Получение гражданства РФ брак
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение гражданства РФ брак (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 N 16-5070/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Обстоятельств, указывающих на то, что факт наличия у Ш. устойчивых семейных и социальных связей на территории Российской Федерации должным образом не выяснен, не имеется. Наличие на территории Российской Федерации дяди, являющегося гражданином Российской Федерации, а также само желание Ш. жить на территории Российской Федерации, получить гражданство, зарегистрировать брак на территории Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии устойчивых семейных и социальных связей, которые могли бы влиять на решение вопроса об обоснованности применения наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Обстоятельств, указывающих на то, что факт наличия у Ш. устойчивых семейных и социальных связей на территории Российской Федерации должным образом не выяснен, не имеется. Наличие на территории Российской Федерации дяди, являющегося гражданином Российской Федерации, а также само желание Ш. жить на территории Российской Федерации, получить гражданство, зарегистрировать брак на территории Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии устойчивых семейных и социальных связей, которые могли бы влиять на решение вопроса об обоснованности применения наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2024 N 88а-14200/2024 (УИД 76RS0023-01-2022-001715-79)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании недействительным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ.
Обстоятельства: Проживание истца на территории Российской Федерации не создает угрозы безопасности государству, общественному порядку и гражданам, а оспариваемое решение нарушает его право на семейную жизнь.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Между тем, признавая оспариваемое решение незаконным, суды первой и второй инстанций надлежащим образом не исследовали обстоятельства дела. В частности, из полученных в судебном заседании объяснений административного истца и его супруги ФИО6, приговора Королевского городского суда Московской области от 19 октября 2021 года усматривается, что М. официально не работал, в Российскую Федерацию до осуждения приезжал эпизодически. Его близкие родственники - мама, сестра проживают на территории Польши. Брак заключен в 2009 году в г. Житомир Украины, супруга до 2021 года была гражданкой Украины и лишь в 2021 году приобрела российское гражданство. Совместных детей от брака у них нет. Иных близких родственников административного истца на территории Российской Федерации не имеется. Сведения об уплате российских налогов в материалах дела отсутствуют и судами данные обстоятельства не выяснялись.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании недействительным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ.
Обстоятельства: Проживание истца на территории Российской Федерации не создает угрозы безопасности государству, общественному порядку и гражданам, а оспариваемое решение нарушает его право на семейную жизнь.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Между тем, признавая оспариваемое решение незаконным, суды первой и второй инстанций надлежащим образом не исследовали обстоятельства дела. В частности, из полученных в судебном заседании объяснений административного истца и его супруги ФИО6, приговора Королевского городского суда Московской области от 19 октября 2021 года усматривается, что М. официально не работал, в Российскую Федерацию до осуждения приезжал эпизодически. Его близкие родственники - мама, сестра проживают на территории Польши. Брак заключен в 2009 году в г. Житомир Украины, супруга до 2021 года была гражданкой Украины и лишь в 2021 году приобрела российское гражданство. Совместных детей от брака у них нет. Иных близких родственников административного истца на территории Российской Федерации не имеется. Сведения об уплате российских налогов в материалах дела отсутствуют и судами данные обстоятельства не выяснялись.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции правовой регламентации оснований приобретения гражданства в России
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Намного актуальнее п. 5 ч. 2 ст. 16 нового Федерального закона о гражданстве, который, как и Федеральный закон о гражданстве 2002 г., упоминает, что основанием для получения гражданства РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. 1 - 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона, является наличие не только брака между иностранным гражданином и лицом без гражданства с гражданином РФ, проживающим в РФ, но и общего ребенка, в том числе усыновленного (удочеренного). Включение условия об общем ребенке в браке обусловлено распространением фиктивных браков для получения иностранными гражданами гражданства РФ. На нелегальном рынке миграционных услуг возник сегмент фиктивных браков, реклама услуг по заключению которых осуществляется через СМИ и сеть Интернет. По данным некоторых исследователей, до 20% иностранных граждан используют фиктивный брак с гражданами РФ с целью получения гражданства России <11>.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Намного актуальнее п. 5 ч. 2 ст. 16 нового Федерального закона о гражданстве, который, как и Федеральный закон о гражданстве 2002 г., упоминает, что основанием для получения гражданства РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. 1 - 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона, является наличие не только брака между иностранным гражданином и лицом без гражданства с гражданином РФ, проживающим в РФ, но и общего ребенка, в том числе усыновленного (удочеренного). Включение условия об общем ребенке в браке обусловлено распространением фиктивных браков для получения иностранными гражданами гражданства РФ. На нелегальном рынке миграционных услуг возник сегмент фиктивных браков, реклама услуг по заключению которых осуществляется через СМИ и сеть Интернет. По данным некоторых исследователей, до 20% иностранных граждан используют фиктивный брак с гражданами РФ с целью получения гражданства России <11>.
Статья: Кто больше не получит гражданство по новому Закону Президента? Нововведения в гражданстве по браку, по детям, по профессии
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 8)В целях исключения практики заключения фиктивных браков между иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации для приобретения российского гражданства упрощенное приобретение предусмотрено только в случае наличия в браке общего ребенка.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 8)В целях исключения практики заключения фиктивных браков между иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации для приобретения российского гражданства упрощенное приобретение предусмотрено только в случае наличия в браке общего ребенка.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022)Между тем из материалов дела, содержания искового заявления, пояснений, данных сторонами при рассмотрении дела в судебных заседаниях, усматривается, что Т. знал о вступлении М. с ним в брак без намерения создать семью, т.е. фиктивно с целью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022)Между тем из материалов дела, содержания искового заявления, пояснений, данных сторонами при рассмотрении дела в судебных заседаниях, усматривается, что Т. знал о вступлении М. с ним в брак без намерения создать семью, т.е. фиктивно с целью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Согласно свидетельству о рождении М., выданному на территории Кыргызской Республики, М. имел обоих родителей: мать А. - гражданку Российской Федерации, и отца Ш. - гражданина Кыргызской Республики. На дату рождения ребенка А. и Ш. состояли в браке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Согласно свидетельству о рождении М., выданному на территории Кыргызской Республики, М. имел обоих родителей: мать А. - гражданку Российской Федерации, и отца Ш. - гражданина Кыргызской Республики. На дату рождения ребенка А. и Ш. состояли в браке.
Статья: Новеллы административно-деликтных запретов и ограничений в миграционном законодательстве
(Степаненко Ю.В.)
("Современный юрист", 2024, N 3)Наконец, в-третьих, введение запрета на заключение брака с иностранным гражданином, внесенным в реестр контролируемых лиц, приобретение недвижимого имущества позволят исключить возможность легализации права на приобретение российского гражданства путем прохождения формальных процедур, предоставляющих возможность законного нахождения на территории Российской Федерации.
(Степаненко Ю.В.)
("Современный юрист", 2024, N 3)Наконец, в-третьих, введение запрета на заключение брака с иностранным гражданином, внесенным в реестр контролируемых лиц, приобретение недвижимого имущества позволят исключить возможность легализации права на приобретение российского гражданства путем прохождения формальных процедур, предоставляющих возможность законного нахождения на территории Российской Федерации.
Статья: Новая миграционная политика и ее административно-правовое обеспечение
(Солдатов А.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В настоящее время в Государственной Думе создана специальная комиссия, которая рассматривает пакет проектов предложений по ужесточению и изменению миграционного законодательства. Их общее количество около 30. Находящиеся на рассмотрении инициативы можно сгруппировать по направлениям или сферам: а) запрет низкоквалифицированным трудовым мигрантам привозить в нашу страну свои семьи, родственников, близких; б) общефедеральный запрет либо ограничения на занятия определенными видами трудовой деятельности для иностранных граждан, в том числе в медицине и образовании; в) обязательный сбор для прибывающих мигрантов, чтобы он покрывал затраты на депортацию в будущем; г) ограничение времени пребывания низкооплачиваемых специалистов в стране сроком трудового договора; д) никаких браков с россиянами ради получения гражданства; е) никаких школьных "анклавов", ограничить количество детей мигрантов до 10% от всех учащихся в классе и др. Перечисленные инициативы поддержали представители всех политических фракций Государственной Думы. По мнению автора, с принятием обозначенного пакета инициатив однозначно можно сказать, что в России окончательно сформировалась новая миграционная политика.
(Солдатов А.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В настоящее время в Государственной Думе создана специальная комиссия, которая рассматривает пакет проектов предложений по ужесточению и изменению миграционного законодательства. Их общее количество около 30. Находящиеся на рассмотрении инициативы можно сгруппировать по направлениям или сферам: а) запрет низкоквалифицированным трудовым мигрантам привозить в нашу страну свои семьи, родственников, близких; б) общефедеральный запрет либо ограничения на занятия определенными видами трудовой деятельности для иностранных граждан, в том числе в медицине и образовании; в) обязательный сбор для прибывающих мигрантов, чтобы он покрывал затраты на депортацию в будущем; г) ограничение времени пребывания низкооплачиваемых специалистов в стране сроком трудового договора; д) никаких браков с россиянами ради получения гражданства; е) никаких школьных "анклавов", ограничить количество детей мигрантов до 10% от всех учащихся в классе и др. Перечисленные инициативы поддержали представители всех политических фракций Государственной Думы. По мнению автора, с принятием обозначенного пакета инициатив однозначно можно сказать, что в России окончательно сформировалась новая миграционная политика.
Статья: Правовые вопросы толкования и реализация норм, регулирующих применение метода суррогатного материнства
(Толстикова О.М., Костюнина О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Первоначальная редакция предусматривала на стороне заказчика лиц, состоящих в браке между собой, на стороне исполнителя женщина - суррогатная мать. В новой редакции ст. 51 СК РФ указывается, что на стороне заказчика могут выступать лица, состоящие в браке, одно из которых обязательно должно быть гражданином Российской Федерации. Право воспользоваться методом суррогатного материнства приобрела одинокая женщина, имеющая гражданство Российской Федерации на момент заключения договора о суррогатном материнстве.
(Толстикова О.М., Костюнина О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Первоначальная редакция предусматривала на стороне заказчика лиц, состоящих в браке между собой, на стороне исполнителя женщина - суррогатная мать. В новой редакции ст. 51 СК РФ указывается, что на стороне заказчика могут выступать лица, состоящие в браке, одно из которых обязательно должно быть гражданином Российской Федерации. Право воспользоваться методом суррогатного материнства приобрела одинокая женщина, имеющая гражданство Российской Федерации на момент заключения договора о суррогатном материнстве.
Статья: Угрозы национальной безопасности, возникающие в современных миграционных процессах, и механизм административно-правового обеспечения противодействия им
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Новый Закон "О гражданстве Российской Федерации" сузил возможности для получения гражданства в связи со вступлением в брак с гражданином Российской Федерации, позволив приобретать гражданство только лицам, которые имеют детей (ст. 16).
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Новый Закон "О гражданстве Российской Федерации" сузил возможности для получения гражданства в связи со вступлением в брак с гражданином Российской Федерации, позволив приобретать гражданство только лицам, которые имеют детей (ст. 16).
Статья: Фиктивные семейно-правовые отношения как форма обесценивания семейных ценностей
(Авдеев Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)В-третьих, изучаемая проблема актуальна и тем, что фиктивные семейно-правовые состояния негативно влияют на другие сферы правовых отношений, как то: банкротные, миграционные, социально-обеспечительные и проч. - и в последние годы ввиду социально-экономических и внешнеполитических обстоятельств это влияние усугубляется. В некоторых сферах фиктивные семейно-правовые состояния и действия влекут негативные публично-правовые последствия. В частности, речь идет о миграционном законодательстве. Рост числа случаев использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными гражданами или лицами без гражданства миграционного статуса привел к тому, что в 2024 г. были изменены некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации <7> в целях совершенствования миграционного законодательства.
(Авдеев Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)В-третьих, изучаемая проблема актуальна и тем, что фиктивные семейно-правовые состояния негативно влияют на другие сферы правовых отношений, как то: банкротные, миграционные, социально-обеспечительные и проч. - и в последние годы ввиду социально-экономических и внешнеполитических обстоятельств это влияние усугубляется. В некоторых сферах фиктивные семейно-правовые состояния и действия влекут негативные публично-правовые последствия. В частности, речь идет о миграционном законодательстве. Рост числа случаев использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными гражданами или лицами без гражданства миграционного статуса привел к тому, что в 2024 г. были изменены некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации <7> в целях совершенствования миграционного законодательства.
Статья: Цели и задачи публично-правового регулирования в сфере миграции
(Сазонова О.А.)
("Современное право", 2025, N 1)- упрощен порядок приобретения гражданства Российской Федерации некоторыми категориями иностранных граждан (постоянно проживающими и имеющими хотя бы одного родителя; квалифицированными специалистами; носителями русского языка; лицами, состоящими в браке с гражданином России);
(Сазонова О.А.)
("Современное право", 2025, N 1)- упрощен порядок приобретения гражданства Российской Федерации некоторыми категориями иностранных граждан (постоянно проживающими и имеющими хотя бы одного родителя; квалифицированными специалистами; носителями русского языка; лицами, состоящими в браке с гражданином России);
Вопрос: Будет ли аннулировано гражданство, выданное в браке до декабря 2024 года, если супруги расторгнут брак?
("Официальный сайт МВД России", 2025)В случае признания брака недействительным в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (отсутствовало намерение создать семью, а целью заключения брака являлось исключительно приобретение российского гражданства) и установления в судебном порядке факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации, в отношении такого лица будет инициирована процедура прекращения гражданства Российской Федерации.
("Официальный сайт МВД России", 2025)В случае признания брака недействительным в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (отсутствовало намерение создать семью, а целью заключения брака являлось исключительно приобретение российского гражданства) и установления в судебном порядке факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации, в отношении такого лица будет инициирована процедура прекращения гражданства Российской Федерации.
Статья: О заключении фиктивного брака с иностранными гражданами и лицами без гражданства
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации по установленному факту заключенного фиктивного брака осуществляется в судебном порядке.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 1)Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации по установленному факту заключенного фиктивного брака осуществляется в судебном порядке.
Статья: Актуальные вопросы уголовно-правовой политики в сфере противодействия незаконной миграции
(Иванова Е.Л.)
("Российский следователь", 2024, N 11)По материалам судебной практики, опубликованной в общедоступных источниках, видно, что первые приговоры по указанной статье, где объективная сторона охватывалась исключительно инсценированием успешного прохождения иностранным гражданином (лицом без гражданства) экзамена, были вынесены в 2019 - 2020 гг. До указанного момента для квалификации преступления по ст. 322.1 Уголовного кодекса РФ требовалось, как правило, совершение целого комплекса противоправных деяний: организация въезда и пребывания, незаконная постановка на учет иностранных граждан (лиц без гражданства) по месту жительства, получение квот на фиктивные фирмы для привлечения иностранных граждан к труду <7>, заключение и помощь в регистрации фиктивных браков иностранных граждан (лиц без гражданства) с гражданами Российской Федерации. Аналогичное понимание признаков объективной стороны данного состава демонстрирует и юридическая наука <8>.
(Иванова Е.Л.)
("Российский следователь", 2024, N 11)По материалам судебной практики, опубликованной в общедоступных источниках, видно, что первые приговоры по указанной статье, где объективная сторона охватывалась исключительно инсценированием успешного прохождения иностранным гражданином (лицом без гражданства) экзамена, были вынесены в 2019 - 2020 гг. До указанного момента для квалификации преступления по ст. 322.1 Уголовного кодекса РФ требовалось, как правило, совершение целого комплекса противоправных деяний: организация въезда и пребывания, незаконная постановка на учет иностранных граждан (лиц без гражданства) по месту жительства, получение квот на фиктивные фирмы для привлечения иностранных граждан к труду <7>, заключение и помощь в регистрации фиктивных браков иностранных граждан (лиц без гражданства) с гражданами Российской Федерации. Аналогичное понимание признаков объективной стороны данного состава демонстрирует и юридическая наука <8>.
Статья: Юридически значимые волеизъявления в законодательстве и правоприменительной практике
(Нохрина М.Л.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 7)Для рассмотрения остаются заявления о заключении и расторжении брака, согласие родителей на получение гражданства несовершеннолетним ребенком, согласие родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения <14>, заявление о снятии с регистрационного учета, ходатайство о переоформлении патента <15>. Несомненно, что они относятся к административному и государственному праву, поскольку имеют место в правоотношениях с государственными органами. Следует сделать более широкий вывод: любые заявления на оказание государственных услуг соответствующими государственными органами относятся к волеизъявлениям в рамках административного права.
(Нохрина М.Л.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 7)Для рассмотрения остаются заявления о заключении и расторжении брака, согласие родителей на получение гражданства несовершеннолетним ребенком, согласие родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения <14>, заявление о снятии с регистрационного учета, ходатайство о переоформлении патента <15>. Несомненно, что они относятся к административному и государственному праву, поскольку имеют место в правоотношениях с государственными органами. Следует сделать более широкий вывод: любые заявления на оказание государственных услуг соответствующими государственными органами относятся к волеизъявлениям в рамках административного права.