Понятие контроля и надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие контроля и надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 97.1 "Постоянный рейд" Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации""При этом суд указал, что постоянный рейд, как один из видов специального режима государственного контроля (надзора), предусмотрен статьей 97.1 Закона N 248-ФЗ. Однако, по выводам суда, учитывая вышеописанные цели дополнения законодателем статьи 22.2 КоАП РФ частью 8, для применения указанной нормы не имеет значения в какой статье или главе Закона N 248-ФЗ упомянут конкретный вид государственного контроля (надзора). Любая деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, подпадает под предусмотренное частью 8 статьи 22.2 КоАП РФ понятие "контрольное (надзорное) мероприятие, проверка". Фактически, постоянный рейд является специальным видом контрольных (надзорных) мероприятий. Аналогичный вывод следует, например, из буквального содержания подпункта "а" пункта 58 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 N 1047, согласно которому постоянный рейд включен в перечень контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых осуществляется фотосъемка, аудио- и (или) видеозаписи, иные способы фиксации доказательств нарушений. С учетом вышеизложенного, суд признает, что часть 8 статьи 22.2 КоАП РФ распространяет свое действие на все виды государственного контроля (надзора), предусмотренные Законом N 248-ФЗ, в том числе на постоянный рейд."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.1 "Цели административного наказания" КоАП РФ"Довод административного органа о неправомерном применение судами в отношении предприятия наказания в виде предупреждения, поскольку в рассматриваемой ситуации правонарушение выявлено в рамках осуществления прокурорской проверки, а не в связи с осуществлением мероприятий государственного контроля (надзора) в соответствии с Законом N 248-ФЗ, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм материального права; положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не ограничивают возможность замены административного штрафа на предупреждение случаями выявления правонарушения по результатам проведения мероприятий государственного контроля (надзора) в соответствии с Законом N 284-ФЗ, так как из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках указанного Закона. Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что назначение наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)1. Понятие и структура контрольно-надзорного правоотношения
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)1. Понятие и структура контрольно-надзорного правоотношения
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)В связи с изложенным в целях применения положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)В связи с изложенным в целях применения положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Информация: Создание комиссии по проверке знаний по электробезопасности
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)Ответ: Согласно п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н, устанавливается понятие "специалисты по охране труда" - должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)Ответ: Согласно п. 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н, устанавливается понятие "специалисты по охране труда" - должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок.
Статья: К вопросу о сущности административно-правовых режимов государственного контроля (надзора)
(Голубева Т.М.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 1)Оставим дискуссию о соотношении понятий "контроль" и "надзор" за рамками данного исследования и приведем лишь мнение Д.Н. Бахраха о том, что контроль за соблюдением правовых норм и есть надзор [9, с. 411].
(Голубева Т.М.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 1)Оставим дискуссию о соотношении понятий "контроль" и "надзор" за рамками данного исследования и приведем лишь мнение Д.Н. Бахраха о том, что контроль за соблюдением правовых норм и есть надзор [9, с. 411].
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)<2> Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе. И хотя Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1073 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы" в понятие контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе не входит дача разъяснений законодательства, суды признают за Федеральной антимонопольной службой правомочия по выпуску приказов, содержащих, по сути, разъяснение и толкование законодательства о рекламе (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2024 N Ф09-1437/24 по делу N А07-7708/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)<2> Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе. И хотя Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1073 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы" в понятие контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе не входит дача разъяснений законодательства, суды признают за Федеральной антимонопольной службой правомочия по выпуску приказов, содержащих, по сути, разъяснение и толкование законодательства о рекламе (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2024 N Ф09-1437/24 по делу N А07-7708/2023).
Статья: Риск-ориентированный подход
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие риск-ориентированного подхода при организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие риск-ориентированного подхода при организации
"Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с учетом новых положений федерального законодательства"
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1.1 Понятие государственного контроля. Соотношение понятий
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1.1 Понятие государственного контроля. Соотношение понятий
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Риск-ориентированный подход к организации
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Риск-ориентированный подход к организации
Статья: Размышления о роли смысловой ошибки в толковании законодательства о контроле (надзоре) и о состоянии ведомственного контроля
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<3> См., например: Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 47 - 53; Беляев В.П. Контроль и надзор: проблемы разграничения // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 4; Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. 2018. N 4. С. 7; Агамагомедова С.А. Административно-правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации в условиях евразийской интеграции: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2018. С. 73.
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<3> См., например: Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 47 - 53; Беляев В.П. Контроль и надзор: проблемы разграничения // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 4; Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. 2018. N 4. С. 7; Агамагомедова С.А. Административно-правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации в условиях евразийской интеграции: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2018. С. 73.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001. С. 308; Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий "контроль" и "надзор" // Административное право и процесс. 2009. N 2. С. 11 - 14; Баранов М. Соотношение понятий "государственный контроль" и "государственный надзор": теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011. N 7 - 8. С. 14 - 15; Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2001. С. 437 - 441; Браташова Ю.А. Проблемы совершенствования системы государственного контроля в современных условиях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 11. С. 28 - 34; Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 38 - 49; Курдюмов М.Д. О проблеме соотношения терминов "контроль" и "надзор" на примере властной деятельности по обеспечению конкуренции в банковской сфере // Российская юстиция. 2021. N 2. С. 23 - 26.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001. С. 308; Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий "контроль" и "надзор" // Административное право и процесс. 2009. N 2. С. 11 - 14; Баранов М. Соотношение понятий "государственный контроль" и "государственный надзор": теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011. N 7 - 8. С. 14 - 15; Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2001. С. 437 - 441; Браташова Ю.А. Проблемы совершенствования системы государственного контроля в современных условиях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 11. С. 28 - 34; Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 38 - 49; Курдюмов М.Д. О проблеме соотношения терминов "контроль" и "надзор" на примере властной деятельности по обеспечению конкуренции в банковской сфере // Российская юстиция. 2021. N 2. С. 23 - 26.
Статья: Надзор за исполнением исполнительных документов исполнительскими агентами
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)В юридической литературе вопрос о правовой природе указанных понятий, их соотношении является предметом дискуссии, при этом по указанному вопросу нет единой позиции. По вопросу соотношения контроля и надзора следует согласиться с позицией А.М. Воронова о том, что действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее организацию и деятельность исполнительной власти, не содержит четких критериев разграничения контроля и надзора <9>. Например, под контролем понимают систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров <10>; систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности <11>; проверку исполнения принимаемых решений, которая позволяет выявить недостатки в управленческой деятельности и устранить их причины <12>; одну из неотъемлемых функций управления, позволяющих сопоставить фактический результат управленческой деятельности с желаемым, выявить недостатки и их причины <13>; метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности <14>, наконец, целую систему действий, которые служат эффективным механизмом обеспечения соблюдения законности всеми субъектами публичного управления <15>. Как видно из указанных определений, говоря словами А.А. Спиридонова, "контроль" не имеет единого определения в юридической литературе, и в каждом определении указанного понятия прослеживается индивидуальный подход того или иного научного направления юридической мысли" <16>. Более того, в юридической литературе имеется позиция, что разделение понятий "контроль" и "надзор" в настоящее время лишено практического смысла, при этом понятия "контроль" и "надзор" современный законодатель использует как синонимы <17>.
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)В юридической литературе вопрос о правовой природе указанных понятий, их соотношении является предметом дискуссии, при этом по указанному вопросу нет единой позиции. По вопросу соотношения контроля и надзора следует согласиться с позицией А.М. Воронова о том, что действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее организацию и деятельность исполнительной власти, не содержит четких критериев разграничения контроля и надзора <9>. Например, под контролем понимают систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров <10>; систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности <11>; проверку исполнения принимаемых решений, которая позволяет выявить недостатки в управленческой деятельности и устранить их причины <12>; одну из неотъемлемых функций управления, позволяющих сопоставить фактический результат управленческой деятельности с желаемым, выявить недостатки и их причины <13>; метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности <14>, наконец, целую систему действий, которые служат эффективным механизмом обеспечения соблюдения законности всеми субъектами публичного управления <15>. Как видно из указанных определений, говоря словами А.А. Спиридонова, "контроль" не имеет единого определения в юридической литературе, и в каждом определении указанного понятия прослеживается индивидуальный подход того или иного научного направления юридической мысли" <16>. Более того, в юридической литературе имеется позиция, что разделение понятий "контроль" и "надзор" в настоящее время лишено практического смысла, при этом понятия "контроль" и "надзор" современный законодатель использует как синонимы <17>.
Статья: Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования: основные направления и контуры цифровой трансформации
(Кирилловых А.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<9> См.: Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий "контроль" и "надзор" // Административное право и процесс. 2009. N 2. С. 6 - 9.
(Кирилловых А.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<9> См.: Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий "контроль" и "надзор" // Административное право и процесс. 2009. N 2. С. 6 - 9.