Понятие и признаки судебной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие и признаки судебной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)2. Понятие и основные признаки судебной власти
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)2. Понятие и основные признаки судебной власти
Статья: Понятие и правовая природа публичной власти в России
(Черняева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)В настоящей статье автором рассматриваются особенности правового регулирования института публичной власти в России, раскрываются ее характерные черты, рассматривается правовая природа. Автор анализирует содержание системы публичной власти, основывая свои выводы на заключениях Конституционного Суда РФ. Автором раскрываются особенности публичной власти до того, как она была официально закреплена на законодательном уровне, анализируются решения Конституционного Суда РФ, в которых были раскрыты признаки публичной власти. Анализ понятия и признаков публичной власти приводится в историческом аспекте, делается вывод о том, что на федеральной территории публичную власть можно охарактеризовать как смешанную, в которой переплетаются признаки регионального уровня власти и органов местного самоуправления, делается вывод, что в России сформирован новый уровень власти - публичная власть.
(Черняева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)В настоящей статье автором рассматриваются особенности правового регулирования института публичной власти в России, раскрываются ее характерные черты, рассматривается правовая природа. Автор анализирует содержание системы публичной власти, основывая свои выводы на заключениях Конституционного Суда РФ. Автором раскрываются особенности публичной власти до того, как она была официально закреплена на законодательном уровне, анализируются решения Конституционного Суда РФ, в которых были раскрыты признаки публичной власти. Анализ понятия и признаков публичной власти приводится в историческом аспекте, делается вывод о том, что на федеральной территории публичную власть можно охарактеризовать как смешанную, в которой переплетаются признаки регионального уровня власти и органов местного самоуправления, делается вывод, что в России сформирован новый уровень власти - публичная власть.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Ответ: Законодательно установленное понятие нормативного правового акта отсутствует. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определил существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Ответ: Законодательно установленное понятие нормативного правового акта отсутствует. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определил существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 N 22-П
"По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы"Развивая конституционное понятие налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), Конституционный Суд в своем Постановлении от 11.11.97 указал на такие признаки налогового (фискального) платежа как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемую в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающую в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.
"По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы"Развивая конституционное понятие налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), Конституционный Суд в своем Постановлении от 11.11.97 указал на такие признаки налогового (фискального) платежа как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемую в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающую в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.
Статья: Публичная власть в субъектах РФ: понятие, принципы, система
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Возможно, этим можно объяснить тот факт, что в Конституции РФ, принятой в декабре 1993 г., получило закрепление лишь понятие "государственная власть" и ничего не говорилось о "публичной власти". Однако признаки, присущие публичной власти, такие как народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, и ряд других в Конституции получили закрепление. Конституционный Суд РФ в своих решениях употреблял такие словосочетания, как "уровни публичной власти" <3>, "публичная власть может быть муниципальной" <4> и др.
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Возможно, этим можно объяснить тот факт, что в Конституции РФ, принятой в декабре 1993 г., получило закрепление лишь понятие "государственная власть" и ничего не говорилось о "публичной власти". Однако признаки, присущие публичной власти, такие как народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, и ряд других в Конституции получили закрепление. Конституционный Суд РФ в своих решениях употреблял такие словосочетания, как "уровни публичной власти" <3>, "публичная власть может быть муниципальной" <4> и др.
Статья: Правовой статус суда в административном судопроизводстве
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)<19> См., например: Жанузакова Л.Т. Понятие и признаки административно-процессуальных правоотношений // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2019. N 1 (55). С. 21 - 27.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)<19> См., например: Жанузакова Л.Т. Понятие и признаки административно-процессуальных правоотношений // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2019. N 1 (55). С. 21 - 27.
Статья: Организационно-правовые модели судебной деятельности в условиях платформизации правосудия: опыт России и других стран БРИКС
(Бурдина Е.В., Чижов М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Цель исследования - на основе анализа опыта применения цифровых технологий в судах России и других стран БРИКС теоретически обосновать новые организационные формы судебной деятельности, связанные с проявлениями судебной власти в цифровой среде, раскрыть их признаки, проблемы и перспективы развития.
(Бурдина Е.В., Чижов М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Цель исследования - на основе анализа опыта применения цифровых технологий в судах России и других стран БРИКС теоретически обосновать новые организационные формы судебной деятельности, связанные с проявлениями судебной власти в цифровой среде, раскрыть их признаки, проблемы и перспективы развития.
Статья: Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования: подходы, выработанные в судебной практике
(Харламов Д.Д.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Пленумом Верховного Суда РФ предложено понятие официального документа как предмета преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК РФ: основными признаками официального документа являются компетентный эмитент (орган государственной власти, местного самоуправления, уполномоченная организация или лицо) и удостоверительная функция (способность подтверждать юридически значимые факты). При этом предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК РФ, может быть лишь подлинный официальный документ или его дубликат <18>.
(Харламов Д.Д.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Пленумом Верховного Суда РФ предложено понятие официального документа как предмета преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК РФ: основными признаками официального документа являются компетентный эмитент (орган государственной власти, местного самоуправления, уполномоченная организация или лицо) и удостоверительная функция (способность подтверждать юридически значимые факты). При этом предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК РФ, может быть лишь подлинный официальный документ или его дубликат <18>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Логика такого подхода приводит к осознанию того, что правосудие в сфере административно-деликтных отношений осуществляется судьями, выступающими, с одной стороны, в качестве представителей судебной власти, а с другой - в качестве субъектов административной юрисдикции. И это, пожалуй, единственное отличие, которое с позиции обязательных признаков общего понятия правосудия можно усмотреть в производстве по делам об административных правонарушениях.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Логика такого подхода приводит к осознанию того, что правосудие в сфере административно-деликтных отношений осуществляется судьями, выступающими, с одной стороны, в качестве представителей судебной власти, а с другой - в качестве субъектов административной юрисдикции. И это, пожалуй, единственное отличие, которое с позиции обязательных признаков общего понятия правосудия можно усмотреть в производстве по делам об административных правонарушениях.
Статья: Подчинение работника работодателю как признак трудовых отношений: проблемы законодательства и практики
(Демидов Н.В.)
("Закон", 2022, N 10)Нормативное закрепление правил о подчиненности работника в международном и российском праве отличается смысловыми повторами. Так, ст. 15 и 56 Трудового кодекса РФ, Рекомендация Международной организации Труда N 198 разделяют два сущностных свойства субординации: 1) работа выполняется под контролем и управлением работодателя; 2) работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка. Суд также часто указывает их как отдельные характеристики <18>. Представляется, что содержание данных признаков во многом сходно. И контроль, и управление со стороны работодателя закрепляются в системе правил, охватываемых понятием внутреннего трудового распорядка. По своей сути весь внутренний трудовой распорядок устанавливает режим управления работниками. Таким образом, подчинение трудовому распорядку включает в себя и контроль, и управление как частные случаи подчинения власти работодателя. Невозможность отграничения одного от другого подтверждается и материалами судебной практики. Суды зачастую выявляют признак несамостоятельности труда как целостный, не отделяя управления от подчинения <19>. Думается, такой подход выражает действительное совпадение категорий. В отличие от умозрительной конструкции законодателя, указавшего двойные термины, правоприменитель проявляет прагматичность мышления и избегает уточнений. Так, Верховный Суд РФ соединил обе категории: работник "подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя" <20>.
(Демидов Н.В.)
("Закон", 2022, N 10)Нормативное закрепление правил о подчиненности работника в международном и российском праве отличается смысловыми повторами. Так, ст. 15 и 56 Трудового кодекса РФ, Рекомендация Международной организации Труда N 198 разделяют два сущностных свойства субординации: 1) работа выполняется под контролем и управлением работодателя; 2) работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка. Суд также часто указывает их как отдельные характеристики <18>. Представляется, что содержание данных признаков во многом сходно. И контроль, и управление со стороны работодателя закрепляются в системе правил, охватываемых понятием внутреннего трудового распорядка. По своей сути весь внутренний трудовой распорядок устанавливает режим управления работниками. Таким образом, подчинение трудовому распорядку включает в себя и контроль, и управление как частные случаи подчинения власти работодателя. Невозможность отграничения одного от другого подтверждается и материалами судебной практики. Суды зачастую выявляют признак несамостоятельности труда как целостный, не отделяя управления от подчинения <19>. Думается, такой подход выражает действительное совпадение категорий. В отличие от умозрительной конструкции законодателя, указавшего двойные термины, правоприменитель проявляет прагматичность мышления и избегает уточнений. Так, Верховный Суд РФ соединил обе категории: работник "подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя" <20>.
Статья: Проблемы осуществления правосудия с использованием цифровых (информационных) технологий
(Кайль Я.Я., Усанова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Савицкий В.М. <2> считает, что термины "судебная власть" и "правосудие" выражают одно и то же понятие. Но они не являются синонимами. В термине "судебная власть" акцент делается на систему органов, осуществляющих эту власть, в то время как термин "правосудие" подчеркивает само содержание, предмет судебной власти. Правосудие - это вид государственной деятельности, заключающийся в рассмотрении и разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. В.М. Савицкий <3> выделил следующие специфические признаки этого явления. Правосудие осуществляется:
(Кайль Я.Я., Усанова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Савицкий В.М. <2> считает, что термины "судебная власть" и "правосудие" выражают одно и то же понятие. Но они не являются синонимами. В термине "судебная власть" акцент делается на систему органов, осуществляющих эту власть, в то время как термин "правосудие" подчеркивает само содержание, предмет судебной власти. Правосудие - это вид государственной деятельности, заключающийся в рассмотрении и разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. В.М. Савицкий <3> выделил следующие специфические признаки этого явления. Правосудие осуществляется:
Статья: О некоторых вопросах правового статуса арбитражного судопроизводства в современной России
(Новиков Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Тем не менее понятие и признаки экономического отношения до настоящего времени являются законодательно не определенными. Этот вопрос нуждается в серьезной доктринальной разработке и легальном закреплении.
(Новиков Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Тем не менее понятие и признаки экономического отношения до настоящего времени являются законодательно не определенными. Этот вопрос нуждается в серьезной доктринальной разработке и легальном закреплении.
Статья: Приговор суда первой инстанции: сущность, свойства, значение
(Гриненко А.В.)
("Российский судья", 2023, N 10)<1> Рябинина Т.К. Соотношение понятий "судебная власть", "правосудие", "уголовное судопроизводство" // Актуальные проблемы уголовного судопроизводства России: Сборник научных статей, посвященный 15-летию кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета. Курск, 2010. С. 24.
(Гриненко А.В.)
("Российский судья", 2023, N 10)<1> Рябинина Т.К. Соотношение понятий "судебная власть", "правосудие", "уголовное судопроизводство" // Актуальные проблемы уголовного судопроизводства России: Сборник научных статей, посвященный 15-летию кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета. Курск, 2010. С. 24.
Статья: К вопросу о соотношении гражданско-правового принципа добросовестности и норм о преюдиции
(Абросимов А.В.)
("Мировой судья", 2023, N 9)Как отмечают В.М. Ястребов и А.В. Ястребов, под преюдицией в России понимается признание не только вступивших в силу судебных актов, но и решений других органов <13>. Негативное отношение к подобной тенденции закономерно: судебная власть должна быть независима от других ветвей власти. Тем не менее в судебных спорах, в которых применяется понятие добросовестности, решения других властных органов обыкновенно не имеют преюдициального значения. В том же случае, если лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, это не должно служить основанием для применения ст. 10 ГК РФ, за исключением тех споров, в которых имеет место нарушение антимонопольного законодательства.
(Абросимов А.В.)
("Мировой судья", 2023, N 9)Как отмечают В.М. Ястребов и А.В. Ястребов, под преюдицией в России понимается признание не только вступивших в силу судебных актов, но и решений других органов <13>. Негативное отношение к подобной тенденции закономерно: судебная власть должна быть независима от других ветвей власти. Тем не менее в судебных спорах, в которых применяется понятие добросовестности, решения других властных органов обыкновенно не имеют преюдициального значения. В том же случае, если лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, это не должно служить основанием для применения ст. 10 ГК РФ, за исключением тех споров, в которых имеет место нарушение антимонопольного законодательства.