Получатель пожертвования
Подборка наиболее важных документов по запросу Получатель пожертвования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль5.2. Могут ли в целях налогообложения прибыли быть получателями пожертвований организации, которые не входят в перечень таковых по законодательству?
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"4. Если договором пожертвования не определены конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, срок, на который формируется целевой капитал, а также если договором пожертвования со специализированной организацией не определены получатели дохода от целевого капитала, то конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала и получатели дохода от целевого капитала определяются советом по использованию целевого капитала некоммерческой организации, с которой заключен договор пожертвования, в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и уставом некоммерческой организации.
(ред. от 25.10.2024)
"О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"4. Если договором пожертвования не определены конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, срок, на который формируется целевой капитал, а также если договором пожертвования со специализированной организацией не определены получатели дохода от целевого капитала, то конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала и получатели дохода от целевого капитала определяются советом по использованию целевого капитала некоммерческой организации, с которой заключен договор пожертвования, в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и уставом некоммерческой организации.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, предельный размер вычета, установленный настоящим абзацем, может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Указанным законом субъекта Российской Федерации также могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.
(ред. от 17.11.2025)Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, предельный размер вычета, установленный настоящим абзацем, может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации до 30 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Указанным законом субъекта Российской Федерации также могут быть установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с просьбой отменить решение суда первой инстанции, отказать Обществу в удовлетворении заявления. Суд кассационной инстанции, исследуя материалы дела, пришел к выводу, что суд первой инстанции не оценил доводы Управления о том, что установление в п. 4.1.2 договора N 24/8 фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". О принудительном характере указанного в п. 4.1.2 договора добровольного пожертвования в размере 10 000 руб. также свидетельствует установление исполнителем в п. 6.7 договора ответственности заказчика в виде неустойки в размере 1% от неуплаченной суммы "добровольного пожертвования" за каждый день просрочки. В договоре не указано, что единовременный платеж в размере 10 000 руб. должен быть направлен на общеполезные цели. Кроме того, Общество не относится к указанным в п. 1 ст. 582 ГК получателям пожертвований, так как не является некоммерческой организацией. Установленное в договоре N 24/8 условие о невозвратности "благотворительного пожертвования" является нарушением ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и ст. 1102 ГК (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.02.2022 N Ф08-14444/21 по делу N А53-18491/2020; Определением Верховного Суда РФ от 19.07.2021 N 308-ЭС21-10461 по делу N А53-18491/2020 Обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с просьбой отменить решение суда первой инстанции, отказать Обществу в удовлетворении заявления. Суд кассационной инстанции, исследуя материалы дела, пришел к выводу, что суд первой инстанции не оценил доводы Управления о том, что установление в п. 4.1.2 договора N 24/8 фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". О принудительном характере указанного в п. 4.1.2 договора добровольного пожертвования в размере 10 000 руб. также свидетельствует установление исполнителем в п. 6.7 договора ответственности заказчика в виде неустойки в размере 1% от неуплаченной суммы "добровольного пожертвования" за каждый день просрочки. В договоре не указано, что единовременный платеж в размере 10 000 руб. должен быть направлен на общеполезные цели. Кроме того, Общество не относится к указанным в п. 1 ст. 582 ГК получателям пожертвований, так как не является некоммерческой организацией. Установленное в договоре N 24/8 условие о невозвратности "благотворительного пожертвования" является нарушением ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и ст. 1102 ГК (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.02.2022 N Ф08-14444/21 по делу N А53-18491/2020; Определением Верховного Суда РФ от 19.07.2021 N 308-ЭС21-10461 по делу N А53-18491/2020 Обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Ситуация: Как заполнить декларацию 3-НДФЛ за 2024 г. для получения социального вычета на благотворительность?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в строке 090 - сумма, перечисленная в виде пожертвования. Значение данного показателя в общем случае не должно превышать 25% (30% - если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений и если законом субъекта РФ увеличен предельный размер вычета) от суммы налогооблагаемого дохода, полученного вами в налоговом периоде;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в строке 090 - сумма, перечисленная в виде пожертвования. Значение данного показателя в общем случае не должно превышать 25% (30% - если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений и если законом субъекта РФ увеличен предельный размер вычета) от суммы налогооблагаемого дохода, полученного вами в налоговом периоде;
Статья: Относительно определенные нормы-аналогии в частноправовом регулировании экономической деятельности
(Микрюков В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Указанная норма-аналогия с относительно определенной диспозицией вносит элемент неопределенности в установление круга субъектов, способных принять пожертвование. При отсутствии реальной возможности исчерпывающим образом перечислить абсолютно все разновидности потенциальных благополучателей, фиксация в норме некоторых из них с указанием на то, что все другие получатели пожертвования должны быть им аналогичны, выглядит вполне разумно.
(Микрюков В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Указанная норма-аналогия с относительно определенной диспозицией вносит элемент неопределенности в установление круга субъектов, способных принять пожертвование. При отсутствии реальной возможности исчерпывающим образом перечислить абсолютно все разновидности потенциальных благополучателей, фиксация в норме некоторых из них с указанием на то, что все другие получатели пожертвования должны быть им аналогичны, выглядит вполне разумно.
Ситуация: Как получить социальный вычет по НДФЛ на благотворительность?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В составе вычета учитываются только пожертвования, получателями которых являются следующие организации (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В составе вычета учитываются только пожертвования, получателями которых являются следующие организации (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ):
Статья: Конкурсное оспаривание благотворительных пожертвований. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 28 сентября 2023 года N 305-ЭС21-18053(6,8)
(Курбанов Б.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)В статье рассматривается правовая позиция СКЭС по делу "Кузбасстрансуголь", согласно которой для конкурсного оспаривания благотворительных пожертвований требуется доказать знание получателя пожертвования о цели должника причинить данной сделкой вред кредиторам. Автор приходит к выводу, что эта позиция не находит поддержки как с точки зрения системного толкования законодательства, так и с точки зрения истории и сравнительного права, а потому требует корректировки. Кроме того, рассматриваются условия, при которых получатель благотворительных пожертвований может быть защищен от конкурсного оспаривания. В разработке этих условий и состоит дальнейшее развитие права в данном вопросе.
(Курбанов Б.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)В статье рассматривается правовая позиция СКЭС по делу "Кузбасстрансуголь", согласно которой для конкурсного оспаривания благотворительных пожертвований требуется доказать знание получателя пожертвования о цели должника причинить данной сделкой вред кредиторам. Автор приходит к выводу, что эта позиция не находит поддержки как с точки зрения системного толкования законодательства, так и с точки зрения истории и сравнительного права, а потому требует корректировки. Кроме того, рассматриваются условия, при которых получатель благотворительных пожертвований может быть защищен от конкурсного оспаривания. В разработке этих условий и состоит дальнейшее развитие права в данном вопросе.
Готовое решение: Как отражается в учете НКО безвозмездно полученное благотворительное пожертвование (благотворительный взнос)
(КонсультантПлюс, 2025)пожертвование использовано получателем по целевому назначению;
(КонсультантПлюс, 2025)пожертвование использовано получателем по целевому назначению;