Понятие администратор бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие администратор бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О понятиях "главный администратор бюджетных средств" и "главный распорядитель бюджетных средств"; о возложении администрацией городского округа полномочий и функций главного распорядителя бюджетных средств на структурные подразделения, не имеющие статуса юрлица.
(Письмо Минфина России от 15.10.2015 N 02-01-10/59024)1. Понятие "главный администратор бюджетных средств", введенное статьей 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), по мнению Департамента, является обобщающим и применимо к отношениям и нормам, распространяющимся одновременно на главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
(Письмо Минфина России от 15.10.2015 N 02-01-10/59024)1. Понятие "главный администратор бюджетных средств", введенное статьей 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), по мнению Департамента, является обобщающим и применимо к отношениям и нормам, распространяющимся одновременно на главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)С нашей точки зрения, в ст. 99 Закона N 44-ФЗ, а также в ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо добавить понятие "ведомственный финансовый контроль". Фактически ведомственный финансовый контроль представляет собой внутренний финансовый контроль (аудит), реализуемый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений. При этом следует указать, что ведомственный финансовый контроль не должен дублировать деятельность органов государственного финансового контроля.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)С нашей точки зрения, в ст. 99 Закона N 44-ФЗ, а также в ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо добавить понятие "ведомственный финансовый контроль". Фактически ведомственный финансовый контроль представляет собой внутренний финансовый контроль (аудит), реализуемый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений. При этом следует указать, что ведомственный финансовый контроль не должен дублировать деятельность органов государственного финансового контроля.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
(ред. от 31.07.2025)Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 165 БК РФ Минфин России устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита, осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля. Например, Приказом Минфина России от 03.10.2024 N 437 утверждены Методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 165 БК РФ Минфин России устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита, осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля. Например, Приказом Минфина России от 03.10.2024 N 437 утверждены Методические указания по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфин России предлагает понимать под финансовым менеджментом организацию и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий. В свою очередь, под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Отметим, что понятие бюджетных рисков, бюджетных процедур уже приведено в ФС ВФА. Наличие дублирующих норм также усложняет понимание при правоприменении. Статьей 157 "Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ Федеральное казначейство наделено компетентными полномочиями. Так, Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита <26>.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфин России предлагает понимать под финансовым менеджментом организацию и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий. В свою очередь, под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Отметим, что понятие бюджетных рисков, бюджетных процедур уже приведено в ФС ВФА. Наличие дублирующих норм также усложняет понимание при правоприменении. Статьей 157 "Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ Федеральное казначейство наделено компетентными полномочиями. Так, Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита <26>.
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В настоящий момент в перечень субъектов бюджетных нарушений, в отношении которых применяются меры бюджетного принуждения, входят высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации), финансовые органы (органы управления государственным внебюджетным фондом), главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, государственные (муниципальные) заказчики. Представленный перечень субъектов является закрытым, т.е. он исчерпывающий, и, следовательно, иные субъекты не могут стать субъектами бюджетных нарушений. С точки зрения юридической техники такое явление можно определить как усеченность субъектного состава. Изложение перечня субъектов требует большей четкости: либо требуется подробно перечислить всех участников бюджетных отношений, к которым применимы меры бюджетного принуждения, либо в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ раскрыть понятие "субъекты бюджетного нарушения".
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В настоящий момент в перечень субъектов бюджетных нарушений, в отношении которых применяются меры бюджетного принуждения, входят высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации), финансовые органы (органы управления государственным внебюджетным фондом), главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, государственные (муниципальные) заказчики. Представленный перечень субъектов является закрытым, т.е. он исчерпывающий, и, следовательно, иные субъекты не могут стать субъектами бюджетных нарушений. С точки зрения юридической техники такое явление можно определить как усеченность субъектного состава. Изложение перечня субъектов требует большей четкости: либо требуется подробно перечислить всех участников бюджетных отношений, к которым применимы меры бюджетного принуждения, либо в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ раскрыть понятие "субъекты бюджетного нарушения".
Статья: Формирование, ведение и утверждение реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Термин "бюджетный риск" раскрыт в Федеральном стандарте ВФА "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном Приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н (далее - Стандарт ВФА N 196н). Под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Термин "бюджетный риск" раскрыт в Федеральном стандарте ВФА "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном Приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н (далее - Стандарт ВФА N 196н). Под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.