Получение лицензии коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение лицензии коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2025 N 13АП-16300/2025 по делу N А56-52093/2024
Категория: Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.
Требования: О взыскании убытков.
Обстоятельства: По мнению истца, неправомерные действия ответчика, выразившиеся в невключении задолженности по договору на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в промежуточный и ликвидационный балансы, а также необращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в ходе ликвидации привели к утрате истцом возможности удовлетворения своего требования за счет имущества ликвидированного юридического лица и несению убытков.
Решение: Отказано.Указанный ресторан оказался нерентабельным ввиду совокупности внешних (рыночных) причин: прежде всего, пандемии коронавируса Covid-19 и сопутствующих ограничений деятельности ресторанов и кафе, низкого потока гостей из числа сотрудников бизнес-центра, невозможности получения лицензии на осуществление продажи алкогольной продукции в арендуемых помещениях. С учетом того, что ресторан, открытый в бизнес-центре, рассчитан прежде всего на работников и посетителей бизнес-центра, пандемия и вызванные ей ограничительные меры в виде объявления нерабочих дней существенно повлияли на доходность ресторана.
Категория: Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.
Требования: О взыскании убытков.
Обстоятельства: По мнению истца, неправомерные действия ответчика, выразившиеся в невключении задолженности по договору на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в промежуточный и ликвидационный балансы, а также необращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в ходе ликвидации привели к утрате истцом возможности удовлетворения своего требования за счет имущества ликвидированного юридического лица и несению убытков.
Решение: Отказано.Указанный ресторан оказался нерентабельным ввиду совокупности внешних (рыночных) причин: прежде всего, пандемии коронавируса Covid-19 и сопутствующих ограничений деятельности ресторанов и кафе, низкого потока гостей из числа сотрудников бизнес-центра, невозможности получения лицензии на осуществление продажи алкогольной продукции в арендуемых помещениях. С учетом того, что ресторан, открытый в бизнес-центре, рассчитан прежде всего на работников и посетителей бизнес-центра, пандемия и вызванные ей ограничительные меры в виде объявления нерабочих дней существенно повлияли на доходность ресторана.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности реализации механизма принудительного лицензирования и иных механизмов ограничения прав правообладателей в сфере охраны лекарственных средств
(Паземова Е.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Целью статьи является анализ отдельных аспектов правового регулирования, связанных с реализацией механизмов принудительного лицензирования и смежных с ними механизмов ограничения прав правообладателей. Актуальность рассмотренных в статье вопросов подтверждается наличием большого количества дискуссий, обострившихся в период пандемии COVID-19, законотворческих инициатив и проектов. Подчеркивается, что в настоящий момент механизм принудительного лицензирования модернизируется как в России, так и в зарубежных странах. В статье предложено обратить внимание на вопросы, связанные с реализацией механизмов ограничения прав правообладателей охраняемых патентами изобретений, в частности в области создания, производства и обращения лекарственных средств. В работе анализируются отдельные положения отечественного законодательства и законодательства ряда зарубежных стран, нормы международных соглашений, а также законотворческие инициативы и проекты в исследуемой области. Дополнительно обращается внимание на существование терминологической неточности, которая имеет место в современных научных трудах, дискуссиях и в материалах средств массовой информации. Отдельная часть исследования посвящена практическим аспектам - анализируется современная судебная практика. В результате исследования автором сформулированы некоторые выводы, в частности, о том, что механизмы принудительного лицензирования и ограничения прав правообладателей в принудительном порядке имеют общие черты, должны рассматриваться в единой совокупности нормативно-правовых положений, тем не менее подлежат разграничению. При реализации должных правовых механизмов, с одной стороны, не должны нарушаться законные права правообладателей объектов промышленной собственности, с другой - должны быть обеспечены безопасность и благополучие населения, а случаи злоупотребления фармацевтическими компаниями - правообладателями своими правами должны быть исключены.
(Паземова Е.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Целью статьи является анализ отдельных аспектов правового регулирования, связанных с реализацией механизмов принудительного лицензирования и смежных с ними механизмов ограничения прав правообладателей. Актуальность рассмотренных в статье вопросов подтверждается наличием большого количества дискуссий, обострившихся в период пандемии COVID-19, законотворческих инициатив и проектов. Подчеркивается, что в настоящий момент механизм принудительного лицензирования модернизируется как в России, так и в зарубежных странах. В статье предложено обратить внимание на вопросы, связанные с реализацией механизмов ограничения прав правообладателей охраняемых патентами изобретений, в частности в области создания, производства и обращения лекарственных средств. В работе анализируются отдельные положения отечественного законодательства и законодательства ряда зарубежных стран, нормы международных соглашений, а также законотворческие инициативы и проекты в исследуемой области. Дополнительно обращается внимание на существование терминологической неточности, которая имеет место в современных научных трудах, дискуссиях и в материалах средств массовой информации. Отдельная часть исследования посвящена практическим аспектам - анализируется современная судебная практика. В результате исследования автором сформулированы некоторые выводы, в частности, о том, что механизмы принудительного лицензирования и ограничения прав правообладателей в принудительном порядке имеют общие черты, должны рассматриваться в единой совокупности нормативно-правовых положений, тем не менее подлежат разграничению. При реализации должных правовых механизмов, с одной стороны, не должны нарушаться законные права правообладателей объектов промышленной собственности, с другой - должны быть обеспечены безопасность и благополучие населения, а случаи злоупотребления фармацевтическими компаниями - правообладателями своими правами должны быть исключены.
Статья: Административно-правовая трансформация: о влиянии на современное понимание и классификацию административно-правовых режимов
(Катинская Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Помимо того что понимание правового режима тесно связано с отраслевой принадлежностью, которая затрудняет определение приоритета конкретного нормативного акта при установлении экстраординарного режима, так еще и некоторые специальные законы (например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму") не содержат оснований введения специальных административно-правовых режимов <4>. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность медицинских организаций, оказалась несостоятельной для быстрого реагирования на пандемию коронавируса из-за недостатков некоторых ключевых аспектов (например, изменение профиля деятельности медучреждений, отсутствие механизмов компенсации выпадающих доходов в рамках обязательного медстрахования, необходимость получения лицензий при временном перепрофилировании медорганизаций и оказании телемедицинских услуг и др.) <5>. В ответ на кризис предпринимается поиск новых подходов к урегулированию нестабильной ситуации, в результате которого наблюдается значительный рост массива региональных и подзаконных актов, требующих дальнейшего анализа. В контексте Т. Куна это соответствует периоду научного кризиса, когда накопленные аномалии вызывают сомнения в доминирующей парадигме.
(Катинская Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Помимо того что понимание правового режима тесно связано с отраслевой принадлежностью, которая затрудняет определение приоритета конкретного нормативного акта при установлении экстраординарного режима, так еще и некоторые специальные законы (например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму") не содержат оснований введения специальных административно-правовых режимов <4>. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность медицинских организаций, оказалась несостоятельной для быстрого реагирования на пандемию коронавируса из-за недостатков некоторых ключевых аспектов (например, изменение профиля деятельности медучреждений, отсутствие механизмов компенсации выпадающих доходов в рамках обязательного медстрахования, необходимость получения лицензий при временном перепрофилировании медорганизаций и оказании телемедицинских услуг и др.) <5>. В ответ на кризис предпринимается поиск новых подходов к урегулированию нестабильной ситуации, в результате которого наблюдается значительный рост массива региональных и подзаконных актов, требующих дальнейшего анализа. В контексте Т. Куна это соответствует периоду научного кризиса, когда накопленные аномалии вызывают сомнения в доминирующей парадигме.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение COVID-19, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в специальный перечень, который ведется Росздравнадзором, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без внесения изменений в реестр лицензий;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение COVID-19, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в специальный перечень, который ведется Росздравнадзором, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без внесения изменений в реестр лицензий;
<Письмо> Рособрнадзора от 23.03.2020 N 01-115/06-01
<О направлении временных рекомендаций в отношении предоставления государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
<О направлении временных рекомендаций в отношении предоставления государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Статья: Преступные посягательства на инвестиционных рынках: глобальный анализ основных трендов
(Комова Е.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3)Инвесторам необходимо помнить, что разработка вакцин и медицинских лекарств требует не только надлежащего оборудования, но и серьезных глубоких исследований, которыми занимаются только известные фармацевтические гиганты либо государственные научно-исследовательские учреждения. Для проверки подлинности компании необходимо обращаться к государственным реестрам информации о полученных лицензиях, а также искать информацию в проверенных источниках.
(Комова Е.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3)Инвесторам необходимо помнить, что разработка вакцин и медицинских лекарств требует не только надлежащего оборудования, но и серьезных глубоких исследований, которыми занимаются только известные фармацевтические гиганты либо государственные научно-исследовательские учреждения. Для проверки подлинности компании необходимо обращаться к государственным реестрам информации о полученных лицензиях, а также искать информацию в проверенных источниках.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Сюда же можно отнести и медицинские организации, в число которых входят организации, оказывающие стоматологические услуги. По общему правилу они могут продолжать работу в условиях действующих ограничений (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852).
(КонсультантПлюс, 2023)Сюда же можно отнести и медицинские организации, в число которых входят организации, оказывающие стоматологические услуги. По общему правилу они могут продолжать работу в условиях действующих ограничений (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852).
Статья: Продление и изменение разрешений и лицензий в сфере обращения лекарственных средств в 2023 году
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)<2> См. по адресу: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/organization-covid-19.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)<2> См. по адресу: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/organization-covid-19.
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Статья 31bis Соглашения ТРИПС предоставляет право членам ВТО с недостаточными мощностями по производству лекарственных средств обращаться к другому члену ВТО за помощью в обеспечении государства необходимым количеством лекарственных препаратов. Пункт 3 ст. 31bis Соглашения ТРИПС предусматривает обеспечение лекарственными средствами стран, в которых существует проблема здравоохранения. При этом Соглашение ТРИПС в данном контексте оперирует термином "принудительная лицензия". Но фактически в России вышеописанный механизм экспорта лекарственных средств предложено реализовать путем принятия отдельной ст. 1360.1 ГК РФ, а не через механизм принудительного лицензирования.
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Статья 31bis Соглашения ТРИПС предоставляет право членам ВТО с недостаточными мощностями по производству лекарственных средств обращаться к другому члену ВТО за помощью в обеспечении государства необходимым количеством лекарственных препаратов. Пункт 3 ст. 31bis Соглашения ТРИПС предусматривает обеспечение лекарственными средствами стран, в которых существует проблема здравоохранения. При этом Соглашение ТРИПС в данном контексте оперирует термином "принудительная лицензия". Но фактически в России вышеописанный механизм экспорта лекарственных средств предложено реализовать путем принятия отдельной ст. 1360.1 ГК РФ, а не через механизм принудительного лицензирования.
Статья: Особенности лицензирования медицинской деятельности в условиях введения новых положений Федерального закона N 99-ФЗ в рамках "регуляторной гильотины"
(Говоров И.В., Минаков П.А.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Кстати, законодатель так и не выделил специального перечня видов медицинского лицензирования, но на практике, конечно, встречаются наименования лицензий согласно видам деятельности, на которые они получены, в том числе хирургическая, стоматологическая, косметологическая, судебно-медицинская и т.п.
(Говоров И.В., Минаков П.А.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Кстати, законодатель так и не выделил специального перечня видов медицинского лицензирования, но на практике, конечно, встречаются наименования лицензий согласно видам деятельности, на которые они получены, в том числе хирургическая, стоматологическая, косметологическая, судебно-медицинская и т.п.
Статья: Особенности осуществления медицинской и фармацевтической деятельности в 2023 году
(Валова С.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Примечание. Перечень медицинских организаций, осуществляющих профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, ведет Росздравнадзор.
(Валова С.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Примечание. Перечень медицинских организаций, осуществляющих профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, ведет Росздравнадзор.
Статья: Актуальные проблемы экспортного контроля в условиях функционирования Евразийского экономического союза
(Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)- внесение пояснений и корректировок в положения Постановления Правительства от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" <12>;
(Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)- внесение пояснений и корректировок в положения Постановления Правительства от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" <12>;
Статья: Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Опыт реализации такого рода временных режимов осуществления разрешительной деятельности был получен в условиях противодействия распространению пандемии коронавируса, когда Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительству РФ были предоставлены полномочия по установлению особенностей лицензирования, аккредитации, аттестации, проведения квалификационных экзаменов и выдачи иных разрешений. Общее количество лицензий, сертификатов и других разрешений, действие которых было автоматически продлено в рамках антикризисных мер 2020 г., превысило 1 млн <25>.
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Опыт реализации такого рода временных режимов осуществления разрешительной деятельности был получен в условиях противодействия распространению пандемии коронавируса, когда Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительству РФ были предоставлены полномочия по установлению особенностей лицензирования, аккредитации, аттестации, проведения квалификационных экзаменов и выдачи иных разрешений. Общее количество лицензий, сертификатов и других разрешений, действие которых было автоматически продлено в рамках антикризисных мер 2020 г., превысило 1 млн <25>.
Статья: Злоупотребление мораторием на банкротство со стороны контролирующих должника лиц
(Герголенко М.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Проблема видится в том, что иногда основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не отражает ту сферу, в которой фактически работает предприятие. Например, это может произойти из-за того, что основной вид деятельности был указан в связи с необходимостью получения соответствующей лицензии, вследствие перепрофилирования организации в процессе работы или в связи с тем, что еще при создании код ОКВЭД был определен некорректно. Кроме того, зачастую классификатор кодов ОКВЭД допускает двоякое толкование, из-за которого одна и та же деятельность может быть отнесена к нескольким кодам.
(Герголенко М.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Проблема видится в том, что иногда основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не отражает ту сферу, в которой фактически работает предприятие. Например, это может произойти из-за того, что основной вид деятельности был указан в связи с необходимостью получения соответствующей лицензии, вследствие перепрофилирования организации в процессе работы или в связи с тем, что еще при создании код ОКВЭД был определен некорректно. Кроме того, зачастую классификатор кодов ОКВЭД допускает двоякое толкование, из-за которого одна и та же деятельность может быть отнесена к нескольким кодам.
Статья: Ограничение прав патентообладателя по решению Правительства РФ: опыт применения и перспективы
(Капитонова Е.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 5)Сфера фармацевтического производства и оборота лекарственных средств оказалась в эпицентре этой борьбы в не меньшей степени, чем непосредственно медицинские организации. В таких заведомо осложненных условиях АО "Фармасинтез" 19 ноября 2020 года направило письмо Министру промышленности и торговли с предложением о самостоятельном выпуске препарата "Ремдесивир", утверждая, что компания еще в июле 2020 года обращалась к разработчику препарата с просьбой о заключении лицензионного соглашения на производство, но ответа не получила <2>. Результатом этих переговоров стало распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3718-р, которым конкретному лицу (АО "Фармасинтез") было разрешено использование изобретений, охраняемых перечисленными в тексте евразийскими патентами, принадлежащими компании Gilead Sciences, сроком на один год "в целях обеспечения населения Российской Федерации лекарственными препаратами с международным непатентованным названием "Ремдесивир". Минздраву России поручено уведомить патентообладателя о состоявшемся фактическом ограничении его прав в течение 30 дней со дня первой реализации произведенного АО "Фармасинтез" препарата на территории РФ. Минпромторг России обязан отследить выплату соразмерной компенсации патентообладателям и представить соответствующую информацию в Правительство РФ в трехмесячный срок (момент начала течения этого срока в акте не установлен, но в рамках системного толкования содержания документа можно предположить, что в виду имеется тот же день первой реализации произведенного АО "Фармасинтез" препарата на территории РФ). Американская фармкомпания Gilead Sciences, комментируя рассматриваемое решение Правительства РФ, заявила, что ее представители разочарованы случившимся: "Мы считаем это решение излишним и контрпродуктивным, поскольку установленная компанией цена на препарат позволяет в любой стране мира сократить расходы правительства на борьбу с коронавирусом" <3>.
(Капитонова Е.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 5)Сфера фармацевтического производства и оборота лекарственных средств оказалась в эпицентре этой борьбы в не меньшей степени, чем непосредственно медицинские организации. В таких заведомо осложненных условиях АО "Фармасинтез" 19 ноября 2020 года направило письмо Министру промышленности и торговли с предложением о самостоятельном выпуске препарата "Ремдесивир", утверждая, что компания еще в июле 2020 года обращалась к разработчику препарата с просьбой о заключении лицензионного соглашения на производство, но ответа не получила <2>. Результатом этих переговоров стало распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3718-р, которым конкретному лицу (АО "Фармасинтез") было разрешено использование изобретений, охраняемых перечисленными в тексте евразийскими патентами, принадлежащими компании Gilead Sciences, сроком на один год "в целях обеспечения населения Российской Федерации лекарственными препаратами с международным непатентованным названием "Ремдесивир". Минздраву России поручено уведомить патентообладателя о состоявшемся фактическом ограничении его прав в течение 30 дней со дня первой реализации произведенного АО "Фармасинтез" препарата на территории РФ. Минпромторг России обязан отследить выплату соразмерной компенсации патентообладателям и представить соответствующую информацию в Правительство РФ в трехмесячный срок (момент начала течения этого срока в акте не установлен, но в рамках системного толкования содержания документа можно предположить, что в виду имеется тот же день первой реализации произведенного АО "Фармасинтез" препарата на территории РФ). Американская фармкомпания Gilead Sciences, комментируя рассматриваемое решение Правительства РФ, заявила, что ее представители разочарованы случившимся: "Мы считаем это решение излишним и контрпродуктивным, поскольку установленная компанией цена на препарат позволяет в любой стране мира сократить расходы правительства на борьбу с коронавирусом" <3>.