Положение об отделе ЗАГС
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об отделе ЗАГС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 19.02.2024 по делу N 33а-1776/2024 (УИД 77RS0016-02-2023-002867-39)
Категория: Споры с органами ЗАГС.
Требования заявителя: Об обязании предоставить информацию, признании незаконным отказа в предоставлении информации.
Обстоятельства: Истец указал, что требуется раскрытие информации о генетической истории семьи, поскольку он намерен приобрести гражданство иностранного государства, а для этого необходимо представить сведения о национальности биологического отца.
Решение: Удовлетворено в части.При таком положении решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на отдел Управления записи актов гражданского состояния города Москвы предоставить фио надлежащим образом заверенную копию актовой записи о рождении из книги актов гражданского состояния, сделанную при первичной регистрации акта рождении фио паспортные данные; предоставления архивного первичного свидетельства о рождении, в котором содержатся сведения о его биологическом отце - фио, паспортные данные и архивной справки (либо иной документ), подтверждающей выдачу Свидетельства о рождении фио, паспортные данные, в котором были указаны данные (ФИО) родителей фио, том числе данные (ФИО) его биологического отца - фио, паспортные данные нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Категория: Споры с органами ЗАГС.
Требования заявителя: Об обязании предоставить информацию, признании незаконным отказа в предоставлении информации.
Обстоятельства: Истец указал, что требуется раскрытие информации о генетической истории семьи, поскольку он намерен приобрести гражданство иностранного государства, а для этого необходимо представить сведения о национальности биологического отца.
Решение: Удовлетворено в части.При таком положении решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на отдел Управления записи актов гражданского состояния города Москвы предоставить фио надлежащим образом заверенную копию актовой записи о рождении из книги актов гражданского состояния, сделанную при первичной регистрации акта рождении фио паспортные данные; предоставления архивного первичного свидетельства о рождении, в котором содержатся сведения о его биологическом отце - фио, паспортные данные и архивной справки (либо иной документ), подтверждающей выдачу Свидетельства о рождении фио, паспортные данные, в котором были указаны данные (ФИО) родителей фио, том числе данные (ФИО) его биологического отца - фио, паспортные данные нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2024 по делу N 88а-28539/2024 (УИД 61RS0011-01-2024-000038-42)
Категория: Споры с органами ЗАГС.
Требования заявителя: Об обязании предоставить информацию, признании незаконным отказа в предоставлении информации.
Обстоятельства: Истица считает незаконным отказ в предоставлении информации о ее биологических родителях с актовой записью о рождении.
Решение: Отказано.Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, основываясь на положениях статьи 139 Семейного кодекса РФ, статьи 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", правовой позиции, приведенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2015 года N 15-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан Г.Г. и Г.Т." пришли к выводу о том, что оспариваемое решение отдела ЗАГС Администрации Белокалитвинского района является законным и не нарушает права и интересы С.О.ИА., поскольку при обращении с заявлением, ею не представлены сведения о согласии усыновителей на разглашение сведений, а также сведения о смерти усыновителей.
Категория: Споры с органами ЗАГС.
Требования заявителя: Об обязании предоставить информацию, признании незаконным отказа в предоставлении информации.
Обстоятельства: Истица считает незаконным отказ в предоставлении информации о ее биологических родителях с актовой записью о рождении.
Решение: Отказано.Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, основываясь на положениях статьи 139 Семейного кодекса РФ, статьи 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", правовой позиции, приведенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2015 года N 15-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан Г.Г. и Г.Т." пришли к выводу о том, что оспариваемое решение отдела ЗАГС Администрации Белокалитвинского района является законным и не нарушает права и интересы С.О.ИА., поскольку при обращении с заявлением, ею не представлены сведения о согласии усыновителей на разглашение сведений, а также сведения о смерти усыновителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование информационных ресурсов сети Интернет при проведении прокурорских проверок
(Шакирьянов М.М., Гудков М.С.)
("Законность", 2023, N 4)Прокурор в целях проверки выявленной информации из отдела ЗАГС получил справку о том, что женщина является супругой главы округа и их брак не расторгнут. У организации - исполнителя муниципального контракта был истребован договор залога доли в уставном капитале, из положений которого следовало, что залогодатель (то есть супруга главы городского округа) на период действия залоговых обязательств обладает всеми правами учредителя, а именно имеет право принимать участие в распределении прибыли общества. Как было установлено прокуратурой ранее, значительную часть доходов указанного общества составляли денежные средства местного бюджета, выплаченные в рамках исполнения муниципального контракта.
(Шакирьянов М.М., Гудков М.С.)
("Законность", 2023, N 4)Прокурор в целях проверки выявленной информации из отдела ЗАГС получил справку о том, что женщина является супругой главы округа и их брак не расторгнут. У организации - исполнителя муниципального контракта был истребован договор залога доли в уставном капитале, из положений которого следовало, что залогодатель (то есть супруга главы городского округа) на период действия залоговых обязательств обладает всеми правами учредителя, а именно имеет право принимать участие в распределении прибыли общества. Как было установлено прокуратурой ранее, значительную часть доходов указанного общества составляли денежные средства местного бюджета, выплаченные в рамках исполнения муниципального контракта.
Статья: Исключительные обстоятельства снижения минимального брачного возраста: виды, критерий уважительности, проблемы регламентирования
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Более того, в некоторых субъектах РФ отсутствуют законы о снижении общего минимального брачного возраста, что необоснованно ухудшает положение несовершеннолетних, не достигших 16 лет, имеющих исключительные обстоятельства, в отличие от их сверстников, проживающих в других регионах. Так, 15-летняя жительница Свердловской области получила от Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району разрешение на снижение брачного возраста в связи с беременностью. Однако отдел ЗАГС г. Ирбита отказал в регистрации брака. В данном деле суд занял сторону ответчика, так как в Свердловской области не принят закон, разрешающий снижать брачный возраст ниже 16 лет <7>.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Более того, в некоторых субъектах РФ отсутствуют законы о снижении общего минимального брачного возраста, что необоснованно ухудшает положение несовершеннолетних, не достигших 16 лет, имеющих исключительные обстоятельства, в отличие от их сверстников, проживающих в других регионах. Так, 15-летняя жительница Свердловской области получила от Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району разрешение на снижение брачного возраста в связи с беременностью. Однако отдел ЗАГС г. Ирбита отказал в регистрации брака. В данном деле суд занял сторону ответчика, так как в Свердловской области не принят закон, разрешающий снижать брачный возраст ниже 16 лет <7>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Как следует из свидетельства о смерти, выданного 10 апреля 2023 г. отделом ЗАГС администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Ж. умер 12 февраля 2023 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Как следует из свидетельства о смерти, выданного 10 апреля 2023 г. отделом ЗАГС администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Ж. умер 12 февраля 2023 г.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)2.3 22 июля 2014 года автор и оба его сына въехали в Коста-Рику с паспортами Соединенных Штатов. 30 июля 2014 года автор ходатайствовал о регистрации своих сыновей в Отделе записи актов гражданского состояния Верховного суда по избирательным делам Коста-Рики. В своем решении от 19 августа 2014 года Отдел записи актов гражданского состояния постановил зарегистрировать родившихся мальчиков под обеими фамилиями автора согласно Гражданскому кодексу Коста-Рики и в тот же день сообщил автору о принятом решении.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)2.3 22 июля 2014 года автор и оба его сына въехали в Коста-Рику с паспортами Соединенных Штатов. 30 июля 2014 года автор ходатайствовал о регистрации своих сыновей в Отделе записи актов гражданского состояния Верховного суда по избирательным делам Коста-Рики. В своем решении от 19 августа 2014 года Отдел записи актов гражданского состояния постановил зарегистрировать родившихся мальчиков под обеими фамилиями автора согласно Гражданскому кодексу Коста-Рики и в тот же день сообщил автору о принятом решении.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Помимо территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в пределах административно-территориальных единиц могут быть созданы аналогичные структуры исполнительных органов субъектов Федерации. Возможность формирования территориальных подразделений органов, в том числе исполнительной власти, является неотъемлемым правом субъекта Федерации, что подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 9 апреля 1998 г. N 53-О <24>, поэтому практика их организации зависит от каждого конкретного региона. Как правило, на уровне городов и районов создаются отделы ЗАГС - в том случае, если правомочия по их созданию не переданы законами субъектов РФ в качестве отдельных государственных полномочий городским и муниципальным округам и они не являются структурными элементами местных администраций. К примеру, согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 4 мая 2009 г. N 319 <25>, на территории региона образовано 39 отделов ЗАГС, подотчетных областному управлению: 5 - в районах города Воронеж, 1 специализированный районный отдел, 31 - в муниципальных районах, 2 - в городских округах области.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Помимо территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в пределах административно-территориальных единиц могут быть созданы аналогичные структуры исполнительных органов субъектов Федерации. Возможность формирования территориальных подразделений органов, в том числе исполнительной власти, является неотъемлемым правом субъекта Федерации, что подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 9 апреля 1998 г. N 53-О <24>, поэтому практика их организации зависит от каждого конкретного региона. Как правило, на уровне городов и районов создаются отделы ЗАГС - в том случае, если правомочия по их созданию не переданы законами субъектов РФ в качестве отдельных государственных полномочий городским и муниципальным округам и они не являются структурными элементами местных администраций. К примеру, согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 4 мая 2009 г. N 319 <25>, на территории региона образовано 39 отделов ЗАГС, подотчетных областному управлению: 5 - в районах города Воронеж, 1 специализированный районный отдел, 31 - в муниципальных районах, 2 - в городских округах области.