Положение о конфликте интересов закупки

Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о конфликте интересов закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 N 13АП-28144/2023 по делу N А56-22464/2023
Категория: Споры с антимонопольными органами в сфере закупок для муниципальных нужд.
Требования заказчика: О признании недействительным решения о соответствии второй части заявки требованиям аукционной документации.
Обстоятельства: Заявка участника торгов содержала полную информацию, установленную законодательством и извещением о закупке, однако была необоснованно отклонена заказчиком.
Решение: Отказано.
Апелляционный суд также учитывает правовую позицию, отраженную в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016, согласно которой декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям пункта 2 статьи 434 ГК РФ. Проставление участником закупки отметки в соответствующей графе электронной документации в составе второй части заявки свидетельствует о соблюдении письменной формы названной декларации. Исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, непредставление участником закупки расшифровки того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 N 13АП-16352/2023 по делу N А56-98116/2022
Категория: Споры с антимонопольными органами в сфере закупок для государственных нужд.
Требования участника торгов: О признании недействительным решения о несоответствии второй части заявки требованиям конкурсной документации.
Обстоятельства: Заказчик и антимонопольный орган не обосновали несоответствие заявки участника закупки требованиям законодательства о контрактной системе.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционный суд также учитывает правовую позицию, отраженную в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016, согласно которой декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям пункта 2 статьи 434 ГК РФ. Проставление участником закупки отметки в соответствующей графе электронной документации в составе второй части заявки свидетельствует о соблюдении письменной формы названной декларации. Исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, непредставление участником закупки расшифровки того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конфликт интересов в публичных закупках
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2019, N 1)
Сейчас Минфином России подготовлен проект Федерального закона, согласно которому предлагается обязать корпоративных заказчиков включать в положения о закупке обязательные требования по предотвращению конфликта интересов в закупочных отношениях. Это типичный пример "запоздалого" регулирования, поскольку в закупочных практиках эти вопросы уже давно детальным образом проработаны и императивного воздействия попросту не требуют.
Статья: Направления повышения эффективности противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок
(Беляева О.А., Цирин А.М.)
("Журнал российского права", 2019, N 10)
И все же анализ правоприменительной практики показывает, что дефиниции конфликта интересов, включаемые обычно в положения о закупках, действующие в организациях, являются более узкими, нежели определение конфликта интересов, предусмотренное ст. 10 Закона о противодействии коррупции. В то же время важно учитывать ресурсы аффилированности через корпоративные, имущественные и иные близкие отношения. Например, должностное лицо заказчика может способствовать заключению договоров с организацией, с которой ранее заключались трудовые или гражданско-правовые договоры.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)
Суд пришел к выводу о том, что участником закупки соблюдена письменная форма декларации об отсутствии конфликта интересов применительно к положениям пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Проставление участником закупки отметки в соответствующей графе электронной документации в составе второй части заявки свидетельствует о соблюдении письменной формы названной декларации.
Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"
2) комитет по аудиту - для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с регулированием финансово-хозяйственной деятельности ВЭБ.РФ и контролем за ней, в том числе с контролем за обеспечением полноты и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ВЭБ.РФ, за надежностью и эффективностью системы управления рисками и внутреннего контроля, обеспечением независимости и объективности осуществления функции внутреннего аудита, оценкой независимости и отсутствием конфликта интересов у аудиторской организации ВЭБ.РФ, с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ВЭБ.РФ, с утверждением положения о закупке товаров, работ, услуг, с утверждением годового отчета ВЭБ.РФ, финансового плана доходов и расходов (бюджета) ВЭБ.РФ, с отбором аудиторской организации, с размещением ВЭБ.РФ эмиссионных ценных бумаг;