Положение о народном бюджете
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о народном бюджете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии отбора инициативных проектов и их влияние на достижение целей и задач инициативного бюджетирования в Российской Федерации
(Мошненко О.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)При введении положения об инициативном бюджетировании полагалось, что данный институт должен выполнять следующие задачи: повышение эффективности и рациональности использования бюджетных средств посредством участия граждан в определении приоритетных вопросов, обеспечение возможности граждан участвовать в реализации проектов инициативного бюджетирования и контроле за ходом их реализации, развитие общественной инфраструктуры за счет привлечения граждан к решению вопросов социально-экономического развития своей территории <5>.
(Мошненко О.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)При введении положения об инициативном бюджетировании полагалось, что данный институт должен выполнять следующие задачи: повышение эффективности и рациональности использования бюджетных средств посредством участия граждан в определении приоритетных вопросов, обеспечение возможности граждан участвовать в реализации проектов инициативного бюджетирования и контроле за ходом их реализации, развитие общественной инфраструктуры за счет привлечения граждан к решению вопросов социально-экономического развития своей территории <5>.
Статья: Взаимодействие населения с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития комфортной городской среды
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)<6> Постановление администрации города Тюмени от 4 февраля 2020 г. N 13-пк "Об утверждении Положения об инициативном бюджетировании в городе Тюмени" // Официальные документы города Тюмени. URL: http://tyumendoc.ru/docs/postanovleniya/view-6948.
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)<6> Постановление администрации города Тюмени от 4 февраля 2020 г. N 13-пк "Об утверждении Положения об инициативном бюджетировании в городе Тюмени" // Официальные документы города Тюмени. URL: http://tyumendoc.ru/docs/postanovleniya/view-6948.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р
(ред. от 15.10.2025)
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года>установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других существующих инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
(ред. от 15.10.2025)
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года>установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других существующих инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)<40> В 2022 г. из 85 субъектов РФ только 23 не являются получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; в бюджетах 37 доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ; в 6 регионах доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта; в 34 региональных бюджетах расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта. Приказ Минфина России от 11 ноября 2021 г. N 493 (ред. от 14.12.2021) "Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п. 5 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)<40> В 2022 г. из 85 субъектов РФ только 23 не являются получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; в бюджетах 37 доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ; в 6 регионах доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта; в 34 региональных бюджетах расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта. Приказ Минфина России от 11 ноября 2021 г. N 493 (ред. от 14.12.2021) "Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п. 5 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Опыт развития территориального самоуправления в Ульяновской области: проблемы реализации и перспективы развития
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Для эффективного взаимодействия в Ульяновской области в 2016 г. была организована Ассоциация ТОС Ульяновской области, в функционал которой вошли вопросы развития ТОС на территории региона, а также реализации информационной поддержки членов ТОС, а с 2019 г. - вопросы организации экономического сопровождения деятельности органов территориального самоуправления. Начиная с 2018 г. в региональную программу "Формирование комфортной городской среды на 2018 - 2022 годы" <4> внесли ряд положений, предусматривающих возможность предоставления субсидий из областного бюджета местным. Безвозмездно выделяемые денежные средства направляются на софинансирование обязательств, связанных с развитием ТОС в Ульяновской области. Стоит отметить, что финансовая поддержка реализуется посредством таких проектов, как "Народный бюджет" и "Местные инициативы". Так, например, только в рамках "Местных инициатив" в 2019 г. было реализовано более 100 инициированных населением проектов. В среднем каждое сельское ТОС получит около 140 тыс. руб., ТОС, расположенные в региональном центре, - 1,7 млн руб.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Для эффективного взаимодействия в Ульяновской области в 2016 г. была организована Ассоциация ТОС Ульяновской области, в функционал которой вошли вопросы развития ТОС на территории региона, а также реализации информационной поддержки членов ТОС, а с 2019 г. - вопросы организации экономического сопровождения деятельности органов территориального самоуправления. Начиная с 2018 г. в региональную программу "Формирование комфортной городской среды на 2018 - 2022 годы" <4> внесли ряд положений, предусматривающих возможность предоставления субсидий из областного бюджета местным. Безвозмездно выделяемые денежные средства направляются на софинансирование обязательств, связанных с развитием ТОС в Ульяновской области. Стоит отметить, что финансовая поддержка реализуется посредством таких проектов, как "Народный бюджет" и "Местные инициативы". Так, например, только в рамках "Местных инициатив" в 2019 г. было реализовано более 100 инициированных населением проектов. В среднем каждое сельское ТОС получит около 140 тыс. руб., ТОС, расположенные в региональном центре, - 1,7 млн руб.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В статье принцип участия граждан в бюджетном процессе рассматривается в разрезе общих принципов бюджетной системы Российской Федерации. На сегодня на территории нашей страны этот принцип реализуется через процедуру публичных слушаний. Они проходят ежегодно, когда разрабатывается закон о бюджете, или в период, когда формируется отчет о его исполнении. Автор статьи указывает на то, что в законодательстве существуют специальные принципы бюджетного процесса, применимые к бюджетно-процессуальной деятельности и деятельности публично-правовых образований. По его мнению, принцип участия граждан в бюджетном процессе должен занимать особое место в перечне специальных принципов бюджетного процесса. На практике, в частности, принцип участия граждан в бюджетном процессе реализуется за счет запуска программ инициативного бюджетирования. Особенно это ощутимо на региональном уровне и уровне муниципальных образований. В статье прослеживается мысль о том, что принцип участия граждан в бюджетном процессе на данный момент реализуется недостаточно полно. Поэтому необходимо закрепление правовых норм, предусматривающих положения данного принципа на законодательном уровне.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В статье принцип участия граждан в бюджетном процессе рассматривается в разрезе общих принципов бюджетной системы Российской Федерации. На сегодня на территории нашей страны этот принцип реализуется через процедуру публичных слушаний. Они проходят ежегодно, когда разрабатывается закон о бюджете, или в период, когда формируется отчет о его исполнении. Автор статьи указывает на то, что в законодательстве существуют специальные принципы бюджетного процесса, применимые к бюджетно-процессуальной деятельности и деятельности публично-правовых образований. По его мнению, принцип участия граждан в бюджетном процессе должен занимать особое место в перечне специальных принципов бюджетного процесса. На практике, в частности, принцип участия граждан в бюджетном процессе реализуется за счет запуска программ инициативного бюджетирования. Особенно это ощутимо на региональном уровне и уровне муниципальных образований. В статье прослеживается мысль о том, что принцип участия граждан в бюджетном процессе на данный момент реализуется недостаточно полно. Поэтому необходимо закрепление правовых норм, предусматривающих положения данного принципа на законодательном уровне.
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Как следует из буквального анализа приведенных положений Закона, участие и граждан, и публично-правового образования в софинансировании расходов на инициативный проект допускается, но не является обязательным, из чего можно сделать принципиально важный вывод о том, что финансовое участие граждан для инициативного бюджетирования не является обязательным <30>. Данный вывод должен иметь обязательное отражение в формулировке понятия "инициативное (партисипаторное) бюджетирование".
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Как следует из буквального анализа приведенных положений Закона, участие и граждан, и публично-правового образования в софинансировании расходов на инициативный проект допускается, но не является обязательным, из чего можно сделать принципиально важный вывод о том, что финансовое участие граждан для инициативного бюджетирования не является обязательным <30>. Данный вывод должен иметь обязательное отражение в формулировке понятия "инициативное (партисипаторное) бюджетирование".
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Ключевые слова: принципы бюджетной системы, участие граждан в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, участие граждан в бюджетном процессе, публичные слушания, инициативное бюджетирование.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Ключевые слова: принципы бюджетной системы, участие граждан в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, участие граждан в бюджетном процессе, публичные слушания, инициативное бюджетирование.