Помощь бизнесу коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Помощь бизнесу коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о некоторых правовых проблемах внедрения экологических технологий промышленного производства и экологических стандартов в России и в странах ЕС и их значении для предпринимательской деятельности
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Пандемия коронавируса COVID-19 помогла российским компаниям начать перестройку организации бизнеса в сторону цифровизации. Подобные процессы будут иметь долгосрочные последствия и не остановятся после окончания пандемии COVID-19. Кроме того, кризис подтолкнул руководство компаний к принятию сложных решений по оптимизации существующих бизнес-моделей, поиску путей сокращения издержек, а также развитию новых направлений бизнеса. Таким образом, пандемия COVID-19 позволила компаниям заложить фундамент для будущего развития и освоения новых рынков уже после окончания эпидемии.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Пандемия коронавируса COVID-19 помогла российским компаниям начать перестройку организации бизнеса в сторону цифровизации. Подобные процессы будут иметь долгосрочные последствия и не остановятся после окончания пандемии COVID-19. Кроме того, кризис подтолкнул руководство компаний к принятию сложных решений по оптимизации существующих бизнес-моделей, поиску путей сокращения издержек, а также развитию новых направлений бизнеса. Таким образом, пандемия COVID-19 позволила компаниям заложить фундамент для будущего развития и освоения новых рынков уже после окончания эпидемии.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Государственная помощь должна быть адресной и адекватной для устранения сбоев в функционировании рынка. В связи с негативными последствиями пандемии COVID-19 Европейская комиссия временно разрешила государствам-членам принимать дополнительные меры государственной помощи для поддержки пострадавшего бизнеса, включая прямые гранты, налоговые льготы, субсидируемые гарантии, а также кредиты и страхование экспортных кредитов <1>.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Государственная помощь должна быть адресной и адекватной для устранения сбоев в функционировании рынка. В связи с негативными последствиями пандемии COVID-19 Европейская комиссия временно разрешила государствам-членам принимать дополнительные меры государственной помощи для поддержки пострадавшего бизнеса, включая прямые гранты, налоговые льготы, субсидируемые гарантии, а также кредиты и страхование экспортных кредитов <1>.
Нормативные акты
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021
"Послание Президента Федеральному Собранию"Сегодня в этом зале вместе с нами врачи, фельдшеры, медсестры, сотрудники скорой помощи. Еще раз сердечное спасибо вам, вашим коллегам из всех регионов России.
"Послание Президента Федеральному Собранию"Сегодня в этом зале вместе с нами врачи, фельдшеры, медсестры, сотрудники скорой помощи. Еще раз сердечное спасибо вам, вашим коллегам из всех регионов России.
<Письмо> Минпромторга России от 08.06.2021 N 47305/15
<О работе Консультационного совета по цифровой трансформации торговли>Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России уведомляет о продолжающейся работе Консультационного совета по цифровой трансформации торговли. Совет активно функционирует с марта 2020 г. и направлен на оказание помощи торговому бизнесу, столкнувшемуся с кризисными проявлениями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
<О работе Консультационного совета по цифровой трансформации торговли>Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России уведомляет о продолжающейся работе Консультационного совета по цифровой трансформации торговли. Совет активно функционирует с марта 2020 г. и направлен на оказание помощи торговому бизнесу, столкнувшемуся с кризисными проявлениями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Статья: Антикризисные меры поддержки малого бизнеса в современных условиях
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Таким образом, COVID-19 и антироссийские санкции оказали огромное влияние на малый бизнес и экономику в целом, а эффективное использование всех инструментов государственного регулирования поможет малым предприятиям занять свое место в экономике России. Для того чтобы меры поддержки малого предпринимательства и методы стимулирования его деятельности были эффективным и не сопровождались негативными явлениями, необходимы сдерживание бюрократизации, расширение спектра косвенных мер развития стимулирования и развития малого предпринимательства, облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Таким образом, COVID-19 и антироссийские санкции оказали огромное влияние на малый бизнес и экономику в целом, а эффективное использование всех инструментов государственного регулирования поможет малым предприятиям занять свое место в экономике России. Для того чтобы меры поддержки малого предпринимательства и методы стимулирования его деятельности были эффективным и не сопровождались негативными явлениями, необходимы сдерживание бюрократизации, расширение спектра косвенных мер развития стимулирования и развития малого предпринимательства, облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.
Статья: Разрешение трудовых споров, связанных с незаконным увольнением работников: проблематика и статистика
(Румянцев Н.В., Андреева С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Таким образом, с одной стороны, каждый работник имеет право на судебную защиту (большинство поданных работниками исков удовлетворяются), с другой стороны, в суды за правовой помощью обращаются немногие и лишь в крайнем случае.
(Румянцев Н.В., Андреева С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Таким образом, с одной стороны, каждый работник имеет право на судебную защиту (большинство поданных работниками исков удовлетворяются), с другой стороны, в суды за правовой помощью обращаются немногие и лишь в крайнем случае.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Необходимо подчеркнуть, что в период распространения коронавирусной инфекции усилен надзор за соблюдением прав малого и среднего бизнеса на получение налоговых льгот, отсрочек по арендной плате, специальных кредитных ресурсов и других гарантированных преференций, в том числе на получение финансовой помощи. На особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации находятся вопросы скорейшего выполнения государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами, а также вопросы своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным хозяйствующими субъектами государственным и муниципальным контрактам. Так, по требованиям прокуроров исполнены денежные обязательства по муниципальным и государственным контрактам на сумму более 297 млн рублей, пресечено 101 проверочное мероприятие органов контроля, предпринятое вопреки установленному мораторию. Например, многочисленные нарушения сроков доведения бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства явились поводом для внесения прокуратурой Республики Карелия представления региональному министру экономического развития и промышленности <12>.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Необходимо подчеркнуть, что в период распространения коронавирусной инфекции усилен надзор за соблюдением прав малого и среднего бизнеса на получение налоговых льгот, отсрочек по арендной плате, специальных кредитных ресурсов и других гарантированных преференций, в том числе на получение финансовой помощи. На особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации находятся вопросы скорейшего выполнения государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами, а также вопросы своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным хозяйствующими субъектами государственным и муниципальным контрактам. Так, по требованиям прокуроров исполнены денежные обязательства по муниципальным и государственным контрактам на сумму более 297 млн рублей, пресечено 101 проверочное мероприятие органов контроля, предпринятое вопреки установленному мораторию. Например, многочисленные нарушения сроков доведения бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства явились поводом для внесения прокуратурой Республики Карелия представления региональному министру экономического развития и промышленности <12>.
Статья: Государственная политика в сфере семейного предпринимательства и его поддержка
(Левушкин А.Н., Измайлов В.В.)
("Современный юрист", 2021, N 1)<4> ТПП РФ запущен специальный проект "БИЗНЕС-БАРОМЕТР СТРАНЫ" по измерению настроения бизнеса и масштабов сложившихся проблем в регионах России в условиях пандемии коронавируса. На 17.04.2020 были подведены первые итоги опроса, в котором приняли участие 24 632 респондента со всей страны. 46% опрошенных (среди них коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, самозанятые) заявили, что они вынуждены остановить свою деятельность, не имея возможности полноценно работать // URL: http://alttpp.ru/ru/news/356535/ (дата обращения: 18.12.2020).
(Левушкин А.Н., Измайлов В.В.)
("Современный юрист", 2021, N 1)<4> ТПП РФ запущен специальный проект "БИЗНЕС-БАРОМЕТР СТРАНЫ" по измерению настроения бизнеса и масштабов сложившихся проблем в регионах России в условиях пандемии коронавируса. На 17.04.2020 были подведены первые итоги опроса, в котором приняли участие 24 632 респондента со всей страны. 46% опрошенных (среди них коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, самозанятые) заявили, что они вынуждены остановить свою деятельность, не имея возможности полноценно работать // URL: http://alttpp.ru/ru/news/356535/ (дата обращения: 18.12.2020).
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Во многом схожих подходов придерживались и иностранные правопорядки при оказании прямой государственной поддержки секторам экономики, пострадавшим от новой коронавирусной инфекции COVID-19. Так, в Соединенных Штатах принят Закон от 27.03.2020 об экономической помощи и безопасности в условиях пандемии (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security, CARES). Указанным Законом предусмотрено почти трехкратное повышение минимального порога для признания должника банкротом, а также введен ряд прямых мер по монетарной поддержке малого бизнеса. В марте 2021 г. срок действия названного Закона, первоначально ограниченный одним годом, продлен еще на один год <235>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Во многом схожих подходов придерживались и иностранные правопорядки при оказании прямой государственной поддержки секторам экономики, пострадавшим от новой коронавирусной инфекции COVID-19. Так, в Соединенных Штатах принят Закон от 27.03.2020 об экономической помощи и безопасности в условиях пандемии (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security, CARES). Указанным Законом предусмотрено почти трехкратное повышение минимального порога для признания должника банкротом, а также введен ряд прямых мер по монетарной поддержке малого бизнеса. В марте 2021 г. срок действия названного Закона, первоначально ограниченный одним годом, продлен еще на один год <235>.
Статья: 7 изменений, которые вы могли пропустить
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)В условиях пандемии коронавируса, когда ограничения, запреты и локдауны, к сожалению, стали привычным явлением в нашей повседневной жизни, такое нововведение помогает серьезно упростить жизнь владельцам бизнеса, снимая дополнительные барьеры для них.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)В условиях пандемии коронавируса, когда ограничения, запреты и локдауны, к сожалению, стали привычным явлением в нашей повседневной жизни, такое нововведение помогает серьезно упростить жизнь владельцам бизнеса, снимая дополнительные барьеры для них.
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Понятно, что без государственной поддержки туристическая отрасль самостоятельно не справится с внезапной экстремальной ситуацией (фактически каждое второе предприятие находится на грани банкротства). Потребность в получении помощи остается. Так, со стороны бизнеса предлагается увеличить срок оказания единовременной материальной помощи с трех до семи месяцев. Кстати сказать, и этой помощи недостаточно для покрытия большей части потерь от пандемии. Было бы правильнее при оказании финансовой помощи ориентироваться не на размер предприятия, а на величину ущерба, который был нанесен предприятию с началом пандемии. В свою очередь снижение ставки налога на добавленную стоимость даст эффект только в том случае, если туриндустрия заработает в полную силу. Поэтому необходимы дальнейшие шаги по своевременному снятию санитарных ограничений, конечно, при условии стабилизации эпидемиологической ситуации.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Понятно, что без государственной поддержки туристическая отрасль самостоятельно не справится с внезапной экстремальной ситуацией (фактически каждое второе предприятие находится на грани банкротства). Потребность в получении помощи остается. Так, со стороны бизнеса предлагается увеличить срок оказания единовременной материальной помощи с трех до семи месяцев. Кстати сказать, и этой помощи недостаточно для покрытия большей части потерь от пандемии. Было бы правильнее при оказании финансовой помощи ориентироваться не на размер предприятия, а на величину ущерба, который был нанесен предприятию с началом пандемии. В свою очередь снижение ставки налога на добавленную стоимость даст эффект только в том случае, если туриндустрия заработает в полную силу. Поэтому необходимы дальнейшие шаги по своевременному снятию санитарных ограничений, конечно, при условии стабилизации эпидемиологической ситуации.
Статья: Меры социальной поддержки российских туристов в период пандемии COVID-19 в контексте конституционного принципа равенства
(Терди Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Около 10 млн заболевших и почти 500 тыс. летальных исходов по всему миру - вот приблизительная, ежедневно меняющаяся статистика по новой коронавирусной инфекции, оказывающей при этом огромное, пока еще не до конца оцененное, негативное влияние на макро- и микроэкономические процессы <1>. В целях смягчения последствий вызванных COVID-19 кризисных явлений в экономике страны Правительством РФ была разработана система мер по поддержке бизнеса и населения <2>. К последним относится в том числе материальная помощь, оказываемая российским туристам, которые в связи с установленными многими странами ограничениями на въезд и выезд не получили возможности вернуться в Российскую Федерацию. Размер и общий порядок ее оказания определяются Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 433 (далее - Постановление), которым было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение). На первый взгляд предусмотренные меры заслуживают лишь одобрения: каждому гражданину Российской Федерации (РФ), имеющему проездные документы на возвращение в РФ с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г., гарантируется выплата в размере 2 400 руб. (на взрослого) и 1 600 руб. (на ребенка) в день <3>. Тем не менее существенной критики заслуживает порядок оказания этой помощи, влекущий, как представляется, нарушение конституционного принципа равенства граждан.
(Терди Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Около 10 млн заболевших и почти 500 тыс. летальных исходов по всему миру - вот приблизительная, ежедневно меняющаяся статистика по новой коронавирусной инфекции, оказывающей при этом огромное, пока еще не до конца оцененное, негативное влияние на макро- и микроэкономические процессы <1>. В целях смягчения последствий вызванных COVID-19 кризисных явлений в экономике страны Правительством РФ была разработана система мер по поддержке бизнеса и населения <2>. К последним относится в том числе материальная помощь, оказываемая российским туристам, которые в связи с установленными многими странами ограничениями на въезд и выезд не получили возможности вернуться в Российскую Федерацию. Размер и общий порядок ее оказания определяются Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 433 (далее - Постановление), которым было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение). На первый взгляд предусмотренные меры заслуживают лишь одобрения: каждому гражданину Российской Федерации (РФ), имеющему проездные документы на возвращение в РФ с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г., гарантируется выплата в размере 2 400 руб. (на взрослого) и 1 600 руб. (на ребенка) в день <3>. Тем не менее существенной критики заслуживает порядок оказания этой помощи, влекущий, как представляется, нарушение конституционного принципа равенства граждан.
Статья: Методологические основы изучения принципа справедливости исполнительного права как поликомпонентного образования
(Немаев И.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В силу многокомпонентности правового принципа его следует определить как сложную систему. История развития принципов в законодательстве свидетельствует об открытости и динамичности данной системы. Открытость системы заключается в том, что она постоянно обменивается информацией с экономической, политической, идеологической, культурной, социальной и правовой средами. Исходя из полученной информации происходит изменение законодательства, включение в его нормы новых правил, конкретизирующих и развивающих действие принципов права. Примером трансформации правил, трактующих действие принципа справедливости, могут служить изменения законодательства об исполнительном производстве, последовавшие в связи с распространением пандемии. Так, Федеральным законом от 20 июля 2020 г. должникам - юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, была предоставлена возможность получения рассрочки исполнения требований исполнительных документов на срок до двенадцати месяцев. Несмотря на то что в данном случае исполнение долговых обязательств было отложено, принятые меры в целом были восприняты обществом как справедливые, поскольку не лишали взимателей принадлежащих им прав, а скорее наоборот, помогали реализации этих прав, так как способствовали укреплению финансового состояния должников <21>.
(Немаев И.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В силу многокомпонентности правового принципа его следует определить как сложную систему. История развития принципов в законодательстве свидетельствует об открытости и динамичности данной системы. Открытость системы заключается в том, что она постоянно обменивается информацией с экономической, политической, идеологической, культурной, социальной и правовой средами. Исходя из полученной информации происходит изменение законодательства, включение в его нормы новых правил, конкретизирующих и развивающих действие принципов права. Примером трансформации правил, трактующих действие принципа справедливости, могут служить изменения законодательства об исполнительном производстве, последовавшие в связи с распространением пандемии. Так, Федеральным законом от 20 июля 2020 г. должникам - юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, была предоставлена возможность получения рассрочки исполнения требований исполнительных документов на срок до двенадцати месяцев. Несмотря на то что в данном случае исполнение долговых обязательств было отложено, принятые меры в целом были восприняты обществом как справедливые, поскольку не лишали взимателей принадлежащих им прав, а скорее наоборот, помогали реализации этих прав, так как способствовали укреплению финансового состояния должников <21>.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Такие меры направлены в основном на поддержку организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, заняты в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19, а также некоторых других плательщиков.
(КонсультантПлюс, 2025)Такие меры направлены в основном на поддержку организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, заняты в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19, а также некоторых других плательщиков.