Понижение цены на торгах
Подборка наиболее важных документов по запросу Понижение цены на торгах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация не согласна с претензией о создании картеля для влияния на торги
(КонсультантПлюс, 2025)заключением специалиста о том, что снижение участником цены на торгах было бы экономически не обоснованным и отказ от дополнительного снижения не связан с поддержанием цены на торгах >>>
(КонсультантПлюс, 2025)заключением специалиста о том, что снижение участником цены на торгах было бы экономически не обоснованным и отказ от дополнительного снижения не связан с поддержанием цены на торгах >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение договора на торгах
(КонсультантПлюс, 2025)"...При этом пассивное поведение одного из участников торгов либо отказ от участия в торгах после подачи заявки сами по себе не являются следствием участия в ограничивающем конкуренцию соглашении на торгах. В частности, не образует соглашения, запрет на совершение которого установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона, участие в торгах нескольких хозяйствующих субъектов, не связанное с повышением, снижением или поддержанием цен на торгах, но направленное на то, чтобы торги были признаны состоявшимися и к ним не применялись правила заключения договора с единственным участником... или последствия участия в торгах одного лица... Если в реализации указанных целей участвовал заказчик (организатор торгов), то его действия при наличии оснований могут быть квалифицированы в качестве нарушения статьи 17 (в частности, пункта 1 части 1) Закона о защите конкуренции..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...При этом пассивное поведение одного из участников торгов либо отказ от участия в торгах после подачи заявки сами по себе не являются следствием участия в ограничивающем конкуренцию соглашении на торгах. В частности, не образует соглашения, запрет на совершение которого установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона, участие в торгах нескольких хозяйствующих субъектов, не связанное с повышением, снижением или поддержанием цен на торгах, но направленное на то, чтобы торги были признаны состоявшимися и к ним не применялись правила заключения договора с единственным участником... или последствия участия в торгах одного лица... Если в реализации указанных целей участвовал заказчик (организатор торгов), то его действия при наличии оснований могут быть квалифицированы в качестве нарушения статьи 17 (в частности, пункта 1 части 1) Закона о защите конкуренции..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проводить открытый аукцион для закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как принять заявки на участие в открытом аукционе и провести торги (снижение цены) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как принять заявки на участие в открытом аукционе и провести торги (снижение цены) по Закону N 223-ФЗ
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если работы (услуги) по контракту заказчик принял и оплатил, но контрольный орган выявил переплату
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 3: Взыскание неправомерно, если переплата связана с завышением заказчиком НМЦК, но оно нивелировано снижением цены контракта в ходе торгов.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если работы (услуги) по контракту заказчик принял и оплатил, но контрольный орган выявил переплату
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 3: Взыскание неправомерно, если переплата связана с завышением заказчиком НМЦК, но оно нивелировано снижением цены контракта в ходе торгов.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
(ред. от 04.11.2025)2. Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, -
(ред. от 17.11.2025)2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно повлекло повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, -
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)также предусматривается право ломбарда, в случае объявления торгов несостоявшимися, снижать начальную цену вещи при проведении повторных торгов, но не более чем на десять процентов ниже начальной цены на предыдущих торгах. Кроме того, в случае, если невостребованная вещь по каким-либо причинам не может быть реализована по цене, равной либо незначительно отличающейся от суммы ее оценки (существенное изменение конъюнктуры цен, ошибка сотрудника ломбарда при определении суммы оценки при приеме вещи), предусматривается право ломбарда проводить повторные торги посредством публичного предложения. Необходимость наделения ломбарда правом проводить повторные торги посредством публичного предложения, то есть посредством поэтапного снижения цены во время торгов, обусловлена следующим. Темп роста суммы обязательств заемщика перед ломбардом очень высок (средняя процентная ставка по займам в ломбарде составляет порядка 15% в месяц). В свою очередь, в соответствии со ст. 448 части первой ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Соответственно, в случае возникновения необходимости проведения каждого повторного аукциона размер превышения суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика значительно снижается. Более того, существенно снижается сама вероятность возникновения такого превышения, подлежащего возврату заемщику;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)также предусматривается право ломбарда, в случае объявления торгов несостоявшимися, снижать начальную цену вещи при проведении повторных торгов, но не более чем на десять процентов ниже начальной цены на предыдущих торгах. Кроме того, в случае, если невостребованная вещь по каким-либо причинам не может быть реализована по цене, равной либо незначительно отличающейся от суммы ее оценки (существенное изменение конъюнктуры цен, ошибка сотрудника ломбарда при определении суммы оценки при приеме вещи), предусматривается право ломбарда проводить повторные торги посредством публичного предложения. Необходимость наделения ломбарда правом проводить повторные торги посредством публичного предложения, то есть посредством поэтапного снижения цены во время торгов, обусловлена следующим. Темп роста суммы обязательств заемщика перед ломбардом очень высок (средняя процентная ставка по займам в ломбарде составляет порядка 15% в месяц). В свою очередь, в соответствии со ст. 448 части первой ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Соответственно, в случае возникновения необходимости проведения каждого повторного аукциона размер превышения суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика значительно снижается. Более того, существенно снижается сама вероятность возникновения такого превышения, подлежащего возврату заемщику;
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Любые действия или совокупность действий участников на организованных торгах, направленные на повышение, понижение или поддержание цен на торгах, противоречат принципам законодательства. Такие действия могут быть связаны с договоренностью не только контрагентов, являющихся конкурентами в бизнесе, но и юридических лиц, сотрудничающих в предпринимательской деятельности. И в том и в другом случае могут возникнуть проблемы не только ущемления интересов других лиц (участников торгов и их клиентов на определенный момент), но и свободного ценообразования.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Любые действия или совокупность действий участников на организованных торгах, направленные на повышение, понижение или поддержание цен на торгах, противоречат принципам законодательства. Такие действия могут быть связаны с договоренностью не только контрагентов, являющихся конкурентами в бизнесе, но и юридических лиц, сотрудничающих в предпринимательской деятельности. И в том и в другом случае могут возникнуть проблемы не только ущемления интересов других лиц (участников торгов и их клиентов на определенный момент), но и свободного ценообразования.
Статья: Комментарий к Постановлению КС РФ от 30.03.2023 N 12-П
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Законодательство запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Подобные соглашения могут заключаться как в письменной, так и в устной форме и признаются картельными (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)).
(Кислов С.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Законодательство запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Подобные соглашения могут заключаться как в письменной, так и в устной форме и признаются картельными (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)).
Статья: Перспективы применения критерия de minimis в делах о картелях
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Однако есть и позитивные тенденции: декларация законности взаимодействия конкурентов, направленного, как и для любой коммерческой организации, по своей сути на извлечение выгоды без цели ограничения конкуренции (п. 20 Постановления Пленума). Данное уточнение заблокировало для ФАС возможность однозначного и автоматического признания любых деловых связей с конкурентами доказанным сговором. В пункте 24 ВС РФ подчеркнул необходимость оценивания доказательств вины объединения хозяйствующих обществ именно в своей совокупности. Очевидно, что факты в отрыве от причинно-следственной связи и интенции на искусственное завышение цен не следует однозначно воспринимать как картельное соглашение. В частности, благодаря ВС РФ суды <15> со ссылкой на п. 24 Постановления оценивают процесс снижения цены на торгах на предмет типичности ситуации, обыкновенности хода торгов в определенных категориях товаров. Подлежит анализу и выявление наличия признаков единой стратегии в поведении объединившихся субъектов, рассматривается способность такой стратегии привести к ограничению конкуренции и извлечению выгоды из картеля.
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Однако есть и позитивные тенденции: декларация законности взаимодействия конкурентов, направленного, как и для любой коммерческой организации, по своей сути на извлечение выгоды без цели ограничения конкуренции (п. 20 Постановления Пленума). Данное уточнение заблокировало для ФАС возможность однозначного и автоматического признания любых деловых связей с конкурентами доказанным сговором. В пункте 24 ВС РФ подчеркнул необходимость оценивания доказательств вины объединения хозяйствующих обществ именно в своей совокупности. Очевидно, что факты в отрыве от причинно-следственной связи и интенции на искусственное завышение цен не следует однозначно воспринимать как картельное соглашение. В частности, благодаря ВС РФ суды <15> со ссылкой на п. 24 Постановления оценивают процесс снижения цены на торгах на предмет типичности ситуации, обыкновенности хода торгов в определенных категориях товаров. Подлежит анализу и выявление наличия признаков единой стратегии в поведении объединившихся субъектов, рассматривается способность такой стратегии привести к ограничению конкуренции и извлечению выгоды из картеля.
Статья: Справочники оценщика недвижимости - наиболее часто задаваемые вопросы
(Лейфер Л.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)3) третья причина связана с особенностью российского рынка. Так, отсутствие реальных данных о сделках делает невозможным прямое определение значений скидок на торг. Попытки заменить такие скидки значением величины снижения цены на торгах приводит к искажению расчетной рыночной стоимости. Также из анализа рыночных данных весьма сложно получить сведения о прибыли предпринимателя при управлении недвижимостью.
(Лейфер Л.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)3) третья причина связана с особенностью российского рынка. Так, отсутствие реальных данных о сделках делает невозможным прямое определение значений скидок на торг. Попытки заменить такие скидки значением величины снижения цены на торгах приводит к искажению расчетной рыночной стоимости. Также из анализа рыночных данных весьма сложно получить сведения о прибыли предпринимателя при управлении недвижимостью.
Статья: Продажа утраченного предмета залога. Часть 1: обращение взыскания на утраченный предмет залога
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 3)С другой стороны, в п. 64 Постановления Пленума N 23 указано, что уклонение должника или третьего лица, во владении которого находится предмет залога, от его передачи залогодержателю для последующей реализации является примером действий, которые могут стать причиной срыва обращения взыскания или реализации предмета залога во внесудебном порядке. Само по себе это правило тоже однозначно не свидетельствует о необходимости получения владения залогодержателем владения. Запрет данное правило не содержит. О невозможности обращения взыскания или реализации тоже не говорится. Например, торги могут быть признаны несостоявшимися, так как никто не захотел приобретать отсутствующую вещь. Но ведь может быть и такое, что участник торгов согласится с отсутствием вещи и будет готов при снижении цены на торгах приобрести право собственности с необходимостью отыскивать вещь в будущем. У отсутствия вещи могут быть разные причины. Это не только кража неустановленным лицом, но и нахождение вещи в труднодоступном месте, где осуществлялись строительные работы. Никто не знает, находится ли там вещь, но высока вероятность, что она там. Надежда на получение вещи в некоторых случаях лучше прекращения залогового права.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 3)С другой стороны, в п. 64 Постановления Пленума N 23 указано, что уклонение должника или третьего лица, во владении которого находится предмет залога, от его передачи залогодержателю для последующей реализации является примером действий, которые могут стать причиной срыва обращения взыскания или реализации предмета залога во внесудебном порядке. Само по себе это правило тоже однозначно не свидетельствует о необходимости получения владения залогодержателем владения. Запрет данное правило не содержит. О невозможности обращения взыскания или реализации тоже не говорится. Например, торги могут быть признаны несостоявшимися, так как никто не захотел приобретать отсутствующую вещь. Но ведь может быть и такое, что участник торгов согласится с отсутствием вещи и будет готов при снижении цены на торгах приобрести право собственности с необходимостью отыскивать вещь в будущем. У отсутствия вещи могут быть разные причины. Это не только кража неустановленным лицом, но и нахождение вещи в труднодоступном месте, где осуществлялись строительные работы. Никто не знает, находится ли там вещь, но высока вероятность, что она там. Надежда на получение вещи в некоторых случаях лучше прекращения залогового права.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного суда Российской Федерации по вопросам частного права за июль 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)б) решением регионального управления ФАС России установлено, что от реализации картельного соглашения ущерба не возникло, работы по заключенным муниципальным контрактам выполнены и приняты, требований о признании недействительными самих муниципальных контрактов, по которым выполнены работы и произведены расчеты, истец не заявил, вопрос о возмещении убытков от воспрепятствования снижению цены на торгах также не ставил;
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)б) решением регионального управления ФАС России установлено, что от реализации картельного соглашения ущерба не возникло, работы по заключенным муниципальным контрактам выполнены и приняты, требований о признании недействительными самих муниципальных контрактов, по которым выполнены работы и произведены расчеты, истец не заявил, вопрос о возмещении убытков от воспрепятствования снижению цены на торгах также не ставил;
Готовое решение: Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Аукцион - торговая процедура, победителем которой станет участник, предложивший самую выгодную цену договора, а если в ходе торгов цена была снижена до нуля - самую высокую цену за право заключить договор (ч. 18 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Выберите аукцион, если вы можете установить исчерпывающие требования к предмету договора и для выбора контрагента вас интересует только предложенная им цена.
(КонсультантПлюс, 2025)Аукцион - торговая процедура, победителем которой станет участник, предложивший самую выгодную цену договора, а если в ходе торгов цена была снижена до нуля - самую высокую цену за право заключить договор (ч. 18 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Выберите аукцион, если вы можете установить исчерпывающие требования к предмету договора и для выбора контрагента вас интересует только предложенная им цена.
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)Определите цену контракта. Если по результатам процедуры определения поставщика контракт заключается с победителем торгов или единственным поставщиком, который не предложил снижение цены, заключайте контракт по вашей НМЦК. Если было снижение цены, то определяйте цену контракта путем снижения вашей НМЦК пропорционально предложенному участником закупки снижению суммы начальных (максимальных) цен всех контрактов. При закупке с неизвестным объемом цену единицы товара, работы, услуги определите путем уменьшения начальной цены такой единицы пропорционально предложенному участником снижению начальной суммы цен указанных единиц (п. 4 ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Определите цену контракта. Если по результатам процедуры определения поставщика контракт заключается с победителем торгов или единственным поставщиком, который не предложил снижение цены, заключайте контракт по вашей НМЦК. Если было снижение цены, то определяйте цену контракта путем снижения вашей НМЦК пропорционально предложенному участником закупки снижению суммы начальных (максимальных) цен всех контрактов. При закупке с неизвестным объемом цену единицы товара, работы, услуги определите путем уменьшения начальной цены такой единицы пропорционально предложенному участником снижению начальной суммы цен указанных единиц (п. 4 ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Во исполнение достигнутой преступной договоренности указанные лица, используя инфраструктуру ООО "А", совершили неправомерные действия в недопущении конкурентной борьбы в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, при подаче ценовых предложений, выразившиеся в поддержании минимального снижения цены, в определении исхода торгов, достоверно зная о том, какое из юридических лиц будет являться победителем, при этом для участия в электронном аукционе ** использовали одинаковую инфраструктуру, IP-адрес. Электронные аукционы ** и **, в которых приняли участие ООО "А" и ООО "Б", характеризуются следующими обстоятельствами: 1) аукцион завершился с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта; 2) разница между ценовыми предложениями организаций - участников торгов была минимальной; 3) в аукционах принимали участие фактически связанные между собой организации.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Во исполнение достигнутой преступной договоренности указанные лица, используя инфраструктуру ООО "А", совершили неправомерные действия в недопущении конкурентной борьбы в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, при подаче ценовых предложений, выразившиеся в поддержании минимального снижения цены, в определении исхода торгов, достоверно зная о том, какое из юридических лиц будет являться победителем, при этом для участия в электронном аукционе ** использовали одинаковую инфраструктуру, IP-адрес. Электронные аукционы ** и **, в которых приняли участие ООО "А" и ООО "Б", характеризуются следующими обстоятельствами: 1) аукцион завершился с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта; 2) разница между ценовыми предложениями организаций - участников торгов была минимальной; 3) в аукционах принимали участие фактически связанные между собой организации.