Положение о муниципальных заимствованиях
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о муниципальных заимствованиях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие положения о государственных (муниципальных) заимствованиях закреплены в ст. 103 БК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ <335>) определено, что под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие положения о государственных (муниципальных) заимствованиях закреплены в ст. 103 БК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ <335>) определено, что под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
Статья: Проблемы формирования муниципальных бюджетов в условиях институциональных изменений
(Косинский П.Д., Новиков А.О., Вольфсон Э.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Муниципальное образование обладает правом осуществления муниципальных заимствований, включая выпуск муниципальных ценных бумаг. Данный процесс регулируется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - РФ) и уставами муниципальных образований. Федеральным законодательством определяются следующие положения в сфере муниципальных заимствований: порядок осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг; порядок исполнения обязательств муниципальными образованиями; процедура осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг; особенности осуществления обращения муниципальных ценных бумаг; порядок раскрытия информации относительно эмиссии муниципальных ценных бумаг.
(Косинский П.Д., Новиков А.О., Вольфсон Э.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Муниципальное образование обладает правом осуществления муниципальных заимствований, включая выпуск муниципальных ценных бумаг. Данный процесс регулируется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - РФ) и уставами муниципальных образований. Федеральным законодательством определяются следующие положения в сфере муниципальных заимствований: порядок осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг; порядок исполнения обязательств муниципальными образованиями; процедура осуществления эмиссии муниципальных ценных бумаг; особенности осуществления обращения муниципальных ценных бумаг; порядок раскрытия информации относительно эмиссии муниципальных ценных бумаг.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году с учетом положений статьи 104 настоящего Кодекса не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.";
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году с учетом положений статьи 104 настоящего Кодекса не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.";
Федеральный закон от 02.08.2019 N 278-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"6. Положения пунктов 20 и 26 статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части согласования субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) программ заимствований и гарантий, а также изменений в эти программы применяются к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
(ред. от 21.11.2022)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"6. Положения пунктов 20 и 26 статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части согласования субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) программ заимствований и гарантий, а также изменений в эти программы применяются к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Статья: "Симфония властей" как доктринальная основа триумвирата подсистем публичной власти
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)<13> Исаев И.А. "Симфония властей": взаимодействие власти и авторитета. С. 26 - 30; Нефедовский Г.В. Доктрина "симфонии властей" и современные особенности конституционно-правового развития // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. N 3. С. 41 - 49; Тимофеев Н.С. Соборность и общинность в развитии местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 8. С. 59 - 65.
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)<13> Исаев И.А. "Симфония властей": взаимодействие власти и авторитета. С. 26 - 30; Нефедовский Г.В. Доктрина "симфонии властей" и современные особенности конституционно-правового развития // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. N 3. С. 41 - 49; Тимофеев Н.С. Соборность и общинность в развитии местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 8. С. 59 - 65.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<7> Объем заимствований не может превышать объем дефицита бюджета, увеличенный на объем долговых обязательств, подлежащих погашению в финансовом году. Действующие положения БК РФ, а именно п. п. 3 и 4 ст. 106, изложены в редакции Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 562-ФЗ, допускающей превышение общих сумм заимствований субъектов РФ и муниципальных образований над общими суммами средств, направленными на финансирование дефицита бюджета, и объемами погашения долговых обязательств субъектов РФ или муниципальных образований соответственно на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного финансового года в связи с неполным использованием целевых межбюджетных трансфертов, целевых безвозмездных поступлений от организаций, дотаций, предоставленных с условиями их использования, а также на объем поступлений доходов отчетного финансового года, зачисленных в соответствующий бюджет после последнего рабочего дня отчетного финансового года. При возникновении целевых остатков в отчетном финансовом году соответствующие денежные средства должны быть учтены в качестве источников финансирования дефицита бюджета в текущем году с одновременным сокращением предельного объема заимствований на текущий финансовый год.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<7> Объем заимствований не может превышать объем дефицита бюджета, увеличенный на объем долговых обязательств, подлежащих погашению в финансовом году. Действующие положения БК РФ, а именно п. п. 3 и 4 ст. 106, изложены в редакции Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 562-ФЗ, допускающей превышение общих сумм заимствований субъектов РФ и муниципальных образований над общими суммами средств, направленными на финансирование дефицита бюджета, и объемами погашения долговых обязательств субъектов РФ или муниципальных образований соответственно на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного финансового года в связи с неполным использованием целевых межбюджетных трансфертов, целевых безвозмездных поступлений от организаций, дотаций, предоставленных с условиями их использования, а также на объем поступлений доходов отчетного финансового года, зачисленных в соответствующий бюджет после последнего рабочего дня отчетного финансового года. При возникновении целевых остатков в отчетном финансовом году соответствующие денежные средства должны быть учтены в качестве источников финансирования дефицита бюджета в текущем году с одновременным сокращением предельного объема заимствований на текущий финансовый год.
Статья: Состав нефинансовых активов и их квалификационные характеристики
(Клычова Г.С., Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)<2> Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н. URL: https://base.garant.ru/12180849/.
(Клычова Г.С., Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)<2> Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н. URL: https://base.garant.ru/12180849/.
Статья: Бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Особенности предоставления бюджетного кредита муниципальным образованиям
(Армасова Е.Р.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Для получения бюджетного кредита субъектами РФ и муниципальными образованиями имеется ряд условий, которые будут являться обязательными для стороны, получающей кредит. Основным таким условием является соответствие закона о бюджете субъекта РФ (решения о бюджете муниципального образования) на текущий финансовый год положениям БК РФ, где будут учитываться объемы дефицита бюджета, объемы заимствований и пределы государственного внутреннего долга <8>. Данные требования устанавливаются на дату заключения договора о предоставлении кредита. Также к ним относятся: отсутствие задолженности по возврату кредита и (или) платы за пользование кредитом в отчетном финансовом году; перечисление кредита на единые счета бюджетов, открытые в Федеральном казначействе, соблюдение необходимых условий в договоре, установленных Правительством Российской Федерации <9>.
(Армасова Е.Р.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Для получения бюджетного кредита субъектами РФ и муниципальными образованиями имеется ряд условий, которые будут являться обязательными для стороны, получающей кредит. Основным таким условием является соответствие закона о бюджете субъекта РФ (решения о бюджете муниципального образования) на текущий финансовый год положениям БК РФ, где будут учитываться объемы дефицита бюджета, объемы заимствований и пределы государственного внутреннего долга <8>. Данные требования устанавливаются на дату заключения договора о предоставлении кредита. Также к ним относятся: отсутствие задолженности по возврату кредита и (или) платы за пользование кредитом в отчетном финансовом году; перечисление кредита на единые счета бюджетов, открытые в Федеральном казначействе, соблюдение необходимых условий в договоре, установленных Правительством Российской Федерации <9>.
Статья: К вопросу о реформе регулирования золотой акции
(Кузнецов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)<9> Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
(Кузнецов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)<9> Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Готовое решение: Как заполнить и представить пояснительную записку к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360)
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения формируют путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам приложения (ф. 0503172) и исключения показателей на основании данных строк "в том числе по номеру (коду) счета" консолидированных справок (ф. 0503125) по коду счета 1 301 11 000, 1 301 21 000, 1 301 31 000, 1 207 11 000, 1 207 21 000, 1 207 31 000, в части сумм государственного (муниципального) долга, заимствований, сформировавшихся в рамках межбюджетных отношений (пп. "д" п. 18, п. 19 СГС "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность", п. 218 Инструкции N 191н).
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения формируют путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам приложения (ф. 0503172) и исключения показателей на основании данных строк "в том числе по номеру (коду) счета" консолидированных справок (ф. 0503125) по коду счета 1 301 11 000, 1 301 21 000, 1 301 31 000, 1 207 11 000, 1 207 21 000, 1 207 31 000, в части сумм государственного (муниципального) долга, заимствований, сформировавшихся в рамках межбюджетных отношений (пп. "д" п. 18, п. 19 СГС "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность", п. 218 Инструкции N 191н).
Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В данной статье автор исследует современное состояние правового регулирования муниципального долга в Российской Федерации, принимая во внимание проблему закредитованности муниципальных образований. На основании анализа некоторых местных бюджетов делается вывод о доминировании коммерческих кредитов в структуре муниципального долга. Данный факт представляет собой риск неплатежеспособности муниципальных заемщиков. Автор также исследует причины и последствия принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение описанной проблемы. Отмечается негативный эффект, связанный с установлением лимита по средствам, направляемым на выплату и обслуживание муниципального долга. Автор предлагает скорректировать положения ст. 107 БК РФ, а также выступает за развитие использования риск-ориентированного подхода в регулировании осуществления муниципальных заимствований.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В данной статье автор исследует современное состояние правового регулирования муниципального долга в Российской Федерации, принимая во внимание проблему закредитованности муниципальных образований. На основании анализа некоторых местных бюджетов делается вывод о доминировании коммерческих кредитов в структуре муниципального долга. Данный факт представляет собой риск неплатежеспособности муниципальных заемщиков. Автор также исследует причины и последствия принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на решение описанной проблемы. Отмечается негативный эффект, связанный с установлением лимита по средствам, направляемым на выплату и обслуживание муниципального долга. Автор предлагает скорректировать положения ст. 107 БК РФ, а также выступает за развитие использования риск-ориентированного подхода в регулировании осуществления муниципальных заимствований.
Готовое решение: Как бюджетному и автономному учреждению вести бухгалтерский учет расчетов по долговым обязательствам
(КонсультантПлюс, 2025)Учет долговых обязательств ведется в карточке учета государственного (муниципального) долга (долговых обязательств) по видам обязательств, правовых оснований (включая дату исполнения), контрагентов (держателей, групп держателей) и принятых перед ними обязательств по возврату заимствований и оплате расходов по обслуживанию долговых обязательств (п. 252 Инструкции N 157н). Поскольку форма такой карточки не установлена, считаем, что учреждение в данном случае вправе применить карточку учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504058).
(КонсультантПлюс, 2025)Учет долговых обязательств ведется в карточке учета государственного (муниципального) долга (долговых обязательств) по видам обязательств, правовых оснований (включая дату исполнения), контрагентов (держателей, групп держателей) и принятых перед ними обязательств по возврату заимствований и оплате расходов по обслуживанию долговых обязательств (п. 252 Инструкции N 157н). Поскольку форма такой карточки не установлена, считаем, что учреждение в данном случае вправе применить карточку учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504058).
Готовое решение: Как заполнить и представить сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172)
(КонсультантПлюс, 2025)В форме отразите обобщенные за отчетный период данные по государственному (муниципальному) долгу, предоставленных бюджетных кредитах, а также о процентах и штрафах по ним в разрезе долговых инструментов. Не включайте сведения о заимствованиях, не являющихся государственным (муниципальным) долгом, и иных долговых требованиях (займах, ссудах) (п. 169 Инструкции N 191н).
(КонсультантПлюс, 2025)В форме отразите обобщенные за отчетный период данные по государственному (муниципальному) долгу, предоставленных бюджетных кредитах, а также о процентах и штрафах по ним в разрезе долговых инструментов. Не включайте сведения о заимствованиях, не являющихся государственным (муниципальным) долгом, и иных долговых требованиях (займах, ссудах) (п. 169 Инструкции N 191н).
Готовое решение: Как органу власти вести бюджетный учет расчетов по государственным и муниципальным долговым обязательствам
(КонсультантПлюс, 2025)операции по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств по государственному (муниципальному) долгу;
(КонсультантПлюс, 2025)операции по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств по государственному (муниципальному) долгу;