Положение о лицензировании недропользования



Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о лицензировании недропользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 "Виды пользования недрами" Закона РФ "О недрах""Ссылка апеллянта на то, что статья 6 Закона о недрах не содержит такого вида пользования недрами как ликвидационные работы признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку АО "СУПК", получив лицензию на пользование недрами, стало пользователем недр (недропользователем) и приняло на себя обязательства по выполнению условий пользования недрами к лицензии, а также положений проектной документации."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)
Вместе с тем судебная практика не была последовательна в толковании термина "исключительное право", содержащегося в ст. 7 Закона о недрах. Сначала суды ориентировались на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, согласно которой в силу ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в границах горного отвода пользование недрами, а не земельными участками, под которыми они расположены <7>. Впоследствии суды изменили свою позицию и стали толковать "исключительное право" в смысле Закона о недрах аналогично "исключительному праву" ЗК РФ. Например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа со ссылкой на ст. 7 Закона посчитал, что наличие у общества лицензии означает наличие у него исключительного и приоритетного права на использование земельного участка <8>. Арбитражный суд Поволжского округа пришел к крайне странному выводу, указав, что поскольку у общества имеется лицензия на право пользования недрами, оно имеет приоритет в использовании участка недр перед другими видами природопользования <9> (возможно, суд не считал пользование земельным участком природопользованием). В настоящее время суды вернулись к прежней позиции и в большинстве случаев верно трактуют понятие "исключительное право" Закона о недрах, указывая, что недропользователь не является субъектом исключительного права на предоставление земельного участка в аренду <10>. Однако законодателя в данном случае упрекнуть не в чем, так как норма Закона о недрах, касающаяся исключительного права, сформулирована совершенно четко и в толковании не нуждается. Судебная же практика, толкующая "исключительное право" Закона о недрах в смысле исключительного права по ЗК РФ, спровоцирована тем, что недропользователи зачастую не могут оформить права на земельный участок не потому, что этого не хотят, а потому, что получить земельный участок для разработки месторождения полезного ископаемого в принципе невозможно. Когда проводится аукцион на право пользования недрами, в аукционных условиях никакой информации о земельном участке не содержится. Никакой поддержки со стороны Роснедр в оформлении прав на земельный участок лицензиатом действующее законодательство не предусматривает. В первоначальной редакции ранее действовавшего Постановления Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о лицензировании пользования недрами" <11> было закреплено правило о предоставлении лицензии на пользование недрами одновременно с предоставлением права на пользование земельным участком. Впоследствии эта норма была исключена, и недропользователь, получивший лицензию, остается один на один с органом власти, уполномоченным на предоставление земельных участков. При этом зачастую на аукцион выставляются лицензионные участки недр, когда правовой режим земельных участков, расположенных над ними, включает запрет на использование их для целей добычи полезных ископаемых (например, земельные участки на территории национального парка). В таких случаях доходит до того, что законодатель вынужден вводить весьма специфические механизмы, обеспечивающие недропользователю доступ к заветному месторождению. Примером такого законодательного урегулирования конфликта "земля/недра" может служить Федеральный закон <12>, который внес в Закон об особо охраняемых природных территориях <13> изменения, предусматривающие возможность добычи полезных ископаемых в границах населенного пункта, созданного на территории национального парка.
показать больше документов

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 23.12.1993 N 2274
"О мерах по обеспечению ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений"
1. Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований в соответствии с пунктом 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного 15 июля 1992 г., обеспечить до 1 февраля 1994 г. выдачу лицензий на пользование недрами по месторождениям, указанным в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 180 "Об обеспечении ввода в эксплуатацию новых нефтяных месторождений в 1993 - 1995 годах".
показать больше документов