Положение о счетной палате
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о счетной палате (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу статьи 268.1 БК РФ и положений Закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено..."
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу статьи 268.1 БК РФ и положений Закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается закрепления ответственности за нарушения в части средств резервных фондов на региональном уровне, необходимо обратиться к практике органов, осуществляющих внешний государственный финансовый контроль, т.е. контрольно-счетных органов субъектов Федерации. Указанные органы в своих актах обычно фактически дублируют положения Классификатора Счетной палаты РФ либо дают прямую ссылку на него.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается закрепления ответственности за нарушения в части средств резервных фондов на региональном уровне, необходимо обратиться к практике органов, осуществляющих внешний государственный финансовый контроль, т.е. контрольно-счетных органов субъектов Федерации. Указанные органы в своих актах обычно фактически дублируют положения Классификатора Счетной палаты РФ либо дают прямую ссылку на него.
Статья: Контроль Счетной палаты Российской Федерации за деятельностью институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Исходя из содержания видов аудита (контроля), которые рассмотрены в рамках настоящей работы, можно заключить, что указанные виды деятельности Счетной палаты РФ являются взаимодополняющими, поскольку позволяют обеспечить проведение оценки разных аспектов деятельности институтов развития, что в условиях выявляемых у них нарушений (недостатков), имеющих разный характер, дает возможность направить усилия на разрешение одновременно нескольких существенных проблем функционирования институтов развития. Неслучайным образом в положениях Закона о Счетной палате РФ прямо предусмотрено, что планирование деятельности контрольно-счетного органа должно обеспечивать сбалансированность и комплексность мероприятий стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита (контроля), а также учитывать взаимосвязь достижения целей стратегического аудита на основе результатов мероприятий аудита эффективности, основанных на данных финансового аудита (контроля) <36>.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Исходя из содержания видов аудита (контроля), которые рассмотрены в рамках настоящей работы, можно заключить, что указанные виды деятельности Счетной палаты РФ являются взаимодополняющими, поскольку позволяют обеспечить проведение оценки разных аспектов деятельности институтов развития, что в условиях выявляемых у них нарушений (недостатков), имеющих разный характер, дает возможность направить усилия на разрешение одновременно нескольких существенных проблем функционирования институтов развития. Неслучайным образом в положениях Закона о Счетной палате РФ прямо предусмотрено, что планирование деятельности контрольно-счетного органа должно обеспечивать сбалансированность и комплексность мероприятий стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита (контроля), а также учитывать взаимосвязь достижения целей стратегического аудита на основе результатов мероприятий аудита эффективности, основанных на данных финансового аудита (контроля) <36>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Счетная палата учреждает ведомственные награды и знаки отличия для награждения членов Коллегии Счетной палаты, инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты, а также других лиц, утверждает положения об этих наградах и знаках, их описания и рисунки, порядок награждения.
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Счетная палата учреждает ведомственные награды и знаки отличия для награждения членов Коллегии Счетной палаты, инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты, а также других лиц, утверждает положения об этих наградах и знаках, их описания и рисунки, порядок награждения.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)31 июля 1998 года N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)31 июля 1998 года N 145-ФЗ
Статья: Счетная палата Российской Федерации в системе органов государственного контроля: административно-правовые аспекты
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В юридической науке правовой статус Счетной палаты РФ рассматривается в аспекте таких фундаментальных категорий, как "властные государственные учреждения", "контрольная функция государства", "государственный контроль", которые, в свою очередь, наделяются свойствами государственного управления <1>. Однако многие теоретико-правовые положения в сфере деятельности Счетной палаты РФ до сих пор не проработаны на концептуальном уровне, при всей необходимости такого подхода для развития науки и законодательства в данной сфере. Необходимость такого концептуального подхода обусловлена как недостаточной нормативной обеспеченностью понятийно-категориального аппарата в сфере контроля со стороны Счетной палаты РФ, так и отсутствием фундаментальных научных разработок в этой сфере с учетом обновленного за последний период законодательства. Вместе с этим нельзя отрицать роль и значимость государственного контроля, выступающего основным направлением деятельности Счетной палаты РФ. Осуществляемый ею контроль Закон терминологически обозначает как "внешний государственный финансовый контроль". Данный вид государственного контроля способствует обеспечению законности, финансовой дисциплины в связи с реализацией конкретных мер государственного управления, мероприятий непосредственно в отношении различных направлений бюджетной деятельности государства, отвлечению его финансовых ресурсов в пользу хозяйствующих субъектов, но в целях обеспечения реализации задач и функций государства. Функции и задачи государства могут быть реально осуществлены лишь при условии наличия финансовых средств, а также законного и обоснованного финансового планирования использования указанных средств. В силу этого финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ занимает важное место в государственной деятельности. Иными словами, в его сущности и предназначении как правовой категории получают выражение функции государства, в их числе его функция управления, имеющая важное значение для государства и населения. Заметим, что в системе функций государства ученые выделяют также функцию финансового контроля как самостоятельную <2>.
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В юридической науке правовой статус Счетной палаты РФ рассматривается в аспекте таких фундаментальных категорий, как "властные государственные учреждения", "контрольная функция государства", "государственный контроль", которые, в свою очередь, наделяются свойствами государственного управления <1>. Однако многие теоретико-правовые положения в сфере деятельности Счетной палаты РФ до сих пор не проработаны на концептуальном уровне, при всей необходимости такого подхода для развития науки и законодательства в данной сфере. Необходимость такого концептуального подхода обусловлена как недостаточной нормативной обеспеченностью понятийно-категориального аппарата в сфере контроля со стороны Счетной палаты РФ, так и отсутствием фундаментальных научных разработок в этой сфере с учетом обновленного за последний период законодательства. Вместе с этим нельзя отрицать роль и значимость государственного контроля, выступающего основным направлением деятельности Счетной палаты РФ. Осуществляемый ею контроль Закон терминологически обозначает как "внешний государственный финансовый контроль". Данный вид государственного контроля способствует обеспечению законности, финансовой дисциплины в связи с реализацией конкретных мер государственного управления, мероприятий непосредственно в отношении различных направлений бюджетной деятельности государства, отвлечению его финансовых ресурсов в пользу хозяйствующих субъектов, но в целях обеспечения реализации задач и функций государства. Функции и задачи государства могут быть реально осуществлены лишь при условии наличия финансовых средств, а также законного и обоснованного финансового планирования использования указанных средств. В силу этого финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ занимает важное место в государственной деятельности. Иными словами, в его сущности и предназначении как правовой категории получают выражение функции государства, в их числе его функция управления, имеющая важное значение для государства и населения. Заметим, что в системе функций государства ученые выделяют также функцию финансового контроля как самостоятельную <2>.
Статья: Вопросы правового закрепления финансово-контрольных полномочий органов федеральной территории "Сириус"
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)<13> См.: Решение Совета федеральной территории "Сириус" от 19 ноября 2021 г. N 1-3/29 "О создании контрольно-счетной палаты федеральной территории "Сириус" и утверждении Положения о контрольно-счетной палате федеральной территории "Сириус". URL: https://nextcloud.sirius-ft.ru/index.php/s/iy4aGT2N53JYKH2 (дата обращения: 14.11.2024).
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)<13> См.: Решение Совета федеральной территории "Сириус" от 19 ноября 2021 г. N 1-3/29 "О создании контрольно-счетной палаты федеральной территории "Сириус" и утверждении Положения о контрольно-счетной палате федеральной территории "Сириус". URL: https://nextcloud.sirius-ft.ru/index.php/s/iy4aGT2N53JYKH2 (дата обращения: 14.11.2024).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Контроль за исполнением бюджета осуществляет и Счетная палата ФРГ (ст. 114 Основного закона ФРГ), члены которой пользуются независимостью судей. Счетная палата занимает особое положение между парламентом и Правительством, является независимым органом по отношению к обоим органам государственной власти. Она проверяет отчеты, а также рентабельность и правильность управления в экономической и бюджетной областях. Ежегодно палата должна информировать о своей деятельности как Правительство, так и Бундестаг и Бундесрат.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Контроль за исполнением бюджета осуществляет и Счетная палата ФРГ (ст. 114 Основного закона ФРГ), члены которой пользуются независимостью судей. Счетная палата занимает особое положение между парламентом и Правительством, является независимым органом по отношению к обоим органам государственной власти. Она проверяет отчеты, а также рентабельность и правильность управления в экономической и бюджетной областях. Ежегодно палата должна информировать о своей деятельности как Правительство, так и Бундестаг и Бундесрат.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Положение о порядке взаимодействия между Счетной палатой РФ и Генеральной прокуратурой РФ (принято Генпрокуратурой России 26 апреля 2005 г., Счетной палатой РФ 14 апреля 2005 г.).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Положение о порядке взаимодействия между Счетной палатой РФ и Генеральной прокуратурой РФ (принято Генпрокуратурой России 26 апреля 2005 г., Счетной палатой РФ 14 апреля 2005 г.).