Положение о наказах
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о наказах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль закона и социалистического правосознания в юридической практике советских органов власти и управления в 1917 - 1928 гг.
(Шатковская Т.В., Диденко М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Особенностью советских законов рассматриваемого периода можно признать отсутствие их четких признаков и свойств. Собственно законами эти акты не назывались. Чаще всего их оформляли в виде декретов, использовались и такие формы, как постановления, положения, наказы, резолюции, инструкции, декларации, распоряжения и др. Попытки разграничить данные формы, по меткому выражению Н.Н. Алексеева, лишены юридического содержания и смысла <15>.
(Шатковская Т.В., Диденко М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Особенностью советских законов рассматриваемого периода можно признать отсутствие их четких признаков и свойств. Собственно законами эти акты не назывались. Чаще всего их оформляли в виде декретов, использовались и такие формы, как постановления, положения, наказы, резолюции, инструкции, декларации, распоряжения и др. Попытки разграничить данные формы, по меткому выражению Н.Н. Алексеева, лишены юридического содержания и смысла <15>.
Статья: Единообразие судебной практики в России по версии Судебной реформы 1864 года: рождение кассации
(Захаров В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Наконец, кассационные департаменты выступали в роли "блюстителя правосудия". Они осуществляли верховный надзор за правильностью организации и деятельности всех судов и должностных лиц судебного ведомства в Российской империи <24>. Кассационный департамент Сената, обнаруживший неправильное действие, беспорядки или злоупотребления, должен был принимать меры к восстановлению нарушенного порядка. Если он усматривал основания для привлечения виновных к ответственности, то возбуждал дисциплинарное производство. Сенаторы имели право делать предостережение или замечание суду в полном его составе или конкретному составу судей. При наличии убедительной информации о системных нарушениях в определенном суде Общее собрание кассационных департаментов Сената могло принять заключение о необходимости проведения сенатской ревизии, которое через министра юстиции представлялось императору. Наконец, министр юстиции при обнаружении несоответствия закону положений особых наказов судов инициировал их пересмотр в общем собрании кассационных департаментов <25>.
(Захаров В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Наконец, кассационные департаменты выступали в роли "блюстителя правосудия". Они осуществляли верховный надзор за правильностью организации и деятельности всех судов и должностных лиц судебного ведомства в Российской империи <24>. Кассационный департамент Сената, обнаруживший неправильное действие, беспорядки или злоупотребления, должен был принимать меры к восстановлению нарушенного порядка. Если он усматривал основания для привлечения виновных к ответственности, то возбуждал дисциплинарное производство. Сенаторы имели право делать предостережение или замечание суду в полном его составе или конкретному составу судей. При наличии убедительной информации о системных нарушениях в определенном суде Общее собрание кассационных департаментов Сената могло принять заключение о необходимости проведения сенатской ревизии, которое через министра юстиции представлялось императору. Наконец, министр юстиции при обнаружении несоответствия закону положений особых наказов судов инициировал их пересмотр в общем собрании кассационных департаментов <25>.
Нормативные акты
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Нормы законов о наказах перечисленных субъектов РФ развиваются муниципальными нормативными правовыми актами: уставами муниципальных образований; решениями представительных органов муниципальных образований об утверждении положений о наказах избирателей, решениями представительных органов муниципальных образований об организации работы с наказами избирателей <14>.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Нормы законов о наказах перечисленных субъектов РФ развиваются муниципальными нормативными правовыми актами: уставами муниципальных образований; решениями представительных органов муниципальных образований об утверждении положений о наказах избирателей, решениями представительных органов муниципальных образований об организации работы с наказами избирателей <14>.
Статья: 30 лет Парламенту России
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В ст. 1, 4, 7, 7.1, 19 Закона N 3-ФЗ закреплены основные положения правового статуса сенатора, депутата, который предполагает наличие как прав, так и обязанностей парламентариев. В науке конституционного права выделяют три основных вида мандата депутата: императивный, свободный, смешанный. Исторически первым возник императивный мандат, который нашел свою реализацию на выборах депутатов в Генеральные штаты во времена Великой французской буржуазной революции, когда депутаты получали наказы (инструкции) от избирателей и следовали им. После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия заимствовала этот конституционный институт и развила его как никакая другая страна мира. Основными элементами императивного мандата являются отзыв депутата, наказы избирателей. Под правом отзыва в науке советского государственного права понимали институт избирательного права, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения как по отзыву депутата, утратившего доверие избирателей, так и по выборам нового депутата по данному избирательному округу взамен отозванного <5>. Относительно наказов избирателей отмечалось, что они раскрывают взаимодействие непосредственной и представительной демократии, они есть прямое выражение воли избирателей <6>. Именно неисполнение наказов избирателей депутатом служило основанием его отзыва. Имелась практика сообщения о данных фактах в "Известиях Верховного Совета СССР (РСФСР)". В 1990-е годы был провозглашен свободный мандат депутата, когда он не связан с прямыми поручениями избирателей, его отзыв недопустим.
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В ст. 1, 4, 7, 7.1, 19 Закона N 3-ФЗ закреплены основные положения правового статуса сенатора, депутата, который предполагает наличие как прав, так и обязанностей парламентариев. В науке конституционного права выделяют три основных вида мандата депутата: императивный, свободный, смешанный. Исторически первым возник императивный мандат, который нашел свою реализацию на выборах депутатов в Генеральные штаты во времена Великой французской буржуазной революции, когда депутаты получали наказы (инструкции) от избирателей и следовали им. После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия заимствовала этот конституционный институт и развила его как никакая другая страна мира. Основными элементами императивного мандата являются отзыв депутата, наказы избирателей. Под правом отзыва в науке советского государственного права понимали институт избирательного права, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения как по отзыву депутата, утратившего доверие избирателей, так и по выборам нового депутата по данному избирательному округу взамен отозванного <5>. Относительно наказов избирателей отмечалось, что они раскрывают взаимодействие непосредственной и представительной демократии, они есть прямое выражение воли избирателей <6>. Именно неисполнение наказов избирателей депутатом служило основанием его отзыва. Имелась практика сообщения о данных фактах в "Известиях Верховного Совета СССР (РСФСР)". В 1990-е годы был провозглашен свободный мандат депутата, когда он не связан с прямыми поручениями избирателей, его отзыв недопустим.