Понятие бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 306.1 "Понятие бюджетного нарушения" БК РФВместе с тем в статье 306.1 БК РФ, именуемой "понятие бюджетного нарушения", раскрывается его содержание как нарушения участниками бюджетного процесса: положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при формировании доходов и осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов и т.д.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об участии граждан РФ в бюджетном процессе в качестве участников бюджетного процесса и предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 06-10-10/01/125881)Вопрос: Об участии граждан РФ в бюджетном процессе в качестве участников бюджетного процесса и предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 06-10-10/01/125881)Вопрос: Об участии граждан РФ в бюджетном процессе в качестве участников бюджетного процесса и предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Часть третья. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 31.07.2025)Часть третья. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В статье анализируются основные тенденции реализации принципа участия граждан в бюджетном процессе, определены понятие, элементы, условия реализации данного принципа.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В статье анализируются основные тенденции реализации принципа участия граждан в бюджетном процессе, определены понятие, элементы, условия реализации данного принципа.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Глава 21. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Глава 21. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ.
Статья: Особенности правового регулирования участия граждан в бюджетном процессе
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Рассмотрение совокупности нормативных положений бюджетного законодательства Российской Федерации, определяющих понятие бюджетного процесса и состав его участников <5>, позволяет утверждать, что на нормативном уровне граждане не рассматриваются в качестве участников бюджетного процесса. Из данного утверждения также следует вывод об отсутствии у граждан бюджетных полномочий, поскольку согласно нормативному определению бюджетными полномочиями обладают только участники бюджетного процесса. Данную особенность следует рассматривать в совокупности с тем фактом, что уже более двух лет бюджетная система Российской Федерации основывается, помимо прочих, на принципе участия граждан в бюджетном процессе <6>.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Рассмотрение совокупности нормативных положений бюджетного законодательства Российской Федерации, определяющих понятие бюджетного процесса и состав его участников <5>, позволяет утверждать, что на нормативном уровне граждане не рассматриваются в качестве участников бюджетного процесса. Из данного утверждения также следует вывод об отсутствии у граждан бюджетных полномочий, поскольку согласно нормативному определению бюджетными полномочиями обладают только участники бюджетного процесса. Данную особенность следует рассматривать в совокупности с тем фактом, что уже более двух лет бюджетная система Российской Федерации основывается, помимо прочих, на принципе участия граждан в бюджетном процессе <6>.
Статья: Категориально-понятийная система бюджетного права: вопросы структуры и генезиса
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В бюджетном праве, например, понятие "участник бюджетного процесса" охвачено понятием "бюджетный процесс", тогда как последнее, в свою очередь, охвачено предельным понятием для бюджетного права - бюджетом. Важно подчеркнуть, что, являясь предельным в разрезе бюджетного права, понятие бюджета не является предельным в рамках всего финансового права, поскольку бюджет представляет собой форму общественных отношений, опосредующих движение денежных средств определенным образом, тогда как понятие "финансы" является более емким, охватывающим различные формы общественных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования фондов денежных средств. В цепочке "бюджет - финансы" именно финансы представляют собой предельное понятие в отраслевом разрезе, "возглавляя" категориально-понятийный аппарат всего финансового права.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В бюджетном праве, например, понятие "участник бюджетного процесса" охвачено понятием "бюджетный процесс", тогда как последнее, в свою очередь, охвачено предельным понятием для бюджетного права - бюджетом. Важно подчеркнуть, что, являясь предельным в разрезе бюджетного права, понятие бюджета не является предельным в рамках всего финансового права, поскольку бюджет представляет собой форму общественных отношений, опосредующих движение денежных средств определенным образом, тогда как понятие "финансы" является более емким, охватывающим различные формы общественных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования фондов денежных средств. В цепочке "бюджет - финансы" именно финансы представляют собой предельное понятие в отраслевом разрезе, "возглавляя" категориально-понятийный аппарат всего финансового права.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В то же время анализ положений гл. 18 проекта БК РФ позволяет прийти к выводу об отсутствии в проекте четкой концепции правового регулирования информационных отношений, возникающих в бюджетной сфере. На это указывает некоторая непоследовательность и неопределенность в правовом регулировании данных отношений, а также то обстоятельство, что разработчики проекта БК РФ не сразу смогли определиться с местом расположения информационных норм в структуре БК РФ. Так, в предыдущей редакции проекта БК РФ от 2016 г. аналогичная по содержанию и названию глава - гл. 4 "Информационное обеспечение в сфере бюджетных правоотношений" - была включена в разд. I "Общие положения"; в настоящей редакции проекта БК РФ эта глава под несколько измененным названием, но с таким же количеством, названием и сходным содержанием статей перенесена в разд. V "Участники бюджетного процесса" проекта БК РФ. Включение правовых норм, регулирующих информационное обеспечение бюджетного процесса и устанавливающих правовой режим бюджетно-информационных систем, в раздел "Участники бюджетного процесса" проекта БК РФ вызывает сомнение. Дело в том, что информационное обеспечение не ограничивается деятельностью субъектов информационных систем, под которыми предлагается понимать всех участников бюджетного процесса. Отметим в этой связи внутреннюю несогласованность положений проекта БК РФ: в ст. 149 проекта БК РФ, перечисляющей участников бюджетного процесса, такое понятие, как "субъекты информационных систем", отсутствует. Поэтому требует дополнительной проработки вопрос о тождественности понятий участников бюджетного процесса и субъектов информационных систем. Если указанные понятия тождественны, то в число полномочий участников бюджетного процесса, закрепляемых проектом БК РФ, необходимо включить полномочия в сфере информационного обеспечения бюджетного процесса. Также в проекте БК РФ сохраняется правовая неопределенность в отношении цифрового бюджета: в проекте БК РФ понятие цифрового бюджета отсутствует.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В то же время анализ положений гл. 18 проекта БК РФ позволяет прийти к выводу об отсутствии в проекте четкой концепции правового регулирования информационных отношений, возникающих в бюджетной сфере. На это указывает некоторая непоследовательность и неопределенность в правовом регулировании данных отношений, а также то обстоятельство, что разработчики проекта БК РФ не сразу смогли определиться с местом расположения информационных норм в структуре БК РФ. Так, в предыдущей редакции проекта БК РФ от 2016 г. аналогичная по содержанию и названию глава - гл. 4 "Информационное обеспечение в сфере бюджетных правоотношений" - была включена в разд. I "Общие положения"; в настоящей редакции проекта БК РФ эта глава под несколько измененным названием, но с таким же количеством, названием и сходным содержанием статей перенесена в разд. V "Участники бюджетного процесса" проекта БК РФ. Включение правовых норм, регулирующих информационное обеспечение бюджетного процесса и устанавливающих правовой режим бюджетно-информационных систем, в раздел "Участники бюджетного процесса" проекта БК РФ вызывает сомнение. Дело в том, что информационное обеспечение не ограничивается деятельностью субъектов информационных систем, под которыми предлагается понимать всех участников бюджетного процесса. Отметим в этой связи внутреннюю несогласованность положений проекта БК РФ: в ст. 149 проекта БК РФ, перечисляющей участников бюджетного процесса, такое понятие, как "субъекты информационных систем", отсутствует. Поэтому требует дополнительной проработки вопрос о тождественности понятий участников бюджетного процесса и субъектов информационных систем. Если указанные понятия тождественны, то в число полномочий участников бюджетного процесса, закрепляемых проектом БК РФ, необходимо включить полномочия в сфере информационного обеспечения бюджетного процесса. Также в проекте БК РФ сохраняется правовая неопределенность в отношении цифрового бюджета: в проекте БК РФ понятие цифрового бюджета отсутствует.
Статья: Четвертьвековая история Бюджетного кодекса Российской Федерации
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Для сравнения понятийного аппарата бюджетного законодательства, действовавшего до и после принятия БК РФ, можно привести в пример определение понятия "бюджетный процесс".
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Для сравнения понятийного аппарата бюджетного законодательства, действовавшего до и после принятия БК РФ, можно привести в пример определение понятия "бюджетный процесс".
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)В статье освещается проблематика инициативного бюджетирования с позиций практики его реализации и необходимости достижения консенсуса относительно уяснения смысла соответствующего понятия. Констатируется, что в науке бюджетного права уже длительное время идет процесс формирования новой категории - инициативное бюджетирование, которая призвана с максимальной степенью абстрактности обобщить научно-практические подходы и практики самостоятельного вида деятельности в ходе осуществления бюджетирования в целом. Само бюджетирование как понятие также анализируется в содержании публикации с позиций происхождения термина и его значения, отличий от понятия "бюджетный процесс". В статье рассмотрено значительное количество нормативных правовых актов и эмпирической информации о формировании практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, приведены факты изменения законодательства, направленные на правовое закрепление соответствующих общественных отношений. Особое внимание уделяется соотношению инициативного бюджетирования и принципа открытости (прозрачности) как одного из принципов бюджетной системы. Подчеркивается факт дополнения системы принципов бюджетной системы Российской Федерации новым принципом - участия граждан в бюджетном процессе, содержание которого еще предстоит раскрыть. Высказана поддержка о синонимичности понятий "инициативное" и "партисипаторное" бюджетирование. Предложено авторское определение понятия "инициативное бюджетирование".
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)В статье освещается проблематика инициативного бюджетирования с позиций практики его реализации и необходимости достижения консенсуса относительно уяснения смысла соответствующего понятия. Констатируется, что в науке бюджетного права уже длительное время идет процесс формирования новой категории - инициативное бюджетирование, которая призвана с максимальной степенью абстрактности обобщить научно-практические подходы и практики самостоятельного вида деятельности в ходе осуществления бюджетирования в целом. Само бюджетирование как понятие также анализируется в содержании публикации с позиций происхождения термина и его значения, отличий от понятия "бюджетный процесс". В статье рассмотрено значительное количество нормативных правовых актов и эмпирической информации о формировании практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, приведены факты изменения законодательства, направленные на правовое закрепление соответствующих общественных отношений. Особое внимание уделяется соотношению инициативного бюджетирования и принципа открытости (прозрачности) как одного из принципов бюджетной системы. Подчеркивается факт дополнения системы принципов бюджетной системы Российской Федерации новым принципом - участия граждан в бюджетном процессе, содержание которого еще предстоит раскрыть. Высказана поддержка о синонимичности понятий "инициативное" и "партисипаторное" бюджетирование. Предложено авторское определение понятия "инициативное бюджетирование".
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Регулирование предоставления и использования субсидии частными субъектами на текущий момент определяется статьями 78 - 78.4 БК РФ, регулирование субсидий, предоставляемых участникам бюджетных правоотношений, - статьями 138.1, 139, 142.2, 142.3 БК РФ. Примечательно то, что определение субсидии, применяемое в отношениях между участниками бюджетного процесса, конкретизировано более детально, нежели определение субсидии, используемое в отношениях частных субъектов (вопросы по целям, определяемым в ст. 78 БК РФ, отсутствуют, поскольку детально регламентирован порядок). Например, в статье 138.1 БК РФ четко обозначено, что субсидии - это межбюджетные трансферы, которые выделяются для софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Не совсем ясно, чем руководствовался законодатель, когда исключал понятие субсидии из статьи 6 БК РФ. Полагаем, что достаточно было бы внести соответствующие изменения в определение понятия субсидии либо разграничить понятия субсидии, используемые для частных субъектов и субъектов бюджетного процесса.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Регулирование предоставления и использования субсидии частными субъектами на текущий момент определяется статьями 78 - 78.4 БК РФ, регулирование субсидий, предоставляемых участникам бюджетных правоотношений, - статьями 138.1, 139, 142.2, 142.3 БК РФ. Примечательно то, что определение субсидии, применяемое в отношениях между участниками бюджетного процесса, конкретизировано более детально, нежели определение субсидии, используемое в отношениях частных субъектов (вопросы по целям, определяемым в ст. 78 БК РФ, отсутствуют, поскольку детально регламентирован порядок). Например, в статье 138.1 БК РФ четко обозначено, что субсидии - это межбюджетные трансферы, которые выделяются для софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Не совсем ясно, чем руководствовался законодатель, когда исключал понятие субсидии из статьи 6 БК РФ. Полагаем, что достаточно было бы внести соответствующие изменения в определение понятия субсидии либо разграничить понятия субсидии, используемые для частных субъектов и субъектов бюджетного процесса.