Понятие муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные нужды как самостоятельное понятие также отсутствует в Законе N 44-ФЗ. Полагаем, что это потребность муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, которые им необходимы для реализации муниципальных программ и выполнения функций муниципальных органов.
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные нужды как самостоятельное понятие также отсутствует в Законе N 44-ФЗ. Полагаем, что это потребность муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, которые им необходимы для реализации муниципальных программ и выполнения функций муниципальных органов.
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В-четвертых, в соответствии с правовыми предписаниями гл. 10 Градостроительного кодекса РФ на уровне субъектов Российской Федерации с привлечением органов местного самоуправления возможны разработка и реализация мероприятий в рамках комплексного развития территорий. Думается, что изъятие земли для реализации данного направления в большей степени подпадает под обеспечение муниципальных нужд. При реализации соответствующей программы возможно включение в территорию застройки не только земельных участков с аварийными домами, но и теми домами, которые не признаны в качестве таковых, исходя из критериев, установленных на местном уровне. Более того, границы территории могут быть расширены за счет пустырей, участков заброшенных промышленных зон, заводов, а также земель, принадлежащих муниципалитетам. При этом в качестве одной из целей соответствующей программы выступают создание комфортных и благоприятных условий проживания граждан, предотвращение роста аварийного жилищного фонда, обеспечение комплексного развития жилых территорий <13>. В рассматриваемом случае речь идет о развитии транспортной инфраструктуры, строительстве социально значимых объектов, таких как детские сады, школы, медицинские учреждения и т.п., что в полной мере соответствует содержанию понятия "муниципальные нужды" и изъятию в связи с этим земельных участков.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В-четвертых, в соответствии с правовыми предписаниями гл. 10 Градостроительного кодекса РФ на уровне субъектов Российской Федерации с привлечением органов местного самоуправления возможны разработка и реализация мероприятий в рамках комплексного развития территорий. Думается, что изъятие земли для реализации данного направления в большей степени подпадает под обеспечение муниципальных нужд. При реализации соответствующей программы возможно включение в территорию застройки не только земельных участков с аварийными домами, но и теми домами, которые не признаны в качестве таковых, исходя из критериев, установленных на местном уровне. Более того, границы территории могут быть расширены за счет пустырей, участков заброшенных промышленных зон, заводов, а также земель, принадлежащих муниципалитетам. При этом в качестве одной из целей соответствующей программы выступают создание комфортных и благоприятных условий проживания граждан, предотвращение роста аварийного жилищного фонда, обеспечение комплексного развития жилых территорий <13>. В рассматриваемом случае речь идет о развитии транспортной инфраструктуры, строительстве социально значимых объектов, таких как детские сады, школы, медицинские учреждения и т.п., что в полной мере соответствует содержанию понятия "муниципальные нужды" и изъятию в связи с этим земельных участков.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изъятие земельного участка осуществляется для определенных целей, несовместимых с нахождением объектов недвижимости на этом участке (строительство дорог, прокладка линий электропередачи, строительство новых зданий и т.д.). Другими словами, речь идет о потребностях Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, удовлетворение которых возможно только путем изъятия земель. Таким образом, речь идет об изъятии земельного участка только в публичных интересах. Вышеуказанные примеры позволяют понять, что представляют собой "государственные или муниципальные нужды". Важно, однако, подчеркнуть, что понятие это оценочное. Невозможно дать исчерпывающий и конкретизированный перечень таких нужд. Вопрос о том, есть ли необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, всякий раз должен решаться с учетом конкретных обстоятельств, а в случае спора - судом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изъятие земельного участка осуществляется для определенных целей, несовместимых с нахождением объектов недвижимости на этом участке (строительство дорог, прокладка линий электропередачи, строительство новых зданий и т.д.). Другими словами, речь идет о потребностях Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, удовлетворение которых возможно только путем изъятия земель. Таким образом, речь идет об изъятии земельного участка только в публичных интересах. Вышеуказанные примеры позволяют понять, что представляют собой "государственные или муниципальные нужды". Важно, однако, подчеркнуть, что понятие это оценочное. Невозможно дать исчерпывающий и конкретизированный перечень таких нужд. Вопрос о том, есть ли необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, всякий раз должен решаться с учетом конкретных обстоятельств, а в случае спора - судом.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)В статье исследуются особенности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, определяется понятие государственных и муниципальных нужд. Кроме того, автором предлагается принять законодательный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)В статье исследуются особенности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, определяется понятие государственных и муниципальных нужд. Кроме того, автором предлагается принять законодательный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Однако ст. 48 ЗК РФ, определяющая основания прекращения сервитута, гласит, что публичный сервитут (кроме публичного сервитута, порядок установления которого регулируется нормами гл. V.7 ЗК РФ) может быть прекращен путем принятия акта об отмене сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен (п. 2). Поскольку термин "общественные нужды" в ЗК РФ нигде более не встречается и вообще в действующем законодательстве практически не используется, то не совсем ясно, какие именно нужды имеются в виду в данной норме. Либо слово "общественные" здесь противопоставлено понятию "государственные" - в этом случае следует сделать вывод, что речь идет только о нуждах местного населения, либо "общественные нужды" являются обобщающим понятием для государственных, муниципальных нужд и нужд местного населения. Мы далее исходим из второго варианта толкования рассматриваемого термина как более логичного в сопоставлении с приведенной выше нормой п. 2 ст. 23 ЗК РФ.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Однако ст. 48 ЗК РФ, определяющая основания прекращения сервитута, гласит, что публичный сервитут (кроме публичного сервитута, порядок установления которого регулируется нормами гл. V.7 ЗК РФ) может быть прекращен путем принятия акта об отмене сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен (п. 2). Поскольку термин "общественные нужды" в ЗК РФ нигде более не встречается и вообще в действующем законодательстве практически не используется, то не совсем ясно, какие именно нужды имеются в виду в данной норме. Либо слово "общественные" здесь противопоставлено понятию "государственные" - в этом случае следует сделать вывод, что речь идет только о нуждах местного населения, либо "общественные нужды" являются обобщающим понятием для государственных, муниципальных нужд и нужд местного населения. Мы далее исходим из второго варианта толкования рассматриваемого термина как более логичного в сопоставлении с приведенной выше нормой п. 2 ст. 23 ЗК РФ.
Ситуация: В каком порядке осуществляется резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Определение понятия "резервирование земельных участков" в законодательстве отсутствует. Под резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, как правило, понимается ограничение их оборотоспособности в интересах РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Резервирование земельного участка может завершиться его изъятием (пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ; п. 2, пп. "г" п. 10 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Определение понятия "резервирование земельных участков" в законодательстве отсутствует. Под резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, как правило, понимается ограничение их оборотоспособности в интересах РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Резервирование земельного участка может завершиться его изъятием (пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ; п. 2, пп. "г" п. 10 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Что же касается "государственных и муниципальных нужд", то указанное понятие имеет оценочный характер и в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, но по смыслу ч. 2 комментируемой статьи ВК РФ охватывает ситуации, при которых водный объект нужен для обособленного водопользования в целях реализации функций и полномочий соответствующего публично-правового образования. При этом выразителями государственных или муниципальных интересов (водопользователями) могут стать не только органы власти и подведомственные им унитарные предприятия и учреждения, но и любые юридические лица, подконтрольные (аффилированные) государству или муниципальному образованию, если на них возложено выполнение публичных функций и полномочий. В частности, право обособленного водопользования для государственных нужд способны приобрести государственная корпорация или хозяйственное общество с государственным участием.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Что же касается "государственных и муниципальных нужд", то указанное понятие имеет оценочный характер и в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, но по смыслу ч. 2 комментируемой статьи ВК РФ охватывает ситуации, при которых водный объект нужен для обособленного водопользования в целях реализации функций и полномочий соответствующего публично-правового образования. При этом выразителями государственных или муниципальных интересов (водопользователями) могут стать не только органы власти и подведомственные им унитарные предприятия и учреждения, но и любые юридические лица, подконтрольные (аффилированные) государству или муниципальному образованию, если на них возложено выполнение публичных функций и полномочий. В частности, право обособленного водопользования для государственных нужд способны приобрести государственная корпорация или хозяйственное общество с государственным участием.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)<5> Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила понятие государственных или муниципальных нужд следующим образом: "Под государственными или муниципальными нуждами могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества". См.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 309-КГ15-5924 по делу N А07-21632/2013 // СПС "КонсультантПлюс".
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)<5> Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила понятие государственных или муниципальных нужд следующим образом: "Под государственными или муниципальными нуждами могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества". См.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 309-КГ15-5924 по делу N А07-21632/2013 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Применительно к указанной ситуации хотелось бы отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в тех или иных сферах. Пунктами 3 и 6 этой же статьи предусматривается, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает орган, осуществляющий функции учредителя. Финансовое обеспечение выполнения такого задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ закреплена возможность предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Кроме того, абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ предусматривает возможность предоставления таким учреждениям бюджетных субсидий и на иные цели, не устанавливая при этом каких-либо формальных ограничений для определения таких целей. На основании изложенного можно прийти к выводу, что действующие в настоящее время правовые нормы не позволяют однозначно утверждать о незаконности действий органов государственной власти и местного самоуправления в случае субсидирования бюджетных учреждений в целях реализации этими учреждениями функций данных органов в различных сферах, в том числе и в сфере экономической деятельности. Между тем, как было показано выше, правоприменительная практика придерживается иного подхода, признавая соответствующие акты (действия) противоречащими законодательству о торгах и о защите конкуренции. Однако аргументация соответствующих решений выглядит не вполне убедительно. Суды исходят из противопоставления таких категорий, как "государственные (муниципальные) нужды" и "государственные (муниципальные) услуги", понимая под первыми, соответственно, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников потребности государства либо муниципальных образований, необходимые для реализации выполняемых ими функций, а под услугами - действия, совершаемые в интересах отдельных лиц. Если в результате рассмотрения дела выясняется, что субсидия была предоставлена в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд и не на основании конкурсной процедуры, то судом делается вывод о нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем само понятие государственных (муниципальных) нужд в настоящее время в законодательстве отсутствует, не говоря уже о том, что оказание государственных (муниципальных) услуг также в конечном счете направлено на реализацию целей деятельности публично-правового образования. В связи с этим представляется, что при решении вопроса о правомерности либо неправомерности предоставляемой автономному либо бюджетному учреждению субсидии следует руководствоваться прежде всего теми целями, для реализации которых выделяется данная субсидия: если они соответствуют предмету и целям деятельности учреждения, предусмотренным законодательством и уставом, то предоставление субсидии следует расценивать как правомерное и не требующее обязательного проведения торгов для ее получения. В ином случае такая субсидия должна быть признана не соответствующей требованиям к ее предоставлению.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Применительно к указанной ситуации хотелось бы отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в тех или иных сферах. Пунктами 3 и 6 этой же статьи предусматривается, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает орган, осуществляющий функции учредителя. Финансовое обеспечение выполнения такого задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ закреплена возможность предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Кроме того, абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ предусматривает возможность предоставления таким учреждениям бюджетных субсидий и на иные цели, не устанавливая при этом каких-либо формальных ограничений для определения таких целей. На основании изложенного можно прийти к выводу, что действующие в настоящее время правовые нормы не позволяют однозначно утверждать о незаконности действий органов государственной власти и местного самоуправления в случае субсидирования бюджетных учреждений в целях реализации этими учреждениями функций данных органов в различных сферах, в том числе и в сфере экономической деятельности. Между тем, как было показано выше, правоприменительная практика придерживается иного подхода, признавая соответствующие акты (действия) противоречащими законодательству о торгах и о защите конкуренции. Однако аргументация соответствующих решений выглядит не вполне убедительно. Суды исходят из противопоставления таких категорий, как "государственные (муниципальные) нужды" и "государственные (муниципальные) услуги", понимая под первыми, соответственно, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников потребности государства либо муниципальных образований, необходимые для реализации выполняемых ими функций, а под услугами - действия, совершаемые в интересах отдельных лиц. Если в результате рассмотрения дела выясняется, что субсидия была предоставлена в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд и не на основании конкурсной процедуры, то судом делается вывод о нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем само понятие государственных (муниципальных) нужд в настоящее время в законодательстве отсутствует, не говоря уже о том, что оказание государственных (муниципальных) услуг также в конечном счете направлено на реализацию целей деятельности публично-правового образования. В связи с этим представляется, что при решении вопроса о правомерности либо неправомерности предоставляемой автономному либо бюджетному учреждению субсидии следует руководствоваться прежде всего теми целями, для реализации которых выделяется данная субсидия: если они соответствуют предмету и целям деятельности учреждения, предусмотренным законодательством и уставом, то предоставление субсидии следует расценивать как правомерное и не требующее обязательного проведения торгов для ее получения. В ином случае такая субсидия должна быть признана не соответствующей требованиям к ее предоставлению.