Пользование недрами без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Пользование недрами без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо, ИП, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пользование недрами без лицензии либо нарушение ее условий и (или) требований технического проекта
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо, ИП, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пользование недрами без лицензии либо нарушение ее условий и (или) требований технического проекта
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Если нарушения отсутствуют, допускается вносить изменения в лицензию? Можно ли вносить изменения в лицензию в период приостановления права пользования недрами по этой лицензии, если решение о приостановлении принято по инициативе недропользователя по его заявлению?
("Официальный сайт Роснедр", 2023)"Официальный сайт Роснедр http://www.rosnedra.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Роснедр", 2023)"Официальный сайт Роснедр http://www.rosnedra.gov.ru", 2023
Готовое решение: Какие ставки НДС применяются
(КонсультантПлюс, 2025)драгоценных металлов организациями, которые добывают или производят их из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также организациями, которые без лицензии на пользование недрами производят драгоценные металлы из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы (пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)драгоценных металлов организациями, которые добывают или производят их из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также организациями, которые без лицензии на пользование недрами производят драгоценные металлы из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы (пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов, а также планов и схем развития горных работ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов, а также планов и схем развития горных работ
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользование недрами осуществляется без получения лицензии на пользование недрами в следующих случаях:
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользование недрами осуществляется без получения лицензии на пользование недрами в следующих случаях:
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Возможность освобождения от ответственности лица, причинившего вред в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ), также рассматривается нами как одно из проявлений социализации и гуманизации, как стремление к достижению общественных интересов. На практике состояние крайней необходимости усматривается судами в совершенно разнообразных ситуациях, но главным критерием остается обеспечение безопасности населения. Например, в одном из дел истец требовал компенсации вреда от ответчика, который без лицензии на пользование недрами осуществлял добычу подземных вод из артезианских скважин <1>. Суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя свое решение тем, что ответчик, являясь единственной водоснабжающей организацией на значительной части территории, осуществлял добычу подземной воды по заданию муниципалитета для обеспечения снабжения населения питьевой водой в ряде населенных пунктов. Суды сделали вывод о том, что действия ответчика по добыче воды могут расцениваться как крайняя необходимость, поскольку необеспечение населения питьевой водой повлекло бы неблагоприятные последствия для населения, в том числе в сфере санитарно-эпидемического благополучия, создало бы угрозу здоровью граждан. В другом деле суд, сославшись на положения ст. 1067 ГК РФ, отказал в удовлетворении исковых требований о компенсации вреда, причиненного незаконным уничтожением лиственных деревьев, поскольку установил, что деревья находились в аварийном состоянии, требовали проведения санитарной вырубки <2>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Возможность освобождения от ответственности лица, причинившего вред в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ), также рассматривается нами как одно из проявлений социализации и гуманизации, как стремление к достижению общественных интересов. На практике состояние крайней необходимости усматривается судами в совершенно разнообразных ситуациях, но главным критерием остается обеспечение безопасности населения. Например, в одном из дел истец требовал компенсации вреда от ответчика, который без лицензии на пользование недрами осуществлял добычу подземных вод из артезианских скважин <1>. Суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя свое решение тем, что ответчик, являясь единственной водоснабжающей организацией на значительной части территории, осуществлял добычу подземной воды по заданию муниципалитета для обеспечения снабжения населения питьевой водой в ряде населенных пунктов. Суды сделали вывод о том, что действия ответчика по добыче воды могут расцениваться как крайняя необходимость, поскольку необеспечение населения питьевой водой повлекло бы неблагоприятные последствия для населения, в том числе в сфере санитарно-эпидемического благополучия, создало бы угрозу здоровью граждан. В другом деле суд, сославшись на положения ст. 1067 ГК РФ, отказал в удовлетворении исковых требований о компенсации вреда, причиненного незаконным уничтожением лиственных деревьев, поскольку установил, что деревья находились в аварийном состоянии, требовали проведения санитарной вырубки <2>.
Статья: Проблемы правового регулирования возмещения вреда при добыче полезных ископаемых в Арктической зоне России
(Баттахов П.П., Овчинникова Ю.С.)
("Право и экономика", 2023, N 12)Таким образом, можно сделать следующий вывод. В правоприменении существует два подхода к пониманию причинения вреда при недропользовании. Первый подход, о котором упоминалось выше, основан на императивном методе регулирования правоотношений и заключается в том, что причинение вреда состоит в самом факте недропользования без соответствующей лицензии. Между тем второй подход связан с диспозитивным методом правового регулирования и состоит в том, что вред в недропользовании представляет собой собственно причинение ущерба.
(Баттахов П.П., Овчинникова Ю.С.)
("Право и экономика", 2023, N 12)Таким образом, можно сделать следующий вывод. В правоприменении существует два подхода к пониманию причинения вреда при недропользовании. Первый подход, о котором упоминалось выше, основан на императивном методе регулирования правоотношений и заключается в том, что причинение вреда состоит в самом факте недропользования без соответствующей лицензии. Между тем второй подход связан с диспозитивным методом правового регулирования и состоит в том, что вред в недропользовании представляет собой собственно причинение ущерба.
Статья: Какие полезные свойства недр подлежат правовой охране?
(Ямалетдинов Р.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Также высказывалось мнение, что следует различать причинение вреда недрам, которое заключается в нарушении порядка пользования ими, например без лицензии, и причинение вреда непосредственно самим недрам <6>. Однако, как было отмечено, порядок пользования недрами не является полезностью самих недр, подлежащей охране. В данном случае речь идет о нарушениях правовых норм в сфере недропользования, которые зачастую рассматриваются в широком смысле, как причинение вреда самим недрам. Так, в судебной практике самовольное пользование недрами признается и вредом государству как собственнику недр, и вредом самим недрам. Как отмечается, пользование недрами без лицензии нарушает законодательство и по сути является причинением вреда недрам <7>. Именно в таком контексте оценивают безлицензионное недропользование отдельные судебные органы, фактически приравнивая данное правонарушение к вреду недрам <8>. То есть самовольная добыча полезных ископаемых - это вред государству как собственнику недр, что расценивается и как вред самим недрам. Такая логика рассуждений нуждается в дополнительном осмыслении. Хотя и в Правилах расчета вреда недрам, на которые имеется ссылка в приведенных решениях, правомерно вести речь не о самовольном пользовании недрами, а об утрате запасов полезных ископаемых в результате их самовольной добычи.
(Ямалетдинов Р.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Также высказывалось мнение, что следует различать причинение вреда недрам, которое заключается в нарушении порядка пользования ими, например без лицензии, и причинение вреда непосредственно самим недрам <6>. Однако, как было отмечено, порядок пользования недрами не является полезностью самих недр, подлежащей охране. В данном случае речь идет о нарушениях правовых норм в сфере недропользования, которые зачастую рассматриваются в широком смысле, как причинение вреда самим недрам. Так, в судебной практике самовольное пользование недрами признается и вредом государству как собственнику недр, и вредом самим недрам. Как отмечается, пользование недрами без лицензии нарушает законодательство и по сути является причинением вреда недрам <7>. Именно в таком контексте оценивают безлицензионное недропользование отдельные судебные органы, фактически приравнивая данное правонарушение к вреду недрам <8>. То есть самовольная добыча полезных ископаемых - это вред государству как собственнику недр, что расценивается и как вред самим недрам. Такая логика рассуждений нуждается в дополнительном осмыслении. Хотя и в Правилах расчета вреда недрам, на которые имеется ссылка в приведенных решениях, правомерно вести речь не о самовольном пользовании недрами, а об утрате запасов полезных ископаемых в результате их самовольной добычи.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В связи с этим юридическое лицо, осуществляя рекультивацию земельного участка, занятого горными отвалами, использует отходы недропользования и вскрышные и вмещающие горные породы, первоначальный собственник которых отсутствует, без лицензии на недропользование, поскольку в этом случае действующее законодательство не предусматривает ее получение.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В связи с этим юридическое лицо, осуществляя рекультивацию земельного участка, занятого горными отвалами, использует отходы недропользования и вскрышные и вмещающие горные породы, первоначальный собственник которых отсутствует, без лицензии на недропользование, поскольку в этом случае действующее законодательство не предусматривает ее получение.
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Использование общераспространенных полезных ископаемых для производственных и технологических нужд требует специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования недрами. Пользование недрами без соответствующей лицензии влечет применение к правонарушителям мер административной ответственности согласно ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ <4>.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Использование общераспространенных полезных ископаемых для производственных и технологических нужд требует специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования недрами. Пользование недрами без соответствующей лицензии влечет применение к правонарушителям мер административной ответственности согласно ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ <4>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<2> Например, забор подземных пресных вод без соответствующей лицензии на право пользования недрами. См.: Постановление ВС РФ от 3 октября 2018 г. N 71-АД18-3 // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<2> Например, забор подземных пресных вод без соответствующей лицензии на право пользования недрами. См.: Постановление ВС РФ от 3 октября 2018 г. N 71-АД18-3 // СПС "КонсультантПлюс".