Пониженные тарифы страховых взносов 2016
Подборка наиболее важных документов по запросу Пониженные тарифы страховых взносов 2016 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений при обосновании НМЦК
(КонсультантПлюс, 2025)при закупке услуг по ОСАГО применен тарифный метод, но в качестве НМЦК неверно использовано минимальное значение базовой ставки страхового тарифа
(КонсультантПлюс, 2025)при закупке услуг по ОСАГО применен тарифный метод, но в качестве НМЦК неверно использовано минимальное значение базовой ставки страхового тарифа
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Наибольшее количество рассмотренных судами споров связано с установлением возможности включения доходов от определенной деятельности в состав доходов, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов. До 2017 г. имело место разрешение судами споров в пользу плательщиков взносов, являющихся лицензиатами ПО (дела N А76-1211/2016 <28>, А50-25116/2015 <29>, А76-4647/2016 <30>). Затем состоялся поворот судебной практики: доход от реализации третьим лицам прав, полученных плательщиком сборов по лицензионным договорам, перестал признаваться подлежащим включению в состав доходов, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов (дела N А50-7678/2016 <31>, А50-22827/2016 <32>, А50-1441/2018 <33>, А71-6886/2020 <34>). В приведенных спорах плательщики взносов осуществляли деятельность по предоставлению третьим лицам прав на ПО, разработчиками которых сами плательщики взносов не являлись. При этом осуществляемую ими деятельность в отношении ПО плательщики-лицензиаты относили к деятельности по модификации ПО. После включения норм о страховых взносах в НК РФ суды перестали соглашаться с данной позицией.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Наибольшее количество рассмотренных судами споров связано с установлением возможности включения доходов от определенной деятельности в состав доходов, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов. До 2017 г. имело место разрешение судами споров в пользу плательщиков взносов, являющихся лицензиатами ПО (дела N А76-1211/2016 <28>, А50-25116/2015 <29>, А76-4647/2016 <30>). Затем состоялся поворот судебной практики: доход от реализации третьим лицам прав, полученных плательщиком сборов по лицензионным договорам, перестал признаваться подлежащим включению в состав доходов, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов (дела N А50-7678/2016 <31>, А50-22827/2016 <32>, А50-1441/2018 <33>, А71-6886/2020 <34>). В приведенных спорах плательщики взносов осуществляли деятельность по предоставлению третьим лицам прав на ПО, разработчиками которых сами плательщики взносов не являлись. При этом осуществляемую ими деятельность в отношении ПО плательщики-лицензиаты относили к деятельности по модификации ПО. После включения норм о страховых взносах в НК РФ суды перестали соглашаться с данной позицией.
Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, получившей статус участника СЭЗ в Крыму и г. Севастополе в 2016 г.
(Письмо Минфина России от 10.02.2023 N 03-15-06/10955)Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, получившей статус участника СЭЗ в Крыму и г. Севастополе в 2016 г.
(Письмо Минфина России от 10.02.2023 N 03-15-06/10955)Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, получившей статус участника СЭЗ в Крыму и г. Севастополе в 2016 г.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 448-ФЗ, действующей в 2017 году) для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Законом N 377-ФЗ, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 448-ФЗ, действующей в 2017 году) для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Законом N 377-ФЗ, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Решение Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935
<Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250) Федеральный закон о страховых взносах с 1 января 2017 г. признан утратившим силу (пункт 5 статьи 18), а НК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" дополнен разделом XI, в котором статьей 427 для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения (пункт 8 статьи 2).
<Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250) Федеральный закон о страховых взносах с 1 января 2017 г. признан утратившим силу (пункт 5 статьи 18), а НК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" дополнен разделом XI, в котором статьей 427 для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения (пункт 8 статьи 2).
Статья: Проблемы закрепления института льгот по уплате страховых взносов как инструмента социальной политики Российской Федерации
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Подтверждает возможность причисления пониженных тарифов страховых взносов к институту налоговых льгот и практика Конституционного Суда Российской Федерации. Анализ Определения Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. N 517-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Защита" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" позволяет обнаружить следующее. Конституционный Суд РФ вынес Определение исходя из распространения положений ст. 57 Конституции РФ, текст которой упоминает исключительно "налоги и сборы". Следовательно, несмотря на отсутствие в тексте нормы закона понятия "страховой взнос", но учитывая его фискальную функцию, положения, касающиеся налогов и сборов, в том числе и льгот по ним, можно экстраполировать на страховые взносы.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Подтверждает возможность причисления пониженных тарифов страховых взносов к институту налоговых льгот и практика Конституционного Суда Российской Федерации. Анализ Определения Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. N 517-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Защита" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" позволяет обнаружить следующее. Конституционный Суд РФ вынес Определение исходя из распространения положений ст. 57 Конституции РФ, текст которой упоминает исключительно "налоги и сборы". Следовательно, несмотря на отсутствие в тексте нормы закона понятия "страховой взнос", но учитывая его фискальную функцию, положения, касающиеся налогов и сборов, в том числе и льгот по ним, можно экстраполировать на страховые взносы.
Статья: Применение налоговых льгот КФХ - участником СЭЗ
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)На основании пп. 11 п. 1 и пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% <5> в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным названным Законом.
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)На основании пп. 11 п. 1 и пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% <5> в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным названным Законом.
Статья: ЕРРРП: как попасть в реестр производителю радиоэлектроники и какие это дает преимущества
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 19)О пониженных тарифах страховых взносов вы узнаете: 2024, N 16, с. 16.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 19)О пониженных тарифах страховых взносов вы узнаете: 2024, N 16, с. 16.
Вопрос: О применении пониженных ставок налога на прибыль и тарифов страховых взносов организацией, получившей статус участника СЭЗ в г. Севастополе в 2016 г. и имеющей обособленное подразделение в Крыму.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-03-06/1/124995)Вопрос: О применении пониженных ставок налога на прибыль и тарифов страховых взносов организацией, получившей статус участника СЭЗ в г. Севастополе в 2016 г. и имеющей обособленное подразделение в Крыму.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-03-06/1/124995)Вопрос: О применении пониженных ставок налога на прибыль и тарифов страховых взносов организацией, получившей статус участника СЭЗ в г. Севастополе в 2016 г. и имеющей обособленное подразделение в Крыму.
Вопрос: О соблюдении критерия о сумме доходов в целях применения освобождения от НДС с 01.10.2025 и пониженного тарифа страховых взносов с 01.01.2026 организацией, оказывающей услуги общественного питания.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-07-07/88081)Таким образом, одним из условий применения упомянутого единого пониженного тарифа страховых взносов является отнесение вышеуказанных плательщиков к субъектам МСП в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 09.09.2025 N 03-07-07/88081)Таким образом, одним из условий применения упомянутого единого пониженного тарифа страховых взносов является отнесение вышеуказанных плательщиков к субъектам МСП в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.
Готовое решение: Как начислить на выплаты по гражданско-правовым договорам страховые взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, пониженные тарифы для ИТ-компаний применяются к выплатам по договорам ГПХ. Такой вывод основан на том, что база для расчета страховых взносов определяется исходя из выплат и по трудовым договорам, и по договорам ГПХ. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к виду договора (трудовой или гражданско-правовой), по которому осуществляется выплата, для применения пониженных тарифов. Это следует из п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421, пп. 3 п. 1, п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, Писем Минфина России от 17.08.2018 N 03-15-06/58587, от 23.12.2016 N 03-04-12/77644. Разъяснения Минфина России основаны на недействующей редакции Налогового кодекса РФ, но в части применения ИТ-компаниями пониженных тарифов страховых взносов к выплатам по договорам ГПХ они актуальны и сейчас.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, пониженные тарифы для ИТ-компаний применяются к выплатам по договорам ГПХ. Такой вывод основан на том, что база для расчета страховых взносов определяется исходя из выплат и по трудовым договорам, и по договорам ГПХ. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к виду договора (трудовой или гражданско-правовой), по которому осуществляется выплата, для применения пониженных тарифов. Это следует из п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421, пп. 3 п. 1, п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, Писем Минфина России от 17.08.2018 N 03-15-06/58587, от 23.12.2016 N 03-04-12/77644. Разъяснения Минфина России основаны на недействующей редакции Налогового кодекса РФ, но в части применения ИТ-компаниями пониженных тарифов страховых взносов к выплатам по договорам ГПХ они актуальны и сейчас.