Понятие аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ"Поскольку действующее законодательство не предполагает возложение на налоговую службу обязанностей по проведению проверок всех юридических и физических лиц, состоящих на налоговом учете; понятие налогового контроля не тождественно понятию "аудит" и не предполагает охват проверками всех налоговых периодов в отношении всех налогоплательщиков, с учетом положений статей 31, 32, 82 Налогового кодекса Российской Федерации суды обоснованно не усмотрели во вменяемом Обществом бездействии по непроведению проверок нарушений требований закона, а также признали недоказанным факт противоправности действий (бездействия) налоговых органов в доначислении Обществу налогов по результатам налоговой проверки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества1. Проведение инициативного аудита акционерного общества
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"3. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"3. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Статья: Сравнительно-правовой анализ изменения содержания правовой категории "аудиторская деятельность" в российской правовой системе
(Стрелкова Е.Б.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Впервые понятие "аудиторская деятельность" было дано во Временных правилах аудиторской деятельности 1993 г. <4> (далее - Временные правила) <5> и отождествлено с понятием "аудит". Данные правовые категории определялись как деятельность, состоящая из двух элементов: независимых вневедомственных проверок финансовой отчетности и оказания иных аудиторских услуг <6>.
(Стрелкова Е.Б.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Впервые понятие "аудиторская деятельность" было дано во Временных правилах аудиторской деятельности 1993 г. <4> (далее - Временные правила) <5> и отождествлено с понятием "аудит". Данные правовые категории определялись как деятельность, состоящая из двух элементов: независимых вневедомственных проверок финансовой отчетности и оказания иных аудиторских услуг <6>.
Статья: Таможенные органы как субъекты таможенного контроля после выпуска товаров
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие правовой статус таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров. Целью работы является анализ правового статуса субъектов таможенного контроля, выявление и разрешение проблемных аспектов, возникающих при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров. Актуальность работы обусловлена тем, что таможенный контроль после выпуска товаров позволяет ослабить административное давление на лиц, перемещающих товары через таможенную границу Евразийского экономического союза, на этапе совершения таможенных операций до выпуска товаров, а также способствует обеспечению баланса между применением таможенными органами процедур упрощения таможенных формальностей и процедур контроля за соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Использовалась совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, авторами активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства. Также использовались логический метод; метод системно-структурного анализа; сравнительно-правовой метод. В результате научного исследования были получены следующие выводы: 1. Установлена ориентация деятельности таможенных органов на соблюдение баланса публичных и частных интересов, на стимулирование добросовестного поведения участников ВЭД. Таможенный контроль становится не только инструментом контроля, но и инструментом профилактики нарушений таможенного законодательства. 2. Отсутствие в законодательстве ЕАЭС понятия "таможенный аудит" противоречит международному законодательству (Киотская конвенция) и национальному законодательству (Стратегия 2030). Необходимо регламентировать таможенный аудит, но остается неразрешенным вопрос, к какой категории его отнести. Исходя из понятия таможенного контроля таможенный аудит нельзя отнести ни к формам, ни к мерам таможенного контроля, поэтому видится возможным предложить внедрить в таможенную деятельность новое юридическое лицо, являющееся субъектом деятельности в сфере таможенного дела, включенное в реестр таможенных органов, осуществляющее таможенный аудит, т.е. оказывающее услугу по оценке деятельности участников ВЭД по ее соответствию таможенному законодательству ЕАЭС. Соответствующие статьи, регламентирующие правовой статус таможенного аудитора, необходимо внести в разд. VIII ТК ЕАЭС "Деятельность в области таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор".
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие правовой статус таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров. Целью работы является анализ правового статуса субъектов таможенного контроля, выявление и разрешение проблемных аспектов, возникающих при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров. Актуальность работы обусловлена тем, что таможенный контроль после выпуска товаров позволяет ослабить административное давление на лиц, перемещающих товары через таможенную границу Евразийского экономического союза, на этапе совершения таможенных операций до выпуска товаров, а также способствует обеспечению баланса между применением таможенными органами процедур упрощения таможенных формальностей и процедур контроля за соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Использовалась совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, авторами активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства. Также использовались логический метод; метод системно-структурного анализа; сравнительно-правовой метод. В результате научного исследования были получены следующие выводы: 1. Установлена ориентация деятельности таможенных органов на соблюдение баланса публичных и частных интересов, на стимулирование добросовестного поведения участников ВЭД. Таможенный контроль становится не только инструментом контроля, но и инструментом профилактики нарушений таможенного законодательства. 2. Отсутствие в законодательстве ЕАЭС понятия "таможенный аудит" противоречит международному законодательству (Киотская конвенция) и национальному законодательству (Стратегия 2030). Необходимо регламентировать таможенный аудит, но остается неразрешенным вопрос, к какой категории его отнести. Исходя из понятия таможенного контроля таможенный аудит нельзя отнести ни к формам, ни к мерам таможенного контроля, поэтому видится возможным предложить внедрить в таможенную деятельность новое юридическое лицо, являющееся субъектом деятельности в сфере таможенного дела, включенное в реестр таможенных органов, осуществляющее таможенный аудит, т.е. оказывающее услугу по оценке деятельности участников ВЭД по ее соответствию таможенному законодательству ЕАЭС. Соответствующие статьи, регламентирующие правовой статус таможенного аудитора, необходимо внести в разд. VIII ТК ЕАЭС "Деятельность в области таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор".
Статья: Аудит управления персоналом в управляющих организациях
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)В статье исследованы подходы к понятию "аудит управления персоналом" и сформулировано определение аудита управления персоналом с точки зрения процессного подхода. В работе представлено описание процесса аудита управления персоналом, его элементов и последовательности, предложены стратегия и план аудита управления персоналом управляющей организации, определены контрольные процедуры аудита управления персоналом управляющей организации, сформулированы требования к структуре и содержанию отчета по результатам аудита управления персоналом.
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)В статье исследованы подходы к понятию "аудит управления персоналом" и сформулировано определение аудита управления персоналом с точки зрения процессного подхода. В работе представлено описание процесса аудита управления персоналом, его элементов и последовательности, предложены стратегия и план аудита управления персоналом управляющей организации, определены контрольные процедуры аудита управления персоналом управляющей организации, сформулированы требования к структуре и содержанию отчета по результатам аудита управления персоналом.
Статья: Аудиторский финансовый контроль: сочетание интересов государства и хозяйствующих субъектов
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)В доктрине финансового права существует множество понятий аудита, которые нередко отличаются от легального определения указанного понятия. Наиболее близкой к законодательной трактовке аудита следует признать авторскую дефиницию, разработанную А.Н. Зевайкиной, в которой под аудиторским финансовым контролем (аудитом) понимается "предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц) с целью выражения мнения о ее достоверности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации" <1>.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)В доктрине финансового права существует множество понятий аудита, которые нередко отличаются от легального определения указанного понятия. Наиболее близкой к законодательной трактовке аудита следует признать авторскую дефиницию, разработанную А.Н. Зевайкиной, в которой под аудиторским финансовым контролем (аудитом) понимается "предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц) с целью выражения мнения о ее достоверности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации" <1>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования бухгалтерского учета и аудита, понятие бухгалтерского учета и аудита, дать характеристику и указать значение федеральных стандартов финансовой отчетности, отраслевых стандартов финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности, учетной политики организаций;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования бухгалтерского учета и аудита, понятие бухгалтерского учета и аудита, дать характеристику и указать значение федеральных стандартов финансовой отчетности, отраслевых стандартов финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности, учетной политики организаций;
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Вопрос: В каких случаях проведение аудиторской проверки обязательно?
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Введение Петром I понятия "аудит" в качестве государственного финансового контроля узкой направленности в сфере имущественных отношений в армии <2> способствовало тому, что аудиторами в Российской империи чаще всего именовали военных делопроизводителей и законников, чиновников для военного судопроизводства <3>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Введение Петром I понятия "аудит" в качестве государственного финансового контроля узкой направленности в сфере имущественных отношений в армии <2> способствовало тому, что аудиторами в Российской империи чаще всего именовали военных делопроизводителей и законников, чиновников для военного судопроизводства <3>.