Понятие экологической информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие экологической информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового определения экологической информации
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Проблема сложившейся в законодательстве терминологической пестроты при введении новых норм об информации в Закон об охране окружающей среды решена объединением терминов, а понятие "информация о состоянии окружающей среды" оказалось тождественным понятию "экологическая информация". Вообще двойное обозначение правовых понятий стало своего рода характерной чертой Закона об охране окружающей среды (охрана окружающей среды - природоохранная деятельность, государственный экологический мониторинг - государственный мониторинг окружающей среды и т.д.). С точки зрения юридической техники такие решения предстают неубедительными.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Проблема сложившейся в законодательстве терминологической пестроты при введении новых норм об информации в Закон об охране окружающей среды решена объединением терминов, а понятие "информация о состоянии окружающей среды" оказалось тождественным понятию "экологическая информация". Вообще двойное обозначение правовых понятий стало своего рода характерной чертой Закона об охране окружающей среды (охрана окружающей среды - природоохранная деятельность, государственный экологический мониторинг - государственный мониторинг окружающей среды и т.д.). С точки зрения юридической техники такие решения предстают неубедительными.
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Такое регулирование стремительно развивающихся цифровизационных процессов представляется явно недостаточным, в связи с чем малоэффективным. Экологическое законодательство, по сути, игнорирует фактически происходящие процессы цифровизации государственного экологического управления. Они развиваются вне правового контекста. Для преодоления описанной ситуации, учитывая предусмотренное Конституцией РФ разграничение предметов ведения, представляется целесообразным включить в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в качестве самостоятельного структурного элемента раздел "Информационное обеспечение в области охраны окружающей среды", положениями которого должны определяться в том числе: понятие экологической информации, порядок ее сбора, анализа и предоставления с учетом условий цифровизации, круг субъектов информационных экологических отношений, их права и обязанности, режим межведомственного электронного взаимодействия; в этот раздел должны быть перемещены нормы о мониторинге в области охраны окружающей среды и об учете объектов, оказывающих негативное воздействие.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Такое регулирование стремительно развивающихся цифровизационных процессов представляется явно недостаточным, в связи с чем малоэффективным. Экологическое законодательство, по сути, игнорирует фактически происходящие процессы цифровизации государственного экологического управления. Они развиваются вне правового контекста. Для преодоления описанной ситуации, учитывая предусмотренное Конституцией РФ разграничение предметов ведения, представляется целесообразным включить в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в качестве самостоятельного структурного элемента раздел "Информационное обеспечение в области охраны окружающей среды", положениями которого должны определяться в том числе: понятие экологической информации, порядок ее сбора, анализа и предоставления с учетом условий цифровизации, круг субъектов информационных экологических отношений, их права и обязанности, режим межведомственного электронного взаимодействия; в этот раздел должны быть перемещены нормы о мониторинге в области охраны окружающей среды и об учете объектов, оказывающих негативное воздействие.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 4.3. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 4.3. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
Статья: Взаимосвязь права на биологическую безопасность и права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды как фактор формирования доверия в обществе
(Алешкова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Несмотря на то что содержание понятия "экологическая информация" определено законодательно, в настоящее время все еще остается актуальным вопрос о том, все ли охватывает его содержание и нужен ли в России отдельный закон об экологической информации <15>. На наш взгляд, границы содержания понятия "экологическая информация" необходимо расширить.
(Алешкова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Несмотря на то что содержание понятия "экологическая информация" определено законодательно, в настоящее время все еще остается актуальным вопрос о том, все ли охватывает его содержание и нужен ли в России отдельный закон об экологической информации <15>. На наш взгляд, границы содержания понятия "экологическая информация" необходимо расширить.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Действующая правовая база имеет недостатки с точки зрения соответствия экологическим целям и требует оптимизации: в законодательстве до сих пор отсутствует понятие "экологическая информация" <8>; законодательно не определены сроки предоставления экологической информации; неинформированность о существующих технических возможностях, отсутствие необходимых навыков и высокие инвестиционные затраты затрудняют доступ к технологиям; низка грамотность пользователей, которая регулярно представляет собой препятствие на пути к цифровизации сельскохозяйственного сектора; необходимо подключение к высокоскоростной широкополосной связи Интернет; требуется доступность новых технологий для малых и средних хозяйств; не решены вопросы ответственности за качество продукции и безопасности продукции в связи с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта в сельском хозяйстве (превышены пороговые значения для внесения удобрений и пестицидов, сбор урожая незрелых плодов и т.д.), вопросы ответственности за качество предоставленной информации, гарантий безопасности данных и их защиты.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Действующая правовая база имеет недостатки с точки зрения соответствия экологическим целям и требует оптимизации: в законодательстве до сих пор отсутствует понятие "экологическая информация" <8>; законодательно не определены сроки предоставления экологической информации; неинформированность о существующих технических возможностях, отсутствие необходимых навыков и высокие инвестиционные затраты затрудняют доступ к технологиям; низка грамотность пользователей, которая регулярно представляет собой препятствие на пути к цифровизации сельскохозяйственного сектора; необходимо подключение к высокоскоростной широкополосной связи Интернет; требуется доступность новых технологий для малых и средних хозяйств; не решены вопросы ответственности за качество продукции и безопасности продукции в связи с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта в сельском хозяйстве (превышены пороговые значения для внесения удобрений и пестицидов, сбор урожая незрелых плодов и т.д.), вопросы ответственности за качество предоставленной информации, гарантий безопасности данных и их защиты.
Статья: Развитие цифровизации в сфере использования и охраны водных объектов
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В статье рассмотрены основные направления развития и формы цифровизации, происходящей в сфере управления водными ресурсами Российской Федерации. Автором затронуты вопросы, касающиеся информационного способа реализации принципа гласности в области экологического и природоресурсного законодательства, включая введение в терминологию понятия экологической информации, затронуты изменения, происходящие в архитектуре информационных систем в связи с созданием единой цифровой платформы "Водные данные". Выделены тенденции применения цифровых технологий в ходе государственного экологического мониторинга, особенности реализации положений экологического законодательства о системах автоматического контроля. Проанализировано соотношение платформы "Водные данные" с иными информационными системами в сфере экологии и предупреждения чрезвычайных ситуаций, такими как реестр ОНВОС Росприроднадзора, АИУС РСЧС, будущие ФГИС ГЭМ Минприроды России и ЦСДП ИИТС Росгидромета. Показана возможность использования в области водных отношений цифрового моделирования на примере цифровой модели Обь-Иртышского речного бассейна. На основании проведенного анализа цифровых тенденций в рассматриваемой сфере сделаны выводы о степени готовности водного законодательства к дальнейшему увеличению применения цифровых технологий в сфере водных отношений, о возможности создания в будущем единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом РФ на базе существующих информационных систем.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)В статье рассмотрены основные направления развития и формы цифровизации, происходящей в сфере управления водными ресурсами Российской Федерации. Автором затронуты вопросы, касающиеся информационного способа реализации принципа гласности в области экологического и природоресурсного законодательства, включая введение в терминологию понятия экологической информации, затронуты изменения, происходящие в архитектуре информационных систем в связи с созданием единой цифровой платформы "Водные данные". Выделены тенденции применения цифровых технологий в ходе государственного экологического мониторинга, особенности реализации положений экологического законодательства о системах автоматического контроля. Проанализировано соотношение платформы "Водные данные" с иными информационными системами в сфере экологии и предупреждения чрезвычайных ситуаций, такими как реестр ОНВОС Росприроднадзора, АИУС РСЧС, будущие ФГИС ГЭМ Минприроды России и ЦСДП ИИТС Росгидромета. Показана возможность использования в области водных отношений цифрового моделирования на примере цифровой модели Обь-Иртышского речного бассейна. На основании проведенного анализа цифровых тенденций в рассматриваемой сфере сделаны выводы о степени готовности водного законодательства к дальнейшему увеличению применения цифровых технологий в сфере водных отношений, о возможности создания в будущем единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом РФ на базе существующих информационных систем.