Положение о муниципальных гарантиях
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о муниципальных гарантиях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении положений о безотзывной банковской гарантии к концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, заключенным до 01.01.2024.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2024 N Д22и-15902)Вопрос: Федеральный закон от 10.07.2023 N 296-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел новый способ обеспечения заявки на участие в конкурсе (далее - Федеральный закон N 296-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 296-ФЗ концедент / публичный партнер в качестве способа обеспечения заявки на участие в конкурсе вправе выбрать предоставление заявителем безотзывной банковской гарантии. Положения в части банковской гарантии вступили в силу 1 января 2024 г.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2024 N Д22и-15902)Вопрос: Федеральный закон от 10.07.2023 N 296-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел новый способ обеспечения заявки на участие в конкурсе (далее - Федеральный закон N 296-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 296-ФЗ концедент / публичный партнер в качестве способа обеспечения заявки на участие в конкурсе вправе выбрать предоставление заявителем безотзывной банковской гарантии. Положения в части банковской гарантии вступили в силу 1 января 2024 г.
Статья: Правовое регулирование государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В условиях предоставления государственной и муниципальной гарантий имеются положения, которые вносятся в саму гарантию, в соответствии с которыми исполнение обязательств гаранта может быть прекращено и договор предоставления гарантии считается утратившим силу. В таком случае гарант не несет никакой ответственности за исполнение обязательств принципала перед бенефициаром. О прекращении таковых обязательств гаранта необходимо поставить в известность всех участников данного правоотношения <5>.
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В условиях предоставления государственной и муниципальной гарантий имеются положения, которые вносятся в саму гарантию, в соответствии с которыми исполнение обязательств гаранта может быть прекращено и договор предоставления гарантии считается утратившим силу. В таком случае гарант не несет никакой ответственности за исполнение обязательств принципала перед бенефициаром. О прекращении таковых обязательств гаранта необходимо поставить в известность всех участников данного правоотношения <5>.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"5. Публично-правовое образование может обязываться нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой в силу положений статей 98 - 100 БК РФ включаются в состав государственного (муниципального) долга.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"5. Публично-правовое образование может обязываться нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой в силу положений статей 98 - 100 БК РФ включаются в состав государственного (муниципального) долга.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Одновременно отмечаем, что в случае, если соглашением предусмотрена выдача государственной/муниципальной гарантии и государственная/муниципальная гарантия фактически получена, она может использоваться в качестве инструмента снижения кредитного риска (с учетом подходов к учету государственных и муниципальных гарантий в Инструкции N 199-И).
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Одновременно отмечаем, что в случае, если соглашением предусмотрена выдача государственной/муниципальной гарантии и государственная/муниципальная гарантия фактически получена, она может использоваться в качестве инструмента снижения кредитного риска (с учетом подходов к учету государственных и муниципальных гарантий в Инструкции N 199-И).
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
Готовое решение: Как получить независимую гарантию для обеспечения заявки, исполнения государственного контракта, гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве обеспечения можно также представить (за исключением некоторых закупок) гарантию (независимую гарантию), выданную с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве обеспечения можно также представить (за исключением некоторых закупок) гарантию (независимую гарантию), выданную с учетом положений Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
Статья: Новое "окно возможностей" государства для участия в делах местного самоуправления
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Именно поэтому нельзя пройти мимо очевидной правовой "облегченности" ст. 74.1, выраженной в отсутствии в ней предварительного судебного разбирательства (обязательного в предыдущих случаях), что делает положение главы муниципального образования уязвимым, лишая его гарантий объективного привлечения к ответственности. На этот счет выскажем предложения в заключительной части нашего исследования.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Именно поэтому нельзя пройти мимо очевидной правовой "облегченности" ст. 74.1, выраженной в отсутствии в ней предварительного судебного разбирательства (обязательного в предыдущих случаях), что делает положение главы муниципального образования уязвимым, лишая его гарантий объективного привлечения к ответственности. На этот счет выскажем предложения в заключительной части нашего исследования.