Получение лицензии на водопользование
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение лицензии на водопользование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Срок приостановления исполнительного производства в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование заявленных требований указано, что предприятие неоднократно обращалось к учредителю - администрации... с вопросом о согласовании крупных сделок, направленных на выделение санитарных охранных зон на артезианских скважинах, однако указанные сделки согласованы не были. Без указанных изыскательских работ получение лицензии на водопользование невозможно. В связи с тем, что МУП... осуществляет свою деятельность на объектах, не принадлежащих ему на праве собственности (аренда, хозяйственное ведение), предприятие неоднократно направляло запросы собственнику земельных участков - администрации... о предоставлении указанных документов, однако они представлены не были.
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование заявленных требований указано, что предприятие неоднократно обращалось к учредителю - администрации... с вопросом о согласовании крупных сделок, направленных на выделение санитарных охранных зон на артезианских скважинах, однако указанные сделки согласованы не были. Без указанных изыскательских работ получение лицензии на водопользование невозможно. В связи с тем, что МУП... осуществляет свою деятельность на объектах, не принадлежащих ему на праве собственности (аренда, хозяйственное ведение), предприятие неоднократно направляло запросы собственнику земельных участков - администрации... о предоставлении указанных документов, однако они представлены не были.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2.7 "Крайняя необходимость" КоАП РФ"Доводы предприятия о том, что оно предприняло все необходимые меры для получения лицензии на пользование недрами, добыча подземных вод без лицензии являлась вынужденной мерой, предприятие действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку получение лицензии требует больших временных затрат, тогда как спорные скважины являются единственным источником подачи воды на территории Усть-Лабинского муниципального района, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения и его действия не отвечают признакам и условиям, при наличии которых согласно статье 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости, позволяющее освободить заявителя от ответственности. Кроме того, данный факт сам по себе не может служить основанием для освобождения предприятия от административной ответственности. Предприятие, являясь профессиональным участником гражданского оборота, при осуществлении деятельности по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, должно знать порядок получения лицензии, состав необходимых документов и сроки получения такой лицензии и осознавать все возможные риски, связанные с эксплуатацией водозаборных скважин в отсутствие лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод. Материалы дела не содержат доказательств, из которых следовал бы вывод о том, что нарушение допущено по причинам, препятствующим заявителю своевременно исполнить соответствующую обязанность."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Водозаборные скважины
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр (ч. 7 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Закона о недрах).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр (ч. 7 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Закона о недрах).
Вопрос: Как получить лицензию на пользование недрами?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 N 503-ст утвержден Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, в который включены, в частности, песок, торф, уголь, а также перечислены виды подземных вод.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 N 503-ст утвержден Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, в который включены, в частности, песок, торф, уголь, а также перечислены виды подземных вод.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 11. Лицензия на пользование недрами
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 11. Лицензия на пользование недрами
Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"1. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи.
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"1. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- лицам, получившим лицензию на недропользование, или лицам, заключившим договор водопользования (в отношении которых вынесено решение о предоставлении водного объекта в пользование), в целях строительства объектов, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной указанными документами;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- лицам, получившим лицензию на недропользование, или лицам, заключившим договор водопользования (в отношении которых вынесено решение о предоставлении водного объекта в пользование), в целях строительства объектов, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной указанными документами;
Готовое решение: По каким статьям КОСГУ учреждению отразить расходы за пользование водными объектами
(КонсультантПлюс, 2025)Право пользования водным объектом может осуществляться:
(КонсультантПлюс, 2025)Право пользования водным объектом может осуществляться:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Плательщики суммы сбора за пользование объектами животного мира уплачивают ее при получении разрешения на добычу объектов животного мира. Плательщики суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают ее в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Плательщики суммы сбора за пользование объектами животного мира уплачивают ее при получении разрешения на добычу объектов животного мира. Плательщики суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают ее в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Прилагаются основные положения применения упрощенного порядка оформления лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих и огороднических товариществ.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Прилагаются основные положения применения упрощенного порядка оформления лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих и огороднических товариществ.
Вопрос: О признании физлиц, в том числе ИП, плательщиками водного налога в случае осуществления ими пользования подземными водными объектами, подлежащего лицензированию.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-06-07-02/1814)Вопрос: О признании физлиц, в том числе ИП, плательщиками водного налога в случае осуществления ими пользования подземными водными объектами, подлежащего лицензированию.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-06-07-02/1814)Вопрос: О признании физлиц, в том числе ИП, плательщиками водного налога в случае осуществления ими пользования подземными водными объектами, подлежащего лицензированию.
Статья: Единый классификатор аналитических счетов в целях формирования показателей отчетности об устойчивом развитии
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Для внутреннего контроля необходимо сопоставить ежеквартальные данные с данными по расчету водного налога (налогоплательщиками водного налога признаются юридические лица, осуществляющие пользование водными объектами и подлежащие лицензированию). В случае необходимости в альтернативном варианте объем воды можно учитывать в количественном учете на забалансовом счете 200.МЭР 13.
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Для внутреннего контроля необходимо сопоставить ежеквартальные данные с данными по расчету водного налога (налогоплательщиками водного налога признаются юридические лица, осуществляющие пользование водными объектами и подлежащие лицензированию). В случае необходимости в альтернативном варианте объем воды можно учитывать в количественном учете на забалансовом счете 200.МЭР 13.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Таким образом, так как в рассматриваемом случае добыча подземных вод связана не с добычей полезных ископаемых, содержащихся в воде, и уж тем более не связана с добычей лечебных вод, то, по нашему мнению, общество с даты получения лицензии на водопользование является плательщиком только водного налога.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Таким образом, так как в рассматриваемом случае добыча подземных вод связана не с добычей полезных ископаемых, содержащихся в воде, и уж тем более не связана с добычей лечебных вод, то, по нашему мнению, общество с даты получения лицензии на водопользование является плательщиком только водного налога.
Вопрос: Организация получила лицензию на пользование недрами (добыча подземных вод). Нужно ли размещать сведения о такой лицензии в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация получила лицензию на пользование недрами (добыча подземных вод). Нужно ли размещать сведения о такой лицензии в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация получила лицензию на пользование недрами (добыча подземных вод). Нужно ли размещать сведения о такой лицензии в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц?
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Заслуживает внимания также внедрение законодателем договорных начал в механизмы предоставления права водопользования. По действующему ВК РФ устанавливаются схемы приобретения права специального водопользования на основании договора. В Водном кодексе РФ 1995 г., ныне утратившем силу, было предусмотрено, что такие специальные права на использование водных объектов (кроме водных сервитутов) возникают у участников водных отношений только при условии вынесения в их адрес административных актов (выдачи лицензий), на основании которых оформлялись договоры водопользования.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Заслуживает внимания также внедрение законодателем договорных начал в механизмы предоставления права водопользования. По действующему ВК РФ устанавливаются схемы приобретения права специального водопользования на основании договора. В Водном кодексе РФ 1995 г., ныне утратившем силу, было предусмотрено, что такие специальные права на использование водных объектов (кроме водных сервитутов) возникают у участников водных отношений только при условии вынесения в их адрес административных актов (выдачи лицензий), на основании которых оформлялись договоры водопользования.