Понятие лесной пожар
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие лесной пожар (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Рассмотрены результаты реформирования законодательства в сфере пожарной безопасности, обусловленные "регуляторной гильотиной", которая явилась катализатором серьезного правотворчества в области пожарной безопасности. Законодателем были исключены устаревшие (дублирующие) требования и введены понятные, обоснованные нормы в сфере пожарной безопасности, взамен большой и сложной системы нормативных документов. Закреплены понятия "ландшафтный пожар", "лесной пожар", приняты новые Правила противопожарного режима, введена административная ответственность в виде приостановления деятельности за повторное нарушение требований пожарной безопасности. Урегулированы вопросы системы вызова экстренных служб, порядка расчетов по установлению пожарного риска, требований к лицензированию деятельности в сфере пожарной безопасности. Скорректированы вопросы государственного пожарного надзора и определен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (15 позиций индикативных показателей).
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Рассмотрены результаты реформирования законодательства в сфере пожарной безопасности, обусловленные "регуляторной гильотиной", которая явилась катализатором серьезного правотворчества в области пожарной безопасности. Законодателем были исключены устаревшие (дублирующие) требования и введены понятные, обоснованные нормы в сфере пожарной безопасности, взамен большой и сложной системы нормативных документов. Закреплены понятия "ландшафтный пожар", "лесной пожар", приняты новые Правила противопожарного режима, введена административная ответственность в виде приостановления деятельности за повторное нарушение требований пожарной безопасности. Урегулированы вопросы системы вызова экстренных служб, порядка расчетов по установлению пожарного риска, требований к лицензированию деятельности в сфере пожарной безопасности. Скорректированы вопросы государственного пожарного надзора и определен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (15 позиций индикативных показателей).
Статья: Понятие устойчивого развития в соответствии с лесным законодательством
(Быковский В.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)Лесному законодательству в обеспечении устойчивого развития принадлежит значимая роль, поскольку площадь лесов занимает более половины территории страны. Несмотря на постоянное совершенствование лесного законодательства, количество проблем в лесном секторе не уменьшается. Так, не удается сократить количество лесных пожаров, происходящих ежегодно, или площадь лесов, погибающих от вредных микроорганизмов. В статье приводятся факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного комплекса, регулировании и управлении в области лесных и смежных отношений. Общее понятие устойчивого развития неоднозначно трактуется в нормативных актах и литературе. К началу 1990-х гг. количество определений устойчивого развития стало достигать нескольких десятков и с тех пор еще более возросло. В статье предпринята попытка разработать авторское понятие устойчивого развития в лесном законодательстве, проанализированы новейшие нормативные правовые акты, определены направления обеспечения устойчивого развития лесным законодательством, сделаны выводы по теме исследования.
(Быковский В.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)Лесному законодательству в обеспечении устойчивого развития принадлежит значимая роль, поскольку площадь лесов занимает более половины территории страны. Несмотря на постоянное совершенствование лесного законодательства, количество проблем в лесном секторе не уменьшается. Так, не удается сократить количество лесных пожаров, происходящих ежегодно, или площадь лесов, погибающих от вредных микроорганизмов. В статье приводятся факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесного комплекса, регулировании и управлении в области лесных и смежных отношений. Общее понятие устойчивого развития неоднозначно трактуется в нормативных актах и литературе. К началу 1990-х гг. количество определений устойчивого развития стало достигать нескольких десятков и с тех пор еще более возросло. В статье предпринята попытка разработать авторское понятие устойчивого развития в лесном законодательстве, проанализированы новейшие нормативные правовые акты, определены направления обеспечения устойчивого развития лесным законодательством, сделаны выводы по теме исследования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"лесной пожар - разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу;
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"лесной пожар - разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу;
Статья: Автономное учреждение: выбор надлежащего режима закупок при выполнении государственного задания
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Но действующее законодательство такой дифференциации не знает, нормативный базис для искусственного вычленения "нужд" и "потребностей" отсутствует. Суть деятельности автономного учреждения - выполнение государственного задания в интересах неопределенного круга лиц, поэтому нужды и потребности у него совпадают. Спорный договор на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также на тушение лесных пожаров носил вспомогательный для автономного учреждения характер, был направлен на выполнение государственного задания. Заключение такого рода договоров какими-либо нормами не запрещено.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Но действующее законодательство такой дифференциации не знает, нормативный базис для искусственного вычленения "нужд" и "потребностей" отсутствует. Суть деятельности автономного учреждения - выполнение государственного задания в интересах неопределенного круга лиц, поэтому нужды и потребности у него совпадают. Спорный договор на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также на тушение лесных пожаров носил вспомогательный для автономного учреждения характер, был направлен на выполнение государственного задания. Заключение такого рода договоров какими-либо нормами не запрещено.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Следует отметить, что действующее законодательство такой дифференциации не знает, хотя дискуссия о параллельном существовании этих понятий периодически ведется <4>. Однако нормативного фундамента для вычленения "нужд" и "потребностей" не усматривается. Фокус деятельности автономного учреждения - это выполнение государственного задания в интересах неопределенного круга лиц, поэтому нужды и потребности у него совпадают, тем более нет оснований для вывода о различных порядках их обеспечения. Именно для реализации этой главной цели и создается любое автономное учреждение. Спорный договор на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушение лесных пожаров носил вспомогательный для автономного учреждения характер, был направлен на выполнение государственного задания. Заключение такого рода договоров какими-либо нормами не запрещено. В целом затруднительно выделить собственные нужды, ведь все закупки в конечном счете нацелены на обеспечение основного вида деятельности автономного учреждения - выполнение государственного задания.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Следует отметить, что действующее законодательство такой дифференциации не знает, хотя дискуссия о параллельном существовании этих понятий периодически ведется <4>. Однако нормативного фундамента для вычленения "нужд" и "потребностей" не усматривается. Фокус деятельности автономного учреждения - это выполнение государственного задания в интересах неопределенного круга лиц, поэтому нужды и потребности у него совпадают, тем более нет оснований для вывода о различных порядках их обеспечения. Именно для реализации этой главной цели и создается любое автономное учреждение. Спорный договор на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушение лесных пожаров носил вспомогательный для автономного учреждения характер, был направлен на выполнение государственного задания. Заключение такого рода договоров какими-либо нормами не запрещено. В целом затруднительно выделить собственные нужды, ведь все закупки в конечном счете нацелены на обеспечение основного вида деятельности автономного учреждения - выполнение государственного задания.
Статья: "Зеленые" финансы: понятие и система
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)- "лесные" облигации - выпускаются для финансового обеспечения проектов, связанных с защитой леса (высадка новых деревьев, защита леса от пожаров, эрозии почвы, его прореживание и т.д.);
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)- "лесные" облигации - выпускаются для финансового обеспечения проектов, связанных с защитой леса (высадка новых деревьев, защита леса от пожаров, эрозии почвы, его прореживание и т.д.);
Статья: Баланс конституционных ценностей как основа уголовной ответственности за экологические преступления
(Арзамасцев М.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Приходится констатировать занижение в уголовном законе оценки опасности экологического вреда. Это можно проследить не только в санкциях статей УК РФ, но и в недостаточной дифференциации уголовной ответственности. Не стали исключением и изменения, внесенные в 2022 году в статью 261 УК РФ <18>, которые установили в качестве нижней границы ущерба от лесных пожаров, вызванных неосторожным обращением с огнем, его значительный размер, но устранили усиление ответственности при последующем увеличении вреда. В результате останутся без адекватной оценки пожары, которые затрагивают сотни и тысячи гектаров, сопровождаются уничтожением лесной флоры и фауны, выбросом вредных веществ в атмосферу и повреждением почвы. Не учтена в новеллах и опасность масштабного задымления воздуха для здоровья населения. Тем самым не в полной мере выполнены позитивные обязательства законодателя по защите окружающей среды и коллективных конституционных прав. Соответственно, конституционное требование пропорциональности предполагает обеспечение адекватной дифференциации уголовной ответственности за неосторожные экологические преступления, что может быть сделано при признании в качестве их квалифицирующего (особо квалифицирующего) признака размера или тяжести причиняемого вреда окружающей среде.
(Арзамасцев М.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Приходится констатировать занижение в уголовном законе оценки опасности экологического вреда. Это можно проследить не только в санкциях статей УК РФ, но и в недостаточной дифференциации уголовной ответственности. Не стали исключением и изменения, внесенные в 2022 году в статью 261 УК РФ <18>, которые установили в качестве нижней границы ущерба от лесных пожаров, вызванных неосторожным обращением с огнем, его значительный размер, но устранили усиление ответственности при последующем увеличении вреда. В результате останутся без адекватной оценки пожары, которые затрагивают сотни и тысячи гектаров, сопровождаются уничтожением лесной флоры и фауны, выбросом вредных веществ в атмосферу и повреждением почвы. Не учтена в новеллах и опасность масштабного задымления воздуха для здоровья населения. Тем самым не в полной мере выполнены позитивные обязательства законодателя по защите окружающей среды и коллективных конституционных прав. Соответственно, конституционное требование пропорциональности предполагает обеспечение адекватной дифференциации уголовной ответственности за неосторожные экологические преступления, что может быть сделано при признании в качестве их квалифицирующего (особо квалифицирующего) признака размера или тяжести причиняемого вреда окружающей среде.
Статья: Организация подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 11)Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках ЧС природного характера. Классификация и характеристика ЧС природного характера. Стихийные бедствия геофизического, геологического характера (землетрясения, оползни, сели, обвалы и др.). Их причины и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера, во время и после их возникновения. Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания. Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания. Природные пожары. Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия работников при возникновении лесных пожаров. Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий.
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 11)Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках ЧС природного характера. Классификация и характеристика ЧС природного характера. Стихийные бедствия геофизического, геологического характера (землетрясения, оползни, сели, обвалы и др.). Их причины и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера, во время и после их возникновения. Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания. Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания. Природные пожары. Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия работников при возникновении лесных пожаров. Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2. Оперативно-защитные меры - это способы (приемы) властного воздействия, состоящие в установлении компетентными административно-публичными субъектами прямых запретов на совершение тех или иных действий, осуществлении определенных видов деятельности, а также в возложении на физических лиц и организации специальных юридических обязанностей, направленные на обеспечение оперативной защиты населения, отдельных граждан, организаций, систем жизнеобеспечения на соответствующих территориях при возникновении реальной угрозы их безопасности (жизни, здоровью, имуществу). Соблюдение таких устанавливаемых запретов и исполнение специальных обязанностей физическими лицами и организациями позволяет обеспечить необходимый режим безопасности на соответствующей территории, сохранить жизнь, здоровье и имущество этих лиц, объекты их жизнеобеспечения. К числу оперативно-защитных мер можно, в частности, отнести закрытие сотрудниками полиции дорог или улиц для движения пешеходов и транспортных средств в связи с отсутствием условий для безопасного дорожного движения, запрещение въезда на определенную территорию или выезда с нее, установление карантина, установление запрета на проведение массовых публичных мероприятий, ограничений на посещение объектов с массовым пребыванием людей, введение комендантского часа с запретом нахождения на улицах в определенное время суток, выселение граждан из аварийных жилых домов, эвакуация населения из опасных районов в связи с техногенной катастрофой, аварией, масштабным лесным пожаром и т.п. Оперативно-защитные меры представляют собой оперативную реакцию компетентных административно-публичных субъектов на возникновение реальных угроз безопасности населения и соответствующих территорий. При этом вводимые на определенной территории, на определенном объекте оперативно-защитные меры должны быть адекватны, пропорциональны возникшим на данной территории или на данном объекте реальным угрозам безопасности.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2. Оперативно-защитные меры - это способы (приемы) властного воздействия, состоящие в установлении компетентными административно-публичными субъектами прямых запретов на совершение тех или иных действий, осуществлении определенных видов деятельности, а также в возложении на физических лиц и организации специальных юридических обязанностей, направленные на обеспечение оперативной защиты населения, отдельных граждан, организаций, систем жизнеобеспечения на соответствующих территориях при возникновении реальной угрозы их безопасности (жизни, здоровью, имуществу). Соблюдение таких устанавливаемых запретов и исполнение специальных обязанностей физическими лицами и организациями позволяет обеспечить необходимый режим безопасности на соответствующей территории, сохранить жизнь, здоровье и имущество этих лиц, объекты их жизнеобеспечения. К числу оперативно-защитных мер можно, в частности, отнести закрытие сотрудниками полиции дорог или улиц для движения пешеходов и транспортных средств в связи с отсутствием условий для безопасного дорожного движения, запрещение въезда на определенную территорию или выезда с нее, установление карантина, установление запрета на проведение массовых публичных мероприятий, ограничений на посещение объектов с массовым пребыванием людей, введение комендантского часа с запретом нахождения на улицах в определенное время суток, выселение граждан из аварийных жилых домов, эвакуация населения из опасных районов в связи с техногенной катастрофой, аварией, масштабным лесным пожаром и т.п. Оперативно-защитные меры представляют собой оперативную реакцию компетентных административно-публичных субъектов на возникновение реальных угроз безопасности населения и соответствующих территорий. При этом вводимые на определенной территории, на определенном объекте оперативно-защитные меры должны быть адекватны, пропорциональны возникшим на данной территории или на данном объекте реальным угрозам безопасности.
Статья: Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств
(Кочои С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)<8> Письмо МЧС России от 04.02.2013 N 14-7-513 "О направлении Рекомендаций по учету сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров и обеспечения пожарной безопасности" // СПС "КонсультантПлюс".
(Кочои С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)<8> Письмо МЧС России от 04.02.2013 N 14-7-513 "О направлении Рекомендаций по учету сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров и обеспечения пожарной безопасности" // СПС "КонсультантПлюс".