, участвующих в обеспечении законности, в том числе используемые ими правовые средства предупреждения, выявления и нейтрализации данных угроз; 5) совершенствование организационного механизма путем привлечения экспертного сообщества, институтов гражданского общества (включая религиозные объединения) для выявления негативных условий, источников и факторов, создающих опасность нарушения баланса интересов государства - общества - личности в сфере обеспечения духовно-культурной (цивилизационной) безопасности.
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)На основании изложенного в процессе определения основных тенденций развития современного мира предлагается совершенствование административно-правового режима национальной безопасности: 1) расширение понятия национальной безопасности, которая должна включать духовно-культурную (цивилизационную) безопасность государства и общества; необходимо повысить значимость этой сферы в структуре безопасности; 2) введение термина "духовно-культурная (цивилизационная) безопасность" в административно-правовое законодательство; 3) внесение изменений в федеральное законодательство с учетом права человека быть представителем своей цивилизации: уточнение пределов и эффективности административно-правового регулирования духовно-культурной сферы, а также оценки ее регулирующего воздействия; 4) закрепление полномочий субъектов духовно-культурной безопасности, участвующих в обеспечении законности, в том числе используемые ими правовые средства предупреждения, выявления и нейтрализации данных угроз; 5) совершенствование организационного механизма путем привлечения экспертного сообщества, институтов гражданского общества (включая религиозные объединения) для выявления негативных условий, источников и факторов, создающих опасность нарушения баланса интересов государства - общества - личности в сфере обеспечения духовно-культурной (цивилизационной) безопасности.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2019)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Европейский Суд, сославшись на принципы, ранее изложенные им в постановлении от 12 июня 2018 года по делу "Гаспар против России" (Gaspar v. Russia), жалоба N 123038/15, пункты 38 - 39 и пункты 41 - 44), обратил внимание на то, что из этих принципов, имеющих отношение к делу, следует, что "Суд в таких делах, как настоящее, должен изучить, обеспечивались ли в национальных разбирательствах достаточные процессуальные гарантии. В этой связи Суд вновь заявляет, что даже в случае угрозы национальной безопасности, понятия законности и верховенства права в демократическом обществе требуют, чтобы меры, затрагивающие основные права человека, рассматривались в рамках той или иной формы состязательного процесса в независимом органе, ответственном за анализ причин принятия такого решения и соответствующих доказательств, в случае наличия необходимости соответствующих процессуальных ограничений на использование информации под грифом "секретно" (пункт 47 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Европейский Суд, сославшись на принципы, ранее изложенные им в постановлении от 12 июня 2018 года по делу "Гаспар против России" (Gaspar v. Russia), жалоба N 123038/15, пункты 38 - 39 и пункты 41 - 44), обратил внимание на то, что из этих принципов, имеющих отношение к делу, следует, что "Суд в таких делах, как настоящее, должен изучить, обеспечивались ли в национальных разбирательствах достаточные процессуальные гарантии. В этой связи Суд вновь заявляет, что даже в случае угрозы национальной безопасности, понятия законности и верховенства права в демократическом обществе требуют, чтобы меры, затрагивающие основные права человека, рассматривались в рамках той или иной формы состязательного процесса в независимом органе, ответственном за анализ причин принятия такого решения и соответствующих доказательств, в случае наличия необходимости соответствующих процессуальных ограничений на использование информации под грифом "секретно" (пункт 47 постановления).
Статья: Конституционно-правовые пределы осуществления свободы творчества и преподавания в Республике Беларусь
(Шаро О.У.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В юридической литературе высказаны различные точки зрения на то, что собой представляет понятие "национальная безопасность". Доминирует подход, согласно которому "национальная безопасность является государственно-правовым институтом, включающим комплекс механизмов и структур по обеспечению состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в различных сферах" <6>. По мнению В.А. Колокольцева, "выступая в качестве важнейшей характеристики состояния государства во всех его смысловых значениях (государство - территория, государство - народ, государство - власть), национальная безопасность означает потенциальную и реальную возможность государственно организованного социума (нации) противостоять внутренним и внешним угрозам" <7>.
(Шаро О.У.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В юридической литературе высказаны различные точки зрения на то, что собой представляет понятие "национальная безопасность". Доминирует подход, согласно которому "национальная безопасность является государственно-правовым институтом, включающим комплекс механизмов и структур по обеспечению состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в различных сферах" <6>. По мнению В.А. Колокольцева, "выступая в качестве важнейшей характеристики состояния государства во всех его смысловых значениях (государство - территория, государство - народ, государство - власть), национальная безопасность означает потенциальную и реальную возможность государственно организованного социума (нации) противостоять внутренним и внешним угрозам" <7>.
Статья: Политическая безопасность и политический характер нормативных правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Констатируя консолидацию общества, в Стратегии не конкретизировано, вокруг каких именно ценностей наблюдается такое объединение и какими способами оно осуществляется? Какие факторы поспособствовали такому сплочению? Каким образом повлияли на эти процессы условия пандемии и режима повышенной готовности 2020 - 2021 гг.? Как известно, многочисленные общественные мероприятия, которые могли бы сигнализировать о консолидации общества (экономические, научные, спортивные, культурные и т.д.), были перенесены, проведены в информационном пространстве либо отменены, за исключением ключевых политических событий. В то же время приведенное выше положение находит развитие при постановке целей и задач дальнейшего обеспечения национальной безопасности: Стратегия изобилует задачами патриотического и военно-патриотического воспитания граждан, концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества, совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, совершенствования системы общественного контроля и механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности, развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности, развития взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности России, повышения эффективности общественного контроля в области охраны окружающей среды, развития коллективных начал российского общества, поддержки социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения. В качестве национального интереса обозначено развитие механизмов взаимодействия гражданского общества и государства, а само понятие обеспечения национальной безопасности охарактеризовано признаком взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и организациями. Тем самым, наконец, уделено должное внимание отечественного законодателя значимости гражданской активности и объединений граждан в противодействии деструктивному информационному воздействию, направленному на раскол российского общества, подрыв его традиционных исторических основ, чем не характеризовались ранее действовавшие стратегии и концепции национальной безопасности России.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Констатируя консолидацию общества, в Стратегии не конкретизировано, вокруг каких именно ценностей наблюдается такое объединение и какими способами оно осуществляется? Какие факторы поспособствовали такому сплочению? Каким образом повлияли на эти процессы условия пандемии и режима повышенной готовности 2020 - 2021 гг.? Как известно, многочисленные общественные мероприятия, которые могли бы сигнализировать о консолидации общества (экономические, научные, спортивные, культурные и т.д.), были перенесены, проведены в информационном пространстве либо отменены, за исключением ключевых политических событий. В то же время приведенное выше положение находит развитие при постановке целей и задач дальнейшего обеспечения национальной безопасности: Стратегия изобилует задачами патриотического и военно-патриотического воспитания граждан, концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества, совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, совершенствования системы общественного контроля и механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности, развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности, развития взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности России, повышения эффективности общественного контроля в области охраны окружающей среды, развития коллективных начал российского общества, поддержки социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения. В качестве национального интереса обозначено развитие механизмов взаимодействия гражданского общества и государства, а само понятие обеспечения национальной безопасности охарактеризовано признаком взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и организациями. Тем самым, наконец, уделено должное внимание отечественного законодателя значимости гражданской активности и объединений граждан в противодействии деструктивному информационному воздействию, направленному на раскол российского общества, подрыв его традиционных исторических основ, чем не характеризовались ранее действовавшие стратегии и концепции национальной безопасности России.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Исходя из анализа содержания понятия национальной безопасности к основным ее объектам отнесены:
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Исходя из анализа содержания понятия национальной безопасности к основным ее объектам отнесены:
Статья: Угроза национальной безопасности, связанная с проблемой государственного управления по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Федеральный закон "О безопасности" <2> юридически ставит знак равенства между термином "безопасность" и понятием "национальная безопасность", включая в их содержание деятельность по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 1). Исходя из данной позиции нами будет использоваться и указанный термин, и названное понятие.
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Федеральный закон "О безопасности" <2> юридически ставит знак равенства между термином "безопасность" и понятием "национальная безопасность", включая в их содержание деятельность по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 1). Исходя из данной позиции нами будет использоваться и указанный термин, и названное понятие.
Статья: Понятие, сущность и содержание экономической безопасности предприятия
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Лотикова Я.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В Указе Президента РФ от 13.06.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" определено понятие термина "экономическая безопасность", представляющее собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации <5>.
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Лотикова Я.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В Указе Президента РФ от 13.06.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" определено понятие термина "экономическая безопасность", представляющее собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации <5>.
Статья: Административно-правовое обеспечение национальной безопасности России в области культуры: проблемы теории и практики
(Горбунова Я.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Статья посвящена проблемам административно-правового обеспечения национальной безопасности России в области культуры. Автор рассматривает понятие национальной безопасности в области культуры, а также основные подходы к пониманию его сущности.
(Горбунова Я.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Статья посвящена проблемам административно-правового обеспечения национальной безопасности России в области культуры. Автор рассматривает понятие национальной безопасности в области культуры, а также основные подходы к пониманию его сущности.
Статья: Исключения из патентной монополии на основании решений Правительства Российской Федерации
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 3)Кроме того, при рассмотрении упомянутого Законопроекта были высказаны сомнения в целесообразности внесения изменения в ст. 1360 ГК РФ. Так, в Заключении Комитета по государственному строительству и законодательству на этот законопроект приведено понятие "национальная безопасность" в соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также отмечены угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья согласно п. 23 Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года". На основании указанных документов был сделан следующий вывод: "если рассматривать термин "национальная безопасность" в контексте названных Указов Президента, подобного рода ситуации (эпидемия, пандемия и т.п.), применительно к которым является актуальной проблема восполнения недостатка в стране иностранных запатентованных лекарственных средств или медицинских изделий, необходимых для жизни и здоровья населения, охватываются термином "безопасность" и уже урегулированы действующей редакцией статьи 1360 ГК РФ".
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 3)Кроме того, при рассмотрении упомянутого Законопроекта были высказаны сомнения в целесообразности внесения изменения в ст. 1360 ГК РФ. Так, в Заключении Комитета по государственному строительству и законодательству на этот законопроект приведено понятие "национальная безопасность" в соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также отмечены угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья согласно п. 23 Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года". На основании указанных документов был сделан следующий вывод: "если рассматривать термин "национальная безопасность" в контексте названных Указов Президента, подобного рода ситуации (эпидемия, пандемия и т.п.), применительно к которым является актуальной проблема восполнения недостатка в стране иностранных запатентованных лекарственных средств или медицинских изделий, необходимых для жизни и здоровья населения, охватываются термином "безопасность" и уже урегулированы действующей редакцией статьи 1360 ГК РФ".
Статья: Угроза экономической безопасности Российской Федерации как юридическая категория
(Ванин В.В., Карпенко Г.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Центральным элементом правового механизма обеспечения экономической безопасности является правовое понятие экономической безопасности. Непосредственного закрепления в законодательстве это понятие не имеет, при этом ст. 1 Федерального закона N 390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. "О безопасности" <2> дает основание полагать ее частью более общего понятия - национальной безопасности; из смысла положений указанного Закона выводится доктринальное понимание последней как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <3>. При таком подходе объекты национальной безопасности одновременно выступают и объектами экономической безопасности, а потому определение последней в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. <4> (далее - Стратегия экономической безопасности) через защищенность лишь национальной экономики от внешних и внутренних угроз видится результатом не вполне системного подхода. Отличие экономической безопасности от иных составляющих национальной безопасности - политической, общественной, военной и др. - проявляется не на уровне объектов, а в плоскости средств, ее обеспечивающих; для экономической безопасности содержание таковых определяется функционированием воспроизводственного и распределительного социальных механизмов на базе многообразия форм собственности и рыночных принципов.
(Ванин В.В., Карпенко Г.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Центральным элементом правового механизма обеспечения экономической безопасности является правовое понятие экономической безопасности. Непосредственного закрепления в законодательстве это понятие не имеет, при этом ст. 1 Федерального закона N 390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. "О безопасности" <2> дает основание полагать ее частью более общего понятия - национальной безопасности; из смысла положений указанного Закона выводится доктринальное понимание последней как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <3>. При таком подходе объекты национальной безопасности одновременно выступают и объектами экономической безопасности, а потому определение последней в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. <4> (далее - Стратегия экономической безопасности) через защищенность лишь национальной экономики от внешних и внутренних угроз видится результатом не вполне системного подхода. Отличие экономической безопасности от иных составляющих национальной безопасности - политической, общественной, военной и др. - проявляется не на уровне объектов, а в плоскости средств, ее обеспечивающих; для экономической безопасности содержание таковых определяется функционированием воспроизводственного и распределительного социальных механизмов на базе многообразия форм собственности и рыночных принципов.
Статья: Вопросы согласованной правоохранительной деятельности территориальных органов по обеспечению региональной безопасности
(Залужный А.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Конституция РФ не содержит понятий "национальная безопасность" и "региональная безопасность", однако их конституционно-правовой смысл раскрыт, как представляется, через разграничение понятий "государственная безопасность" и "общественная безопасность". О государственной безопасности говорится применительно к государству в целом, и эта функция относится к исключительному ведению Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение "законности, правопорядка, общественной безопасности" (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
(Залужный А.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Конституция РФ не содержит понятий "национальная безопасность" и "региональная безопасность", однако их конституционно-правовой смысл раскрыт, как представляется, через разграничение понятий "государственная безопасность" и "общественная безопасность". О государственной безопасности говорится применительно к государству в целом, и эта функция относится к исключительному ведению Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение "законности, правопорядка, общественной безопасности" (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Термин "цифровая безопасность личности" по содержанию близок к понятию безопасности личности в цифровом пространстве. Поскольку почти все конституционные права личности могут быть реализованы как offline, так и online, то есть в цифровом пространстве (право на обучение, на охрану здоровья, на труд и т.д.), следовательно, цифровая безопасность представляет собой фактически безопасность личности в цифровом (виртуальном) пространстве. Именно такое понимание цифровой безопасности позволило А.И. Овчинникову сделать алармистский вывод об уничтожении последствиями мировой глобализации государства и создании нового мироустройства, при котором "цифровая безопасность" совпадет по смысловому объему с понятием "национальная безопасность" <345>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Термин "цифровая безопасность личности" по содержанию близок к понятию безопасности личности в цифровом пространстве. Поскольку почти все конституционные права личности могут быть реализованы как offline, так и online, то есть в цифровом пространстве (право на обучение, на охрану здоровья, на труд и т.д.), следовательно, цифровая безопасность представляет собой фактически безопасность личности в цифровом (виртуальном) пространстве. Именно такое понимание цифровой безопасности позволило А.И. Овчинникову сделать алармистский вывод об уничтожении последствиями мировой глобализации государства и создании нового мироустройства, при котором "цифровая безопасность" совпадет по смысловому объему с понятием "национальная безопасность" <345>.