Положение о порядке выплаты материальной помощи судьям
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о порядке выплаты материальной помощи судьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Положение о порядке выплаты премий и оказания материальной помощи судьям судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, утвержденное Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 116 <4>, не содержит исключений и ограничений в выплате премий для таких судей. Полагаю, что судьям в отставке, работающим в судах в порядке ст. 7.1 Закона о статусе судей, должна выплачиваться премия за счет фонда экономии оплаты труда на общих основаниях, поскольку судья, выйдя в отставку, сохраняет в силу закона звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу и пользуется всеми видами материального и социального обеспечения, установленными для действующих судей, в случае его привлечения к осуществлению обязанности судьи.
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Положение о порядке выплаты премий и оказания материальной помощи судьям судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, утвержденное Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 116 <4>, не содержит исключений и ограничений в выплате премий для таких судей. Полагаю, что судьям в отставке, работающим в судах в порядке ст. 7.1 Закона о статусе судей, должна выплачиваться премия за счет фонда экономии оплаты труда на общих основаниях, поскольку судья, выйдя в отставку, сохраняет в силу закона звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу и пользуется всеми видами материального и социального обеспечения, установленными для действующих судей, в случае его привлечения к осуществлению обязанности судьи.
"Научно-практический комментарий к Закону РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"
(постатейный)
(Баранова М.А., Григорьева Е.А., Исаенкова О.В., Манова Н.С., Соловьева Т.В., Францифоров Ю.В., Царев Ю.Н.)
(под ред. О.В. Исаенковой, Н.С. Мановой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В то же время в ряде субъектов РФ разработаны региональные положения, определяющие порядок выплаты премий и материальной помощи судьям соответствующих судов. Например, Положение о порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи судьям и федеральным государственным гражданским служащим Верховного суда Республики Калмыкия, утвержденное Приказом Верховного суда Республики Калмыкия от 16 апреля 2007 г. N 24-п (см. URL: http://vs.kalm.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=91). В данном случае прослеживается некоторое нарушение юрисдикции: судьи Верховного Суда Республики Калмыкия являются федеральными судьями, т.е. их правовой статус может быть регламентирован исключительно федеральными актами, в силу предписания настоящей статьи - актами Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Однако ввиду отсутствия норм федерального регулирования данный документ призван устранить указанный правовой пробел. Также следует заметить, что рассматриваемый Приказ был утвержден до вступления в силу положений настоящей статьи, т.е. в соответствии с ранее действовавшими положениями. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. его положения распространяются на отношения, возникшие после приобретения юридической силы указанными правовыми предписаниями.
(постатейный)
(Баранова М.А., Григорьева Е.А., Исаенкова О.В., Манова Н.С., Соловьева Т.В., Францифоров Ю.В., Царев Ю.Н.)
(под ред. О.В. Исаенковой, Н.С. Мановой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В то же время в ряде субъектов РФ разработаны региональные положения, определяющие порядок выплаты премий и материальной помощи судьям соответствующих судов. Например, Положение о порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи судьям и федеральным государственным гражданским служащим Верховного суда Республики Калмыкия, утвержденное Приказом Верховного суда Республики Калмыкия от 16 апреля 2007 г. N 24-п (см. URL: http://vs.kalm.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=91). В данном случае прослеживается некоторое нарушение юрисдикции: судьи Верховного Суда Республики Калмыкия являются федеральными судьями, т.е. их правовой статус может быть регламентирован исключительно федеральными актами, в силу предписания настоящей статьи - актами Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Однако ввиду отсутствия норм федерального регулирования данный документ призван устранить указанный правовой пробел. Также следует заметить, что рассматриваемый Приказ был утвержден до вступления в силу положений настоящей статьи, т.е. в соответствии с ранее действовавшими положениями. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. его положения распространяются на отношения, возникшие после приобретения юридической силы указанными правовыми предписаниями.
Нормативные акты
Постановление Губернатора Ленинградской области от 23.03.2005 N 63-пг
(ред. от 17.09.2025)
"Об утверждении Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих в Администрации Ленинградской области и аппаратах мировых судей Ленинградской области"2. Установить, что в соответствии со статьей 5 областного закона от 25 февраля 2005 года N 12-оз "О Перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области" порядок установления ежемесячных надбавок за особые условия работы, ежемесячного денежного поощрения, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи лицам, замещающим государственные должности в Администрации Ленинградской области, определяется Положением о материальном стимулировании государственных гражданских служащих в Администрации Ленинградской области и аппаратах мировых судей Ленинградской области, Положением о порядке выплаты премий в органах исполнительной власти Ленинградской области, аппаратах мировых судей Ленинградской области по итогам работы за квартал, год.
(ред. от 17.09.2025)
"Об утверждении Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих в Администрации Ленинградской области и аппаратах мировых судей Ленинградской области"2. Установить, что в соответствии со статьей 5 областного закона от 25 февраля 2005 года N 12-оз "О Перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области" порядок установления ежемесячных надбавок за особые условия работы, ежемесячного денежного поощрения, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи лицам, замещающим государственные должности в Администрации Ленинградской области, определяется Положением о материальном стимулировании государственных гражданских служащих в Администрации Ленинградской области и аппаратах мировых судей Ленинградской области, Положением о порядке выплаты премий в органах исполнительной власти Ленинградской области, аппаратах мировых судей Ленинградской области по итогам работы за квартал, год.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Григорьева Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)16. Размер денежных поощрений (премий) судей и работников аппаратов судов Российской Федерации по итогам работы за квартал и год не может быть меньше размеров, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти.
(постатейный)
(2-е издание)
(Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Григорьева Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)16. Размер денежных поощрений (премий) судей и работников аппаратов судов Российской Федерации по итогам работы за квартал и год не может быть меньше размеров, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти.
"Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(постатейный)
(Григорьева Е.А., Беляев М.А., Бочкарева Н.А., Кожевников О.А.)
(под ред. В.А. Дмитриева)
("Юстицинформ", 2016)В пределах установленного фонда оплаты труда судьям могут выплачиваться премии и оказываться материальная помощь. Порядок выплаты премий и оказания материальной помощи судьям определяется актами Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации для судей соответственно Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации и актами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов (см., например, Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 5 июня 2013 г. N 116 "Об утверждении Положения о порядке выплаты премий и оказания материальной помощи судьям судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов").
(постатейный)
(Григорьева Е.А., Беляев М.А., Бочкарева Н.А., Кожевников О.А.)
(под ред. В.А. Дмитриева)
("Юстицинформ", 2016)В пределах установленного фонда оплаты труда судьям могут выплачиваться премии и оказываться материальная помощь. Порядок выплаты премий и оказания материальной помощи судьям определяется актами Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации для судей соответственно Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации и актами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов (см., например, Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 5 июня 2013 г. N 116 "Об утверждении Положения о порядке выплаты премий и оказания материальной помощи судьям судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов").
Статья: Распространяются ли на руководителя положения коллективного договора о стимулирующих выплатах?
(Тяпухин С.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 2)- решение об оказании материальной помощи на основании письменного заявления руководителя в отношении его принимает министр.
(Тяпухин С.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 2)- решение об оказании материальной помощи на основании письменного заявления руководителя в отношении его принимает министр.
Статья: Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей
(Ермошин Г.Т.)
("Российский судья", 2014, N 5)К полномочиям по нормативному правовому регулированию организации деятельности судебного сегмента государственной власти и статуса судьи относятся полномочия Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей по правовому регулированию организации деятельности судебного сегмента государственной власти и статуса судьи <9>. Так, Совет судей РФ наделен полномочиями утверждать Типовые правила внутреннего распорядка судов, Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, Порядок и условия определения выслуги лет судей, рассматривать и согласовывать порядок выплаты премий и оказания материальной помощи судьям и др. Высшая квалификационная коллегия судей утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей. В рамках полномочий органов судейского сообщества по регулированию внутренней жизни судейского сообщества Всероссийский съезд судей принимает Кодекс судейской этики.
(Ермошин Г.Т.)
("Российский судья", 2014, N 5)К полномочиям по нормативному правовому регулированию организации деятельности судебного сегмента государственной власти и статуса судьи относятся полномочия Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей по правовому регулированию организации деятельности судебного сегмента государственной власти и статуса судьи <9>. Так, Совет судей РФ наделен полномочиями утверждать Типовые правила внутреннего распорядка судов, Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, Порядок и условия определения выслуги лет судей, рассматривать и согласовывать порядок выплаты премий и оказания материальной помощи судьям и др. Высшая квалификационная коллегия судей утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей. В рамках полномочий органов судейского сообщества по регулированию внутренней жизни судейского сообщества Всероссийский съезд судей принимает Кодекс судейской этики.
Статья: Разъяснения от ФНС: принять к сведению
(Будакова Н.И.)
("Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6)Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального фонда нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, не подпадает под действие положений ст. 217 НК РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
(Будакова Н.И.)
("Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6)Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального фонда нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, не подпадает под действие положений ст. 217 НК РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Статья: Отказ в исковых требованиях о взыскании алиментов
(Баянов С.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 29)В Обзоре судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей (утв. Президиумом ВС РФ 13.05.2015), обращается внимание, что в подтверждение этого обстоятельства суды и мировые судьи принимали во внимание обращение истца к ответчику с требованием об уплате алиментов, в частности направление заказных писем с уведомлением, содержащих требование о выплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка, обращение с указанным требованием посредством электронной почты, обращение истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка (если впоследствии судебный приказ был отменен), обращение в правоохранительные органы с заявлением о розыске ответчика, признание иска ответчиком и другие обстоятельства. В частности, такие обстоятельства могут выразиться в том, что обязанное лицо возражало против заключения с ним соглашения об уплате алиментов, на просьбы об оказании материальной помощи отвечало отказом, скрывало свое место нахождения, источники и размер доходов и т.п. (Справка Пермского краевого суда от 10.03.2008 "По вопросам применения законодательства об алиментных обязательствах"). Однако сохраняет актуальность положение о том, что наиболее достоверным доказательством обращения в порядке ст. 107 СК РФ является подача заявления мировому судье о выдаче судебного приказа.
(Баянов С.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 29)В Обзоре судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей (утв. Президиумом ВС РФ 13.05.2015), обращается внимание, что в подтверждение этого обстоятельства суды и мировые судьи принимали во внимание обращение истца к ответчику с требованием об уплате алиментов, в частности направление заказных писем с уведомлением, содержащих требование о выплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка, обращение с указанным требованием посредством электронной почты, обращение истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка (если впоследствии судебный приказ был отменен), обращение в правоохранительные органы с заявлением о розыске ответчика, признание иска ответчиком и другие обстоятельства. В частности, такие обстоятельства могут выразиться в том, что обязанное лицо возражало против заключения с ним соглашения об уплате алиментов, на просьбы об оказании материальной помощи отвечало отказом, скрывало свое место нахождения, источники и размер доходов и т.п. (Справка Пермского краевого суда от 10.03.2008 "По вопросам применения законодательства об алиментных обязательствах"). Однако сохраняет актуальность положение о том, что наиболее достоверным доказательством обращения в порядке ст. 107 СК РФ является подача заявления мировому судье о выдаче судебного приказа.
Статья: Комментарий к Постановлению АС ВВО от 18.07.2016 N А82-13922/2015
(Манохова С.В.)
("Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", 2016, N 9)А что же судьи? Арбитры не так критичны в своих суждениях и часто встают на сторону страхователей, подтверждая правомерность неначисления страховых взносов на суммы выплаченной материальной помощи.
(Манохова С.В.)
("Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", 2016, N 9)А что же судьи? Арбитры не так критичны в своих суждениях и часто встают на сторону страхователей, подтверждая правомерность неначисления страховых взносов на суммы выплаченной материальной помощи.
Статья: Налоговые нюансы при выплате сотрудникам премиальных
(Говоров В.Д.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2010, N 11)Требование об уплате штрафа в установленный срок налогоплательщиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения ревизоров к арбитрам. Но судьи встали на сторону налогоплательщиков.
(Говоров В.Д.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2010, N 11)Требование об уплате штрафа в установленный срок налогоплательщиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения ревизоров к арбитрам. Но судьи встали на сторону налогоплательщиков.
Вопрос: ...Работнику российской организации, выполняющему трудовые функции в обособленном подразделении вне РФ и не являющемуся налоговым резидентом РФ, по его заявлению организацией оказана материальная помощь на сумму свыше 4000 руб. для лечения родственника. Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ?
(Консультация эксперта, 2014)Вывод о том, что материальная помощь, выплаченная работнику в связи с лечением, медицинским обслуживанием, приобретением лекарств, протезированием, не связана с выполнением трудовых обязанностей и не является частью заработной платы по смыслу ст. 129 ТК РФ, содержится также в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2010 N Ф03-1522/2010 по делу N А51-1274/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2012 по делу N А27-10596/2011, ФАС Уральского округа от 16.07.2009 N Ф09-4883/09-С2 по делу N А76-23405/2008-51-616, ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2012 по делу N А44-4736/2011 (Определением ВАС РФ от 24.10.2012 N ВАС-13308/12 отказано в пересмотре дела в порядке надзора). Судьи признали, что выплата работникам материальной помощи в связи с семейным положением не является вознаграждением за конкретные результаты труда и не относится к заработной плате, определенной ст. 129 ТК РФ.
(Консультация эксперта, 2014)Вывод о том, что материальная помощь, выплаченная работнику в связи с лечением, медицинским обслуживанием, приобретением лекарств, протезированием, не связана с выполнением трудовых обязанностей и не является частью заработной платы по смыслу ст. 129 ТК РФ, содержится также в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2010 N Ф03-1522/2010 по делу N А51-1274/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2012 по делу N А27-10596/2011, ФАС Уральского округа от 16.07.2009 N Ф09-4883/09-С2 по делу N А76-23405/2008-51-616, ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2012 по делу N А44-4736/2011 (Определением ВАС РФ от 24.10.2012 N ВАС-13308/12 отказано в пересмотре дела в порядке надзора). Судьи признали, что выплата работникам материальной помощи в связи с семейным положением не является вознаграждением за конкретные результаты труда и не относится к заработной плате, определенной ст. 129 ТК РФ.