Получатель финансовых услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Получатель финансовых услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ"Пункт 3 статьи 14 Закона N 223-ФЗ определено, что член СРО по запросу СРО обязан предоставить всю информацию, необходимую для проведения проверки, за исключением информации, составляющей государственную или налоговую тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен статьей 5 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", перечень сведений, составляющих, налоговую тайну, определены статьей 102 НК РФ, ни в том, ни в другом случае, персональные данные граждан - получателей финансовых услуг в состав государственной или налоговой тайны не входят."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об исключении дублирования требований НПА и базового стандарта защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющих МФО.
(Письмо Банка России от 20.03.2024 N 59-8-2/13052)Вопрос: В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон N 223-ФЗ) стандартами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (далее - СРО) признаются документы, устанавливающие требования к членам саморегулируемой организации и регулирующие отношения между членами саморегулируемой организации, между членами саморегулируемой организации и их клиентами, между саморегулируемой организацией и ее членами и между саморегулируемой организацией и клиентами ее членов; стандарты должны не противоречить законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России; базовые стандарты действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России на дату их применения.
(Письмо Банка России от 20.03.2024 N 59-8-2/13052)Вопрос: В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон N 223-ФЗ) стандартами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (далее - СРО) признаются документы, устанавливающие требования к членам саморегулируемой организации и регулирующие отношения между членами саморегулируемой организации, между членами саморегулируемой организации и их клиентами, между саморегулируемой организацией и ее членами и между саморегулируемой организацией и клиентами ее членов; стандарты должны не противоречить законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России; базовые стандарты действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России на дату их применения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"Статья 5.1. Тестирование получателя финансовых услуг
(ред. от 27.10.2025)
"О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"Статья 5.1. Тестирование получателя финансовых услуг
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание на деятельность оператора финансовой платформы включено в п. 18 комментируемой статьи с 20 июля 2020 г. Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ <51> в связи с принятием Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" <52>, в п. 2 ч. 1 ст. 2 которого (в ред. Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ <53>) определено, что оператор финансовой платформы - это юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества в соответствии с законодательством РФ, оказывающее услуги, связанные с обеспечением возможности совершения финансовых сделок между финансовыми организациями или эмитентами и получателями финансовых услуг с использованием финансовой платформы, и включенное Банком России в реестр операторов финансовых платформ. Там же установлено, что оператор финансовой платформы не является стороной финансовых сделок, совершаемых с использованием финансовой платформы.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание на деятельность оператора финансовой платформы включено в п. 18 комментируемой статьи с 20 июля 2020 г. Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ <51> в связи с принятием Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 211-ФЗ "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" <52>, в п. 2 ч. 1 ст. 2 которого (в ред. Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ <53>) определено, что оператор финансовой платформы - это юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества в соответствии с законодательством РФ, оказывающее услуги, связанные с обеспечением возможности совершения финансовых сделок между финансовыми организациями или эмитентами и получателями финансовых услуг с использованием финансовой платформы, и включенное Банком России в реестр операторов финансовых платформ. Там же установлено, что оператор финансовой платформы не является стороной финансовых сделок, совершаемых с использованием финансовой платформы.
Информация: Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Банка России", 2024)Совершенствование регулирования рынка происходило не только на уровне законодательства и нормативных актов Банка России, но и на уровне формирования Базовых стандартов СРО. В июне 2017 г. Банк России утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющих МФО <18>, и Базовый стандарт по управлению рисками МФО <19>, в апреле 2018 г. - Базовый стандарт совершения МФО операций на финансовом рынке <20>.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Совершенствование регулирования рынка происходило не только на уровне законодательства и нормативных актов Банка России, но и на уровне формирования Базовых стандартов СРО. В июне 2017 г. Банк России утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющих МФО <18>, и Базовый стандарт по управлению рисками МФО <19>, в апреле 2018 г. - Базовый стандарт совершения МФО операций на финансовом рынке <20>.
Статья: О совершенствовании правового регулирования противодействия мисселингу при оказании финансовых услуг
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)Отдельное регулирование перечня и способов доведения информации до потребителя закреплено в базовых стандартах защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Указанные стандарты в настоящее время разработаны для большинства некредитных финансовых организаций. Такие стандарты утверждаются Банком России и являются обязательными для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации <18>.
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)Отдельное регулирование перечня и способов доведения информации до потребителя закреплено в базовых стандартах защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Указанные стандарты в настоящее время разработаны для большинства некредитных финансовых организаций. Такие стандарты утверждаются Банком России и являются обязательными для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации <18>.
Статья: Изменение порядка рассмотрения финансовыми организациями обращений граждан (применение Федерального закона от 4 августа 2023 года N 442-ФЗ)
("Официальный сайт Банка России", 2025)Дополнительно обращаем внимание, что актуализация Базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, в целях приведения их в соответствие с нормами Федерального закона N 442-ФЗ осуществляется саморегулируемыми организациями, объединяющими финансовые организации соответствующего вида.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Дополнительно обращаем внимание, что актуализация Базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, в целях приведения их в соответствие с нормами Федерального закона N 442-ФЗ осуществляется саморегулируемыми организациями, объединяющими финансовые организации соответствующего вида.
Интервью: Жизнь по-новому
("Современные страховые технологии", 2024, N 2)Еще одно направление работы для нас - тестирование неквалифицированных инвесторов по тем договорам страхования жизни, по которым страховая сумма или дополнительный инвестиционный доход зависят от базового актива и в общем случае страховая премия не превышает 1,4 млн руб. Был принят Закон, который с 1 октября 2024 года делает это тестирование обязательным в дополнение к регуляторным требованиям к продукту. Нам нужно успеть внести изменения в Базовый стандарт по защите прав получателей финансовых услуг. У брокеров и управляющих компаний такой порядок тестирования действует с октября 2021 года, теперь и нам предстоит разработать аналогичные тесты.
("Современные страховые технологии", 2024, N 2)Еще одно направление работы для нас - тестирование неквалифицированных инвесторов по тем договорам страхования жизни, по которым страховая сумма или дополнительный инвестиционный доход зависят от базового актива и в общем случае страховая премия не превышает 1,4 млн руб. Был принят Закон, который с 1 октября 2024 года делает это тестирование обязательным в дополнение к регуляторным требованиям к продукту. Нам нужно успеть внести изменения в Базовый стандарт по защите прав получателей финансовых услуг. У брокеров и управляющих компаний такой порядок тестирования действует с октября 2021 года, теперь и нам предстоит разработать аналогичные тесты.
Статья: Саморегулирование в стандартизации страховой деятельности
(Артамонов А.)
("Современные страховые технологии", 2025, N 1)Стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации и иностранные организации (базовый стандарт защиты прав потребителей).
(Артамонов А.)
("Современные страховые технологии", 2025, N 1)Стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации и иностранные организации (базовый стандарт защиты прав потребителей).
Статья: Саморегулирование в микрофинансовой сфере и его влияние на защиту прав потребителей финансовых услуг
(Лесных Е.К.)
("Юрист", 2024, N 6)На текущем этапе развития саморегулирования микрофинансовых организаций (МФО) контрольные полномочия в целях защиты прав потребителей финансовых услуг МФО и обеспечения публичного интереса ограничены внутренними стандартами Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) <1> и базовыми стандартами <2>. С 1 июля 2017 г. применяются (за исключением некоторых положений) положения Базового стандарта <3> (далее - Стандарт), направленного на соблюдение прав и законных интересов получателей финансовых услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями.
(Лесных Е.К.)
("Юрист", 2024, N 6)На текущем этапе развития саморегулирования микрофинансовых организаций (МФО) контрольные полномочия в целях защиты прав потребителей финансовых услуг МФО и обеспечения публичного интереса ограничены внутренними стандартами Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) <1> и базовыми стандартами <2>. С 1 июля 2017 г. применяются (за исключением некоторых положений) положения Базового стандарта <3> (далее - Стандарт), направленного на соблюдение прав и законных интересов получателей финансовых услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями.
"Защита прав потребителей финансовых услуг: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)Базовые стандарты утверждаются Банком России по предложению саморегулируемых организаций и могут касаться защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, а также совершения операций на финансовом рынке (ч. 1 ст. 5).
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)Базовые стандарты утверждаются Банком России по предложению саморегулируемых организаций и могут касаться защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, а также совершения операций на финансовом рынке (ч. 1 ст. 5).
Вопрос: О проверке МФО наличия доступа получателя финансовой услуги к абонентскому номеру подвижной радиотелефонной связи при выдаче онлайн-микрозайма.
(Письмо Банка России от 10.10.2023 N 44-13/3910)Вопрос: Согласно ответу Банка России от 08.06.2023 N 44-13/2184 (далее - ответ) на обращение СРО от 10.05.2023 по вопросу применения пп. 5.8.4 Базового стандарта совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке (далее - Стандарт) направление МФО специального кода на абонентский номер, указанный в заявке на получение онлайн-микрозайма, и последующий ввод данного кода лицом, подавшим в МФО эту заявку, в поле подтверждения на официальном сайте МФО в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не будет свидетельствовать о наличии доступа к абонентскому номеру подвижной радиотелефонной связи (далее - абонентский номер) именно того лица, данные которого подлежат указанию в договоре микрозайма в качестве данных получателя финансовой услуги, в связи с чем данный способ проверки наличия доступа получателя финансовых услуг к абонентскому номеру не может рассматриваться как достаточный для исполнения пп. 5.8.4 Стандарта.
(Письмо Банка России от 10.10.2023 N 44-13/3910)Вопрос: Согласно ответу Банка России от 08.06.2023 N 44-13/2184 (далее - ответ) на обращение СРО от 10.05.2023 по вопросу применения пп. 5.8.4 Базового стандарта совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке (далее - Стандарт) направление МФО специального кода на абонентский номер, указанный в заявке на получение онлайн-микрозайма, и последующий ввод данного кода лицом, подавшим в МФО эту заявку, в поле подтверждения на официальном сайте МФО в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не будет свидетельствовать о наличии доступа к абонентскому номеру подвижной радиотелефонной связи (далее - абонентский номер) именно того лица, данные которого подлежат указанию в договоре микрозайма в качестве данных получателя финансовой услуги, в связи с чем данный способ проверки наличия доступа получателя финансовых услуг к абонентскому номеру не может рассматриваться как достаточный для исполнения пп. 5.8.4 Стандарта.
Статья: Современные подходы к пониманию услуг, оказываемых в финансовой сфере в электронной форме (электронных услуг)
(Иванова Е.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Важной задачей законодательства является защита получателей финансовых электронных услуг от недобросовестных действий со стороны поставщиков в цифровой среде. Например, предоставляется возможным ввести требование обязательной и ясной информации об услуге, ее стоимости, условиях оказания в электронном формате. Кроме того, целесообразно закрепить юридическую ответственность за нарушение прав потребителей электронных услуг в цифровой среде для исполнителей поставщиков таких услуг. Это может быть сделано путем ужесточения штрафов за нарушения, а также установления более жестких требований к процессу сбора и использования персональных данных. Также является допустимым введение обязательной сертификации для компаний, работающих в сфере электронной торговли, что позволит улучшить качество услуг и гарантировать безопасность их получателям.
(Иванова Е.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Важной задачей законодательства является защита получателей финансовых электронных услуг от недобросовестных действий со стороны поставщиков в цифровой среде. Например, предоставляется возможным ввести требование обязательной и ясной информации об услуге, ее стоимости, условиях оказания в электронном формате. Кроме того, целесообразно закрепить юридическую ответственность за нарушение прав потребителей электронных услуг в цифровой среде для исполнителей поставщиков таких услуг. Это может быть сделано путем ужесточения штрафов за нарушения, а также установления более жестких требований к процессу сбора и использования персональных данных. Также является допустимым введение обязательной сертификации для компаний, работающих в сфере электронной торговли, что позволит улучшить качество услуг и гарантировать безопасность их получателям.