Положение о внутреннем аудите
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о внутреннем аудите (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения аудита при обработке персональных данных законодательством РФ не установлен. Вы можете утвердить его локальным нормативным актом. На практике обычно принимают положение о внутреннем контроле и (или) аудите. Применительно к проведению аудита в этом документе можно определить, в частности:
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения аудита при обработке персональных данных законодательством РФ не установлен. Вы можете утвердить его локальным нормативным актом. На практике обычно принимают положение о внутреннем контроле и (или) аудите. Применительно к проведению аудита в этом документе можно определить, в частности:
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция главного эксперта по внутреннему аудиту (заместителя начальника, начальника, заместителя руководителя, руководителя) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Нормативные акты
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"2. В целях организации внутреннего аудита страховщик утверждает положение об организации и осуществлении внутреннего аудита (далее - положение о внутреннем аудите), которое должно содержать:
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"2. В целях организации внутреннего аудита страховщик утверждает положение об организации и осуществлении внутреннего аудита (далее - положение о внутреннем аудите), которое должно содержать:
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10) утверждает положение о службе внутреннего аудита публично-правовой компании, годовой план деятельности службы внутреннего аудита публично-правовой компании, а также ее годовой отчет;
(ред. от 28.12.2024)
"О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10) утверждает положение о службе внутреннего аудита публично-правовой компании, годовой план деятельности службы внутреннего аудита публично-правовой компании, а также ее годовой отчет;
Статья: Политика риск-ориентированного внутреннего аудита предприятий реального сектора экономики
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)15. Методические указания по подготовке Положения о внутреннем аудите (одобрены Поручением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N ИШ-П13-4148).
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)15. Методические указания по подготовке Положения о внутреннем аудите (одобрены Поручением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N ИШ-П13-4148).
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)При организации внутреннего аудита важно учитывать некоторые моменты, способствующие его эффективности. Во-первых, необходимо четко закрепить в учредительных документах, каким именно органом управления утверждается положение о внутреннем аудите, а также зафиксировать его подотчетность. При этом необходима его максимальная независимость от таких органов и иных субъектов, включая работников и третьих лиц. Во-вторых, должны быть четко определены функции, задачи и контрольные мероприятия, проводимые при внутреннем аудите. В частности, в рамках защиты прав участников корпоративных отношений проводится оценка соблюдения прав акционеров. Согласно судебной практике, непредставление обществом заключения аудиторской проверки при подготовке проведения общего собрания общества следует квалифицировать как существенное нарушение прав участника, поскольку отсутствие такого заключения лишает законного права участника на осуществление контроля за хозяйственной деятельностью общества <302>. В-третьих, необходимо утвердить внутренний регламент, регулирующий взаимодействие между субъектами, осуществляющими внутренний контроль, и другими структурными подразделениями корпорации, в котором будут отражены сроки и информация о предстоящих внутренних проверках, права и обязанности таких субъектов, а также какие конкретно их действия и действия других структурных подразделений необходимо документировать для дальнейшего использования при проведении проверок. Кроме того, в регламенте желательно закрепить возможность смежных профильных подразделений (например, юридического отдела, бухгалтерии и других) участвовать в проведении проверок совместно с внутренними аудиторами. Указанную документацию необходимо составлять как можно точнее, прописывая все детали, поскольку она может быть запрошена контролирующим органом в рамках проведения проверки со стороны государства. При этом согласимся с мнением О.В. Гутникова и С.А. Синицына о том, что в связи с обилием внутренних документов в обществе необходимым признается установление иерархии таких документов, а также "разъяснение последствий противоречия положений внутренних документов корпоративному законодательству" <303>.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)При организации внутреннего аудита важно учитывать некоторые моменты, способствующие его эффективности. Во-первых, необходимо четко закрепить в учредительных документах, каким именно органом управления утверждается положение о внутреннем аудите, а также зафиксировать его подотчетность. При этом необходима его максимальная независимость от таких органов и иных субъектов, включая работников и третьих лиц. Во-вторых, должны быть четко определены функции, задачи и контрольные мероприятия, проводимые при внутреннем аудите. В частности, в рамках защиты прав участников корпоративных отношений проводится оценка соблюдения прав акционеров. Согласно судебной практике, непредставление обществом заключения аудиторской проверки при подготовке проведения общего собрания общества следует квалифицировать как существенное нарушение прав участника, поскольку отсутствие такого заключения лишает законного права участника на осуществление контроля за хозяйственной деятельностью общества <302>. В-третьих, необходимо утвердить внутренний регламент, регулирующий взаимодействие между субъектами, осуществляющими внутренний контроль, и другими структурными подразделениями корпорации, в котором будут отражены сроки и информация о предстоящих внутренних проверках, права и обязанности таких субъектов, а также какие конкретно их действия и действия других структурных подразделений необходимо документировать для дальнейшего использования при проведении проверок. Кроме того, в регламенте желательно закрепить возможность смежных профильных подразделений (например, юридического отдела, бухгалтерии и других) участвовать в проведении проверок совместно с внутренними аудиторами. Указанную документацию необходимо составлять как можно точнее, прописывая все детали, поскольку она может быть запрошена контролирующим органом в рамках проведения проверки со стороны государства. При этом согласимся с мнением О.В. Гутникова и С.А. Синицына о том, что в связи с обилием внутренних документов в обществе необходимым признается установление иерархии таких документов, а также "разъяснение последствий противоречия положений внутренних документов корпоративному законодательству" <303>.
Статья: Перспективы использования технологий искусственного интеллекта в работе внутреннего аудитора хозяйствующего субъекта
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Изучение положений о внутреннем аудите крупнейших отечественных холдинговых структур позволило сделать вывод, что функция внутреннего аудита организована преимущественно следующим образом: подразделение внутреннего аудита сформировано на базе материнской (или управляющей) компании и осуществляет аудит дочерних и зависимых организаций в соответствии с утвержденным советом директоров планом деятельности. Анализ списка аффилированных <8> лиц одной из крупных вертикально интегрированных компаний показал, что в ее структуру входит более 500 связанных обществ, имеющих разнонаправленную специфику деятельности, в том числе: добыча нефти и ее переработка, охранные услуги, деятельность морского, речного и воздушного транспорта, финансовые и инжиниринговые услуги, управление имуществом, погрузочно-разгрузочные работы, электроснабжение, санаторно-курортные услуги и многие другие. В результате подразделение внутреннего аудита материнской компании, следуя лучшим мировым и отечественным практикам, должно обеспечить высокое качество предоставляемых гарантий и консультаций с учетом многообразия видов деятельности дочерних компаний, что в итоге приводит к ориентации внутреннего аудита на "внутренний контроль и управление рисками", абстрагируясь от специфики хозяйствования объекта аудита.
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Изучение положений о внутреннем аудите крупнейших отечественных холдинговых структур позволило сделать вывод, что функция внутреннего аудита организована преимущественно следующим образом: подразделение внутреннего аудита сформировано на базе материнской (или управляющей) компании и осуществляет аудит дочерних и зависимых организаций в соответствии с утвержденным советом директоров планом деятельности. Анализ списка аффилированных <8> лиц одной из крупных вертикально интегрированных компаний показал, что в ее структуру входит более 500 связанных обществ, имеющих разнонаправленную специфику деятельности, в том числе: добыча нефти и ее переработка, охранные услуги, деятельность морского, речного и воздушного транспорта, финансовые и инжиниринговые услуги, управление имуществом, погрузочно-разгрузочные работы, электроснабжение, санаторно-курортные услуги и многие другие. В результате подразделение внутреннего аудита материнской компании, следуя лучшим мировым и отечественным практикам, должно обеспечить высокое качество предоставляемых гарантий и консультаций с учетом многообразия видов деятельности дочерних компаний, что в итоге приводит к ориентации внутреннего аудита на "внутренний контроль и управление рисками", абстрагируясь от специфики хозяйствования объекта аудита.
Статья: Ключевые направления внутреннего аудита в рамках реализации ПВР
(Драганюк Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)Статья привлекает внимание к некоторым из отмеченных проблем. Полагаю ее очень полезной и своевременной. Необходимо активное нормативное развитие методологии ПВР-аудита вслед за вырвавшимся вперед ПВР-менеджментом. Для этого в том числе необходимы актуализация принципов и правил внутреннего аудита и внутреннего контроля, закрепленных в Положении N 242-П <2>, их синхронизация с современными реалиями, в том числе Положением N 845-П.
(Драганюк Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)Статья привлекает внимание к некоторым из отмеченных проблем. Полагаю ее очень полезной и своевременной. Необходимо активное нормативное развитие методологии ПВР-аудита вслед за вырвавшимся вперед ПВР-менеджментом. Для этого в том числе необходимы актуализация принципов и правил внутреннего аудита и внутреннего контроля, закрепленных в Положении N 242-П <2>, их синхронизация с современными реалиями, в том числе Положением N 845-П.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)В своей деятельности служба внутреннего аудита в целях исключения конфликта интересов тесно взаимодействует с другими службами по управлению рисками, а также в линейном порядке со всеми профильными подразделениями предприятия. При исполнении функциональных прав и обязанностей служба внутреннего аудита руководствуется прежде всего положением о внутреннем аудите, а также другими локальными внутренними нормативными актами предприятия.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)В своей деятельности служба внутреннего аудита в целях исключения конфликта интересов тесно взаимодействует с другими службами по управлению рисками, а также в линейном порядке со всеми профильными подразделениями предприятия. При исполнении функциональных прав и обязанностей служба внутреннего аудита руководствуется прежде всего положением о внутреннем аудите, а также другими локальными внутренними нормативными актами предприятия.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 2 комментируемой статьи также предусматривает, что порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства. На основании этого Решением совета директоров Агентства от 5 октября 2015 г. (протокол N 13) утверждено Положение о службе внутреннего аудита Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" <200>, в п. 2.1 которого определено, что внутренний аудит - это деятельность, осуществляемая службой внутреннего аудита Агентства в соответствии с планом работы названной службы, а также поручениями совета директоров Агентства или генерального директора Агентства, направленная на совершенствование функционирования Агентства и предоставление указанным органам управления Агентства объективной и независимой информации:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 2 комментируемой статьи также предусматривает, что порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства. На основании этого Решением совета директоров Агентства от 5 октября 2015 г. (протокол N 13) утверждено Положение о службе внутреннего аудита Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" <200>, в п. 2.1 которого определено, что внутренний аудит - это деятельность, осуществляемая службой внутреннего аудита Агентства в соответствии с планом работы названной службы, а также поручениями совета директоров Агентства или генерального директора Агентства, направленная на совершенствование функционирования Агентства и предоставление указанным органам управления Агентства объективной и независимой информации:
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем утвердить форму отчета в положении о внутреннем аудите. Следует учесть, что понятность структуры отчета позволит снизить трудоемкость, а значит, и стоимость услуг внешнего аудитора.
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем утвердить форму отчета в положении о внутреннем аудите. Следует учесть, что понятность структуры отчета позволит снизить трудоемкость, а значит, и стоимость услуг внешнего аудитора.