Понятие казны
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие казны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Статья: Отдельные категории и особенности имущественных отношений в сфере публичной финансовой деятельности
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)В научном контексте под бюджетом можно понимать основной централизованный фонд денежных средств, занимающий центральное место в финансовой системе Российской Федерации, который призван обеспечивать решение стоящих перед государством и муниципальными образованиями задач. Содержание бюджета отражает сущность проводимой государством политики в бюджетной сфере. Российская Федерация (далее - РФ), субъекты РФ, муниципальные образования используют бюджетные средства для обеспечения важных социально-экономических и иных задач, удовлетворения публичного интереса. Однако, если рассматривать публично-правовые образования с позиции имеющихся у них обязательств, в частности долговых обязательств, в законодательстве, помимо термина "бюджет", используется еще одно важное понятие - "казна".
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)В научном контексте под бюджетом можно понимать основной централизованный фонд денежных средств, занимающий центральное место в финансовой системе Российской Федерации, который призван обеспечивать решение стоящих перед государством и муниципальными образованиями задач. Содержание бюджета отражает сущность проводимой государством политики в бюджетной сфере. Российская Федерация (далее - РФ), субъекты РФ, муниципальные образования используют бюджетные средства для обеспечения важных социально-экономических и иных задач, удовлетворения публичного интереса. Однако, если рассматривать публично-правовые образования с позиции имеющихся у них обязательств, в частности долговых обязательств, в законодательстве, помимо термина "бюджет", используется еще одно важное понятие - "казна".
Статья: Федеральная казна: объект или субъект гражданских правоотношений?
(Садриева Р.Р., Оглезнева Т.Н.)
("Юрист", 2024, N 2)Гражданский законодатель, формулируя понятия федеральной казны как определенного объема имущества, далее использует это понятие в ст. 1071 ГК РФ в совершенно другом качестве: понятие казны там коррелирует с соответствующими финансовыми органами, которые выступают от имени казны при возмещении вреда, который в соответствии с гражданским и другим законодательством возмещается казной РФ. Пункт 3 ст. 125 устанавливает исключения из этого правила, и, соответственно, тогда эта обязанность возлагается на другое юридическое или физическое лицо. Наличие в названии и содержании ст. 1071 ГК РФ терминологической конструкции "от имени казны" позволяет сделать закономерный вывод, что федеральная казна при толковании этого положения приобретает свойства субъекта права, становясь отдельной самостоятельной persona.
(Садриева Р.Р., Оглезнева Т.Н.)
("Юрист", 2024, N 2)Гражданский законодатель, формулируя понятия федеральной казны как определенного объема имущества, далее использует это понятие в ст. 1071 ГК РФ в совершенно другом качестве: понятие казны там коррелирует с соответствующими финансовыми органами, которые выступают от имени казны при возмещении вреда, который в соответствии с гражданским и другим законодательством возмещается казной РФ. Пункт 3 ст. 125 устанавливает исключения из этого правила, и, соответственно, тогда эта обязанность возлагается на другое юридическое или физическое лицо. Наличие в названии и содержании ст. 1071 ГК РФ терминологической конструкции "от имени казны" позволяет сделать закономерный вывод, что федеральная казна при толковании этого положения приобретает свойства субъекта права, становясь отдельной самостоятельной persona.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Следует заметить, что А.Н. Козырин подчеркивает тесную связь понятия "бюджет" в материальном смысле с правовым понятием "казна". "При этом если бюджет - категория финансового права, то казна является гражданско-правовой категорией" <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Следует заметить, что А.Н. Козырин подчеркивает тесную связь понятия "бюджет" в материальном смысле с правовым понятием "казна". "При этом если бюджет - категория финансового права, то казна является гражданско-правовой категорией" <1>.
Статья: Категориально-понятийная система бюджетного права: вопросы структуры и генезиса
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Формирующей терминосистему позитивного бюджетного права является и категория казны, даже несмотря на то, что формально-юридическое понятие казны является гражданско-правовым <28>, представляя собой гипероним для терминов "казенное учреждение" и "казначейство" как имени нарицательного, а с позиции действующего законодательства - "Федеральное казначейство" как имени собственного <29>. Понятие "казначейство" стало лексико-образующим для терминов: "казначейское обслуживание", "государственное казначейское обязательство", "казначейское сопровождение", "казначейский счет", "казначейский аккредитив", "система казначейских платежей", "казначейский инфраструктурный кредит". Несмотря на конкуренцию между гиперонимами "бюджет", "финансы", "казна", именно "бюджет" является предельным понятием, вбирающим наиболее сущностные правовые признаки регулируемых соответствующим законодательством отношений и, таким образом, правообразующим для бюджетного права как подотрасли, тогда как категория "финансы" служит правообразующей для отрасли финансового права в целом.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Формирующей терминосистему позитивного бюджетного права является и категория казны, даже несмотря на то, что формально-юридическое понятие казны является гражданско-правовым <28>, представляя собой гипероним для терминов "казенное учреждение" и "казначейство" как имени нарицательного, а с позиции действующего законодательства - "Федеральное казначейство" как имени собственного <29>. Понятие "казначейство" стало лексико-образующим для терминов: "казначейское обслуживание", "государственное казначейское обязательство", "казначейское сопровождение", "казначейский счет", "казначейский аккредитив", "система казначейских платежей", "казначейский инфраструктурный кредит". Несмотря на конкуренцию между гиперонимами "бюджет", "финансы", "казна", именно "бюджет" является предельным понятием, вбирающим наиболее сущностные правовые признаки регулируемых соответствующим законодательством отношений и, таким образом, правообразующим для бюджетного права как подотрасли, тогда как категория "финансы" служит правообразующей для отрасли финансового права в целом.
Вопрос: О бюджетном (бухгалтерском) учете имущества казны субъекта РФ, в том числе при закреплении права оперативного управления за органом власти (учреждениями).
(Письмо Минфина России от 01.11.2024 N 02-07-10/107626)Вопрос: О бюджетном (бухгалтерском) учете имущества казны субъекта РФ, в том числе при закреплении права оперативного управления за органом власти (учреждениями).
(Письмо Минфина России от 01.11.2024 N 02-07-10/107626)Вопрос: О бюджетном (бухгалтерском) учете имущества казны субъекта РФ, в том числе при закреплении права оперативного управления за органом власти (учреждениями).
Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Кроме того, современный российский законодатель уточнил основанный на классических дореволюционных воззрениях взгляд С.Н. Братуся на правосубъектность казны (фиска), рассматривая ее как объект, а не субъект гражданских прав. Им был воспринят подход другого корифея отечественной цивилистики - И.С. Перетерского, который в полемике с С.Н. Братусем отмечал, что "казна" означает государственное имущество, а не особое "качество" государства, и под ней прежде всего понимается "государственное имущество, не предоставленное в управление государственных юридических лиц" <15>. Именно такое понимание казны впервые было закреплено ст. 22 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" 1990 г., а затем п. 3 ст. 25 и абз. 2 п. 2 ст. 53 Основ гражданского законодательства 1991 г. В настоящее время абз. 2 п. 4 ст. 214 и абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ expressis verbis закрепляют понятие казны как государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями-несобственниками, т.е. прямо рассматривают казну как "нераспределенное" публичное имущество.
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Кроме того, современный российский законодатель уточнил основанный на классических дореволюционных воззрениях взгляд С.Н. Братуся на правосубъектность казны (фиска), рассматривая ее как объект, а не субъект гражданских прав. Им был воспринят подход другого корифея отечественной цивилистики - И.С. Перетерского, который в полемике с С.Н. Братусем отмечал, что "казна" означает государственное имущество, а не особое "качество" государства, и под ней прежде всего понимается "государственное имущество, не предоставленное в управление государственных юридических лиц" <15>. Именно такое понимание казны впервые было закреплено ст. 22 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" 1990 г., а затем п. 3 ст. 25 и абз. 2 п. 2 ст. 53 Основ гражданского законодательства 1991 г. В настоящее время абз. 2 п. 4 ст. 214 и абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ expressis verbis закрепляют понятие казны как государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями-несобственниками, т.е. прямо рассматривают казну как "нераспределенное" публичное имущество.
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Первой рассмотренной функцией, которая характерна как для налогов, так и для неналоговых платежей, является фискальная функция. Посредством налогов государство осуществляет формирование своих финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государственных функций. Действительно, понятиям "фиск", "фискал", "фискальный" различные словари дают похожие определения, такие как "государственная казна", "служащий интересам фиска". Соответственно, все, что касается средств казны, входит в понятие фиска. Неналоговые доходы, определенные Бюджетным кодексом РФ, тоже имеют фискальную функцию, поскольку образуются при поступлении платежей за оказание различных услуг, за предоставление в пользование государственного имущества, от взыскания штрафных санкций и поступают непосредственно в казну государства. Однако надо четко понимать, что существуют и иные неналоговые платежи, не определенные Бюджетным кодексом РФ, но их уплата обязательна согласно законодательству. Такие платежи называют парафискалитетами, и фискальной функцией они не обладают.
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Первой рассмотренной функцией, которая характерна как для налогов, так и для неналоговых платежей, является фискальная функция. Посредством налогов государство осуществляет формирование своих финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государственных функций. Действительно, понятиям "фиск", "фискал", "фискальный" различные словари дают похожие определения, такие как "государственная казна", "служащий интересам фиска". Соответственно, все, что касается средств казны, входит в понятие фиска. Неналоговые доходы, определенные Бюджетным кодексом РФ, тоже имеют фискальную функцию, поскольку образуются при поступлении платежей за оказание различных услуг, за предоставление в пользование государственного имущества, от взыскания штрафных санкций и поступают непосредственно в казну государства. Однако надо четко понимать, что существуют и иные неналоговые платежи, не определенные Бюджетным кодексом РФ, но их уплата обязательна согласно законодательству. Такие платежи называют парафискалитетами, и фискальной функцией они не обладают.