Положение об архитектурном облике
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об архитектурном облике (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере рекламы
(КонсультантПлюс, 2025)...Требования... определяют правила размещения рекламных конструкций с учетом внешнего архитектурного облика города (пункт 2 Требований).
(КонсультантПлюс, 2025)...Требования... определяют правила размещения рекламных конструкций с учетом внешнего архитектурного облика города (пункт 2 Требований).
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2023 N 88а-39587/2023 (УИД 50RS0026-01-2023-001956-57)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании распоряжения незаконным и его отмене.
Обстоятельства: Отсутствие местного порядка согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории муниципального образования не свидетельствует об освобождении административного истца от обязанности предварительного согласования соответствующего архитектурного решения на стадии получения разрешения на строительство.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции ошибочно приведены в судебном постановлении положения Административного регламента предоставления государственной услуги "Обеспечение подготовки и выдача свидетельств о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства на территории Московской области", утвержденного распоряжением Мособлархитектуры от 29 декабря 2022 года N 27РВ-765, который не подлежит применению к спорным правоотношениям, сами по себе не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции, выводы которого соответствуют установленным обстоятельствам и правовым нормам.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании распоряжения незаконным и его отмене.
Обстоятельства: Отсутствие местного порядка согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории муниципального образования не свидетельствует об освобождении административного истца от обязанности предварительного согласования соответствующего архитектурного решения на стадии получения разрешения на строительство.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции ошибочно приведены в судебном постановлении положения Административного регламента предоставления государственной услуги "Обеспечение подготовки и выдача свидетельств о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства на территории Московской области", утвержденного распоряжением Мособлархитектуры от 29 декабря 2022 года N 27РВ-765, который не подлежит применению к спорным правоотношениям, сами по себе не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции, выводы которого соответствуют установленным обстоятельствам и правовым нормам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы совершенствования законодательства о выполнении проектных и изыскательских работ
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В последнее время в Градостроительный кодекс РФ внесен ряд существенных изменений, касающихся как вопросов, связанных с документальным оформлением территориального планирования в целом, так и строительства и реконструкции зданий и сооружений. Так, применительно к объектам капитального строительства было закреплено понятие исполнительной документации, которая должна отражать фактическое исполнение решений, содержащихся в проектной и рабочей документации. Также в Кодекс включены положения об архитектурно-градостроительном облике и условиях его согласования, ответственности за причинение вреда в результате разрушения здания (сооружения) вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, о проведении государственной экологической экспертизы и т.д.
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В последнее время в Градостроительный кодекс РФ внесен ряд существенных изменений, касающихся как вопросов, связанных с документальным оформлением территориального планирования в целом, так и строительства и реконструкции зданий и сооружений. Так, применительно к объектам капитального строительства было закреплено понятие исполнительной документации, которая должна отражать фактическое исполнение решений, содержащихся в проектной и рабочей документации. Также в Кодекс включены положения об архитектурно-градостроительном облике и условиях его согласования, ответственности за причинение вреда в результате разрушения здания (сооружения) вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, о проведении государственной экологической экспертизы и т.д.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, в Московской области вплоть до 1 сентября 2023 года продолжало действовать и обновляться Положение о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области <1> (далее - Положение), которое, как видно из его названия и содержания, предусматривало необходимость согласования облика не только объектов жилищного строительства, что не соответствовало даже ранее действовавшим перечням.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, в Московской области вплоть до 1 сентября 2023 года продолжало действовать и обновляться Положение о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области <1> (далее - Положение), которое, как видно из его названия и содержания, предусматривало необходимость согласования облика не только объектов жилищного строительства, что не соответствовало даже ранее действовавшим перечням.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- предоставление в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство объектов капстроительства органы и организации согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капстроительства в целях получения разрешения на строительство не требуется, если для архитектурно-строительного проектирования использована информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, выданном до 1 сентября 2023 года. Указанное положение не распространяется на отдельные случаи.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- предоставление в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство объектов капстроительства органы и организации согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капстроительства в целях получения разрешения на строительство не требуется, если для архитектурно-строительного проектирования использована информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, выданном до 1 сентября 2023 года. Указанное положение не распространяется на отдельные случаи.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)18) о требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии).
(ред. от 31.07.2025)18) о требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии).
Вопрос: Какой установлен порядок проведения реконструкции многоквартирного дома?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Важно учитывать, что проект реконструкции, предусматривающий изменение архитектурно-градостроительного облика многоквартирного дома, в отношении которого градостроительным регламентом установлены определенные требования, подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Важно учитывать, что проект реконструкции, предусматривающий изменение архитектурно-градостроительного облика многоквартирного дома, в отношении которого градостроительным регламентом установлены определенные требования, подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Ситуация: Можно ли согласовать возведение пристройки к многоквартирному дому?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства (при необходимости)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства (при необходимости)
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления. Уполномоченный орган местного самоуправления в целях принятия решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства, в свою очередь, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а также вправе привлекать на безвозмездной основе представителей экспертного сообщества (экспертов в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, дендрологии и экологии). Однако следует учитывать, что положение ч. 4 комментируемой статьи носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено комментируемым Кодексом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления. Уполномоченный орган местного самоуправления в целях принятия решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства, в свою очередь, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а также вправе привлекать на безвозмездной основе представителей экспертного сообщества (экспертов в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, дендрологии и экологии). Однако следует учитывать, что положение ч. 4 комментируемой статьи носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено комментируемым Кодексом.
Вопрос: Что такое архитектурно-градостроительное решение?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 Положения утверждение архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве осуществляется с учетом особенностей градостроительной деятельности в субъекте РФ - городе федерального значения Москве и направлено на реализацию следующих целей и задач:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2 Положения утверждение архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве осуществляется с учетом особенностей градостроительной деятельности в субъекте РФ - городе федерального значения Москве и направлено на реализацию следующих целей и задач:
Статья: Правила проживания в многоквартирном доме
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Примером законного установления на общем собрании собственников помещений дополнительных правил пользования общим имуществом могут служить обстоятельства дела, изложенные в Определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 по делу N 88-6860/2022, например утвержденные решением общего собрания собственников Правила проживания в жилом комплексе, содержащие в том числе правила единого архитектурного облика комплекса и требования к единому стилю остекления балконов и лоджий внутри двора, способу установки кондиционеров и пр. Кроме того, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, помимо правил проживания, могут также утверждаться положение о порядке въезда и парковки на территории жилого комплекса и правила проведения строительно-ремонтных работ в жилом комплексе (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 по делу N 88-4375/2021, 2-2181/2020).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Примером законного установления на общем собрании собственников помещений дополнительных правил пользования общим имуществом могут служить обстоятельства дела, изложенные в Определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 по делу N 88-6860/2022, например утвержденные решением общего собрания собственников Правила проживания в жилом комплексе, содержащие в том числе правила единого архитектурного облика комплекса и требования к единому стилю остекления балконов и лоджий внутри двора, способу установки кондиционеров и пр. Кроме того, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, помимо правил проживания, могут также утверждаться положение о порядке въезда и парковки на территории жилого комплекса и правила проведения строительно-ремонтных работ в жилом комплексе (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 по делу N 88-4375/2021, 2-2181/2020).
Статья: Судебная практика рассмотрения споров, связанных с самовольным строительством
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Как отмечал Ф.П. Румянцев, "соотношение частного и публичного законодательства было и продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем юридической науки. Примером такого соотношения и поиска баланса защиты частных и публичных интересов можно смело назвать статью 222 ГК РФ о самовольной постройке, применение которой на практике затрагивает наряду с частноправовыми нормами целый ряд положений публичных отраслей законодательства (в частности, земельного и градостроительного). Следует отметить, что тема самовольной постройки в период бурного развития строительного рынка, стремительного обновления архитектурного облика практически всех категорий городов приобретает особую актуальность в оптимизации законодательного обеспечения данной сферы общественных отношений" <1>.
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Как отмечал Ф.П. Румянцев, "соотношение частного и публичного законодательства было и продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем юридической науки. Примером такого соотношения и поиска баланса защиты частных и публичных интересов можно смело назвать статью 222 ГК РФ о самовольной постройке, применение которой на практике затрагивает наряду с частноправовыми нормами целый ряд положений публичных отраслей законодательства (в частности, земельного и градостроительного). Следует отметить, что тема самовольной постройки в период бурного развития строительного рынка, стремительного обновления архитектурного облика практически всех категорий городов приобретает особую актуальность в оптимизации законодательного обеспечения данной сферы общественных отношений" <1>.
Вопрос: Что понимается под дизайн-кодом населенного пункта?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 7.2, 7.4 Методических рекомендаций в правила благоустройства территории муниципальных образований рекомендуется включать положения по созданию дизайн-кода населенного пункта, в том числе требования по содержанию и поддержанию привлекательного визуального облика внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, в том числе в отношении элементов объектов капитального строительства (крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, оконных и дверных проемов, витражей, витрин, навесов, балконов, входных групп, цоколей, террас, дымоходов, водосточных труб и других элементов), а также правила размещения на них оборудования (антенн, наружных кондиционеров и другого оборудования) и конструкций, в том числе средств размещения информации, рекламы, вывесок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 7.2, 7.4 Методических рекомендаций в правила благоустройства территории муниципальных образований рекомендуется включать положения по созданию дизайн-кода населенного пункта, в том числе требования по содержанию и поддержанию привлекательного визуального облика внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, в том числе в отношении элементов объектов капитального строительства (крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, оконных и дверных проемов, витражей, витрин, навесов, балконов, входных групп, цоколей, террас, дымоходов, водосточных труб и других элементов), а также правила размещения на них оборудования (антенн, наружных кондиционеров и другого оборудования) и конструкций, в том числе средств размещения информации, рекламы, вывесок.