Получение водительского удостоверения
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение водительского удостоверения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26 "Условия получения права на управление транспортными средствами" Федерального закона "О безопасности дорожного движения"СТАТЬЯ 26 "УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26 "Условия получения права на управление транспортными средствами" Федерального закона "О безопасности дорожного движения"СТАТЬЯ 26 "УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами
Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097
(ред. от 14.11.2024)
"О допуске к управлению транспортными средствами"
(вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 14.11.2024)
"О допуске к управлению транспортными средствами"
(вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством: монография"
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
Статья: Виды субъектов преступлений против безопасности дорожного движения в зависимости от роли в ее обеспечении
(Баранчикова М.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)В.Ф. Лапшин считает, что "лицо, которое имеет официальное разрешение на управление транспортным средством, имеет большую общественную опасность в сравнении с иными лицами, которые не обладают достаточным объемом знаний для получения права на управление транспортным средством".
(Баранчикова М.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)В.Ф. Лапшин считает, что "лицо, которое имеет официальное разрешение на управление транспортным средством, имеет большую общественную опасность в сравнении с иными лицами, которые не обладают достаточным объемом знаний для получения права на управление транспортным средством".
Ситуация: Как поменять водительское удостоверение в связи с окончанием срока его действия?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Получите новое водительское удостоверение
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Получите новое водительское удостоверение
Ситуация: Как восстановить водительское удостоверение при утере или хищении?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Получите новое водительское удостоверение
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Получите новое водительское удостоверение
Ситуация: Как воспользоваться социальным налоговым вычетом на обучение, в том числе за границей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В законодательстве нет такой организационно-правовой формы юридического лица и такого вида организации, осуществляющей образовательную деятельность, как автошкола. На практике под обучением в автошколе понимают, как правило, профессиональное обучение по основным программам профессионального обучения водителей с целью получения водительского удостоверения (п. п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ; п. 20 ст. 2, п. 3 ч. 3 ст. 12, ч. 2, 3 ст. 23, ч. 1 ст. 31 Закона N 273-ФЗ; п. п. 2, 4 ст. 25, п. 1 ст. 26 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В законодательстве нет такой организационно-правовой формы юридического лица и такого вида организации, осуществляющей образовательную деятельность, как автошкола. На практике под обучением в автошколе понимают, как правило, профессиональное обучение по основным программам профессионального обучения водителей с целью получения водительского удостоверения (п. п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ; п. 20 ст. 2, п. 3 ч. 3 ст. 12, ч. 2, 3 ст. 23, ч. 1 ст. 31 Закона N 273-ФЗ; п. п. 2, 4 ст. 25, п. 1 ст. 26 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как следует из материалов дела, Г., обращаясь в суд с административным иском, указал на то, что основанием для аннулирования его водительского удостоверения явились полученные из ФКУЗ МСЧ МВД по Кабардино-Балкарской Республике в связи с проведенной проверкой сведения об установлении Г. инвалидности I группы по зрению со стойким нарушением функции организма 90%, что является противопоказанием к управлению транспортным средством, полагает, что при принятии оспариваемого решения должностным лицом были нарушены положения ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и положения Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 "О допуске к управлению транспортными средствами", предусматривающие проведение медицинского освидетельствования водителя на наличие медицинских противопоказаний, к каковым не относятся сведения о наличии у него соответствующего заболевания, полученные из заключения комиссии по определению степени утраты трудоспособности. В связи с чем судом по делу назначена судебная экспертиза.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как следует из материалов дела, Г., обращаясь в суд с административным иском, указал на то, что основанием для аннулирования его водительского удостоверения явились полученные из ФКУЗ МСЧ МВД по Кабардино-Балкарской Республике в связи с проведенной проверкой сведения об установлении Г. инвалидности I группы по зрению со стойким нарушением функции организма 90%, что является противопоказанием к управлению транспортным средством, полагает, что при принятии оспариваемого решения должностным лицом были нарушены положения ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и положения Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 "О допуске к управлению транспортными средствами", предусматривающие проведение медицинского освидетельствования водителя на наличие медицинских противопоказаний, к каковым не относятся сведения о наличии у него соответствующего заболевания, полученные из заключения комиссии по определению степени утраты трудоспособности. В связи с чем судом по делу назначена судебная экспертиза.
Статья: Проблемы толкования обещания или предложения посредничества во взяточничестве
(Замараев В.И.)
("Российский следователь", 2025, N 2)Так, например, по делу N 1-153/2020 гр. К. совершил обещание посредничества во взяточничестве при следующих обстоятельствах. Гражданину К. поступила просьба посредством приложения - мессенджера "Вайбер" от гр-ки Т. об оказании помощи в получении водительских удостоверений на право управления транспортным средством категории "А" и "В" без фактического обучения вождению и проверки знаний и навыков управления транспортным средством. Гражданин К., реализуя свой преступный умысел, направленный на обещание посредничества во взяточничестве, т.е. непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя, совершенную в крупном размере, договорился с гр-кой Т. о встрече для получения денежных средств в сумме 170 000 рублей, т.е. в крупном размере, для последующей их передачи в качестве взятки неустановленным должностным лицам РЭО ГИБДД МВД России. Вскоре гр. К. получил от гр-ки Т. копию паспорта на ее имя, а также незаконное денежное вознаграждение в общей сумме 170 000 рублей, а именно: денежные средства в размере 15 000 рублей и муляж денежных средств общим номиналом 155 000 рублей <10>.
(Замараев В.И.)
("Российский следователь", 2025, N 2)Так, например, по делу N 1-153/2020 гр. К. совершил обещание посредничества во взяточничестве при следующих обстоятельствах. Гражданину К. поступила просьба посредством приложения - мессенджера "Вайбер" от гр-ки Т. об оказании помощи в получении водительских удостоверений на право управления транспортным средством категории "А" и "В" без фактического обучения вождению и проверки знаний и навыков управления транспортным средством. Гражданин К., реализуя свой преступный умысел, направленный на обещание посредничества во взяточничестве, т.е. непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя, совершенную в крупном размере, договорился с гр-кой Т. о встрече для получения денежных средств в сумме 170 000 рублей, т.е. в крупном размере, для последующей их передачи в качестве взятки неустановленным должностным лицам РЭО ГИБДД МВД России. Вскоре гр. К. получил от гр-ки Т. копию паспорта на ее имя, а также незаконное денежное вознаграждение в общей сумме 170 000 рублей, а именно: денежные средства в размере 15 000 рублей и муляж денежных средств общим номиналом 155 000 рублей <10>.
Ситуация: Как возвращают водительское удостоверение после истечения срока лишения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для получения водительского удостоверения после лишения права на управление ТС необходимо представить (п. 2 Правил N 1191):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для получения водительского удостоверения после лишения права на управление ТС необходимо представить (п. 2 Правил N 1191):